За 34 года, посвященных детям, она и в Доме пионеров работала, и в 29-й школе, а затем перешла в гимназию №18. О ее высоком профессиональном уровне говорят не только коллеги, ученики и их родители, но и награды. Одни из самых дорогих — Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, Почетная грамота Минобразования РФ как победителю конкурса лучших учителей РФ и диплом «Педагог-наставник призера Всероссийской олимпиады школьников». А еще, когда я вспоминаю школу, я вспоминаю и Веру Павловну — одного из моих любимых педагогов.

«Дети всегда знают, когда можно сесть на шею учителю»

— Вера Павловна, почему вы захотели стать учителем?

— Не знаю, хотела ли я им стать. Прежде всего мне нравился русский язык как предмет, как наука. Путь в профессию получился не слишком быстрым. Сначала я окончила музыкальное училище, работала по специальности, но все-таки любовь к русскому языку, к литературе изменила мою судьбу. В довольно-таки зрелом возрасте я решилась и поступила в КубГУ на филологический факультет. Уже на втором курсе начала параллельно работать в школе. Сложности были, конечно. Хотелось, чтобы дети научились всему и сразу, однако не всегда это получалось, и было непонятно, от чего это зависит.

— А как находите контакт с учениками? И всегда ли получается?

— С каждым годом получается все лучше и лучше. Наверное, играет роль опыт, приобретенный со временем. В принципе, ничего сложного в этом нет. Дети всегда понимают, когда можно сесть на шею учителю, а когда он этого сделать не позволит. Есть и талантливые ребята, есть пытливые, а есть и лоботрясы. И обидно, что иногда лоботрясами бывают дети, наделенные способностями, но, бывает, они поздно спохватываются. И, мне кажется, задача любого учителя — увидеть таких деток. В первую очередь, чтобы они не потеряли своих дарований. Наша задача — направить ребят, помочь, ободрить, а где-то, может, и строгость проявить.

«В каждом поколении есть свои отличники и двоечники»

— Отличаются ли поколения детей, которых вы учили? Как дела с грамотностью у современных любителей гаджетов?

— В каждом поколении есть и свои отличники, и свои двоечники. Но что касается общего состояния владения русским языком на данный момент, то грамотность учеников, конечно, сильно упала, орфография буквально на нуле. Дети перестали к чему-то стремиться, нет мотивации, ничего не хотят. Был случай: мы готовили учеников к собеседованию по русскому языку, и в их задачу входило просто пересказать текст размером с ладошку. Думаете, они его хотя бы прочитали? Нет. Детям просто было лень, в итоге четыре «счастливчика» ушли с двойками. С нынешними возможностями грех лениться! Зашел в интернет, пощелкал — и тебе уже высвечивается информация. Это в наше время надо было стоять в очереди в Пушкинскую библиотеку. И мы, кстати, стояли. Удручает тот факт, что ученики начинают что-то делать только тогда, когда им грозит двойка. Я всегда говорю, что могу обучить каждого, если он этого захочет.

— Как увлечь детей своим предметом и сделать его для них самым любимым?

— Очень просто: дисциплина, но, наверное, еще важнее — ваше желание донести информацию интересно и с душой. Ребенок всегда чувствует, когда преподаватель рассказывает просто чтобы что-то рассказать. Ну и, конечно же, сейчас есть много различных интересных презентаций, видеоуроков, что помогает разбавлять тот же традиционный урок и заинтересовывать детей.

— Что вы чувствуете, когда ваши ученики вырастают и уходят во взрослую жизнь?

— Ну, как в каждой семье: дети рано или поздно должны вылететь из гнезда —
семейного или школьного. Это жизнь. Радуюсь, когда они делятся своими успехами, когда у них все получается. Особенно если они стремились куда-то поступить и не сразу получилось, а потом все-таки добились своего. Я разделяю их радость, горжусь ими. Конечно, очень приятно, если все складывается хорошо.

«У меня мечта, чтобы количество часов по литературе увеличивалось»

— Есть ли у учителя свободное время, или он почти всегда работает — и в школе, и дома?

— К огромному сожалению, свободного времени у учителей с сентября по май не бывает. Редкие дни каникул — и те уходят на то, чтобы как-то разобраться с использованными бумагами, журналами и прочими вещами. Такая специфика работы присуща педагогу любого звена: и младшего, и среднего, и старшего. Мы выходим из школы, дверь закрывается, а работа продолжается: тетради, подготовка к урокам, презентации, документация. Порой справляться с этими делами приходится и в выходные дни.

— Какие темы лично для вас самые интересные в литературе и русском языке?

— На мой взгляд, скучных, неинтересных тем в русском языке, литературе нет. Язык — это система, а из системы нельзя какую-то тему вычленить. Например, вот эта тема скучная, а следующая — намного интереснее. Нет, они все взаимосвязаны. Все разделы языкознания сплетены, и порой так плотно, что один раздел переходит в другой. Без знания фонетики, морфемики, словообразования, этимологии сложно понять даже самый простой текст. Все интересно, если в это погружаться.

— Что вы читаете сами? Что у вас стоит на книжной полке?

— Читаю сама то, что задано детям, времени на другую литературу нет. На полках стоит Гоголь, Достоевский, Лермонтов. Только летом удается почитать то, что хочется.

— Что бы вы хотели изменить в системе образования?

— У меня утопическая мечта: сделать так, чтобы количество часов по литературе не уменьшалось, а по возможности увеличивалось. Чтобы дети читали произведения и обсуждали их на уроках, а для этого нужно больше часов, так как классы у нас немаленькие. Редко, когда в классе 34-35 человек, на самом деле их под сорок. Мечта совсем, конечно, невыполнимая, но на то она и мечта.

Хочу, чтобы классы на русском языке и литературе делились по группам, так, как мы это делаем на уроках английского языка. То есть, изучая иностранный язык, мы делим класс, рассчитывая на то, что каждый ученик выскажется и ответит. Но почему-то при изучении русского считаем, что ребенок может неделю посидеть тихонько, спрятавшись за спины других детей. Ребенок на русском и литературе должен говорить. Еще было бы хорошо запретить телефоны на уровне закона. Дети привыкли списывать, но надо понимать, что ЕГЭ не спишешь.

«Школа — не цирк, от родителей должна исходить мотивация»

— Насколько строго вы оцениваете детей? Идете ли на уступки?

— Учителя любого предмета оценивают детей и их знания не просто так, а согласно определенным критериям. Есть четкие установки: за что и как ребенок получает оценку. Родители должны об этом знать. С 2023 года у нас появились новые ФОПы (федеральные образовательные программы), где прямо прописано, какими знаниями, умениями должен обладать ученик с 5-го по 11-й класс, чтобы получить оценку «отлично». Например, по литературе он должен не только хорошо знать текст изучаемого произведения, но и понимать задумку автора, его идею и позицию.

Также ученик должен давать устные характеристики героям, сопоставлять их, анализировать, показывать литературоведческие знания, владеть терминологией. И устный ответ, на который сейчас делается упор, должен быть связным, глубоким, всесторонним. Односложных ответов быть не должно. Когда родители ознакомлены с этими установками, тогда автоматически отпадают вопросы: «А почему тройка? А почему четверка?»

Важно понимать, что школа — не цирк, мотивация должна исходить прежде всего от родителей. Если семья не нацелена на то, чтобы их ребенок учился, если с ним не разговаривают, то, конечно, положительных результатов не будет. К сожалению, некоторые родители отдают детей в школу как в камеру хранения: быть требовательным к их детям нельзя, если почерк кривой — тоже ничего страшного.

— Вы состоите в чатах классов? Если да, то напрягает ли вас их обилие?

— Я состою только в одном сетевом чате класса, но в нем лишь информирую детей о тех или иных событиях, то есть чат помогает мне организовывать информацию. Более того, в этом сообществе я являюсь админом, функция ответа на сообщения в таком чате отключена, поэтому он меня вовсе не напрягает. Все же главным для меня остаются и останутся классные и родительские часы, непосредственно живое общение.

Химия в стихах

— Расскажите о самом интересном и запоминающемся уроке.

— Запоминающимися могли быть уроки не столь традиционные, как те, которые выходили за рамки программы, например, интегрированные уроки. Один из них был связан с химией в стихах. Оказывается, не только выдающийся ученый Александр Бородин — автор более сорока важных работ по химии — интересовался литературой, но и малоизвестный профессор Николай Славский писал стихи. Славского привлекал торжественно приподнятый стиль Гомера, и он так увлекся этим размером, что создал поэму «Карбониада» («карбониум» с латыни переводится как углерод), где в 12 песнях античным гекзаметром излагались основы органической химии. Так вот, на уроке литературы мы разбирали с точки зрения литературоведения отрывки из этой поэмы, а также параллельно учитель химии погружала нас в те темы, которые отражены в этом произведении, — темы органической химии. Дети разговаривали о свободном углероде, который встречается в трех формах: алмаз, графит, графен и соединениях углерода. Им было очень интересно от литературы перейти к химии и наоборот.

— До скольких лет вы собираетесь работать в школе? Есть ли человек, которому вы можете передать свое место?

— Буду работать до профессионального выгорания. Надеюсь, что Катя Усатюк бросит свою журналистику и перейдет на филологический факультет — вот достойная смена! А если серьезно, есть много моих учеников, которые уже окончили филфак и работают. Без всяких сомнений и колебаний уступлю им свое место, уверена: будут работать достойно.

Автор материала: Екатерина Усатюк