«Прочитала в газете подборку Елены Дубовой «Я родом из советского прошлого» (№8 от 26 января 2023 года). Так как больше половины моей жизни прожито в СССР, решила поделиться и своими краткими воспоминаниями…»
Вместо предисловия
Щедрого душой человека, живущего для людей, всегда видно. Даже если ему немного за 80. Точнее, ей. От нашей читательницы Валентины Анатольевны Аникиенко в редакцию пришел большой конверт с несколькими исписанными страницами и десятком ценных семейных фотографий. Я позвонила Валентине Анатольевне, чтобы поблагодарить за доверие к нашему изданию и уверить в том, что обязательно вернем фото. Услышала полный силы голос, приятный и хорошо поставленный. Учитель!
Валентина Анатольевна рассказала, что регулярно читает «Краснодарские известия». Ей очень нравятся исторические материалы и воспоминания, а еще новости про благоустройство родного Краснодара. Читательница попросила передать горячий привет коллегам школ, в которых она работала, — №35 и 53 — и, конечно, своим ученикам. Некоторым из них уже за 60. Если кто-то потерял связь с Валентиной Анатольевной, пишите в редакцию, мы поможем с ней связаться.
А вот, собственно, история жизни нашей читательницы.
«Морские дьяволы» сделали плот из пустых бочек
«Родилась в Краснодаре за два года до Великой Отечественной войны в семье учителей. В августе 1941 года папу, Радченко Анатолия Евлампиевича, мобилизовали на фронт, в Крым. Он участвовал в обороне Севастополя в составе морской пехоты, которую немцы называли «морские дьяволы». Когда моряков совсем оттеснили к морю, они соорудили плот из пустых железных бочек. Через несколько дней он прибился к городу Поти в Грузинской ССР.
Потом папа участвовал в боях за Северный Кавказ, в освобождении Новороссийска. Был контужен, ранен. После Победы над фашистами его послали на Восточный фронт, в Маньчжурию, воевать с японцами. В сентябре 1945 года военные действия там закончились.
Нас с мамой и бабушкой эвакуировали из Краснодара в Ставропольский край, село Александровское. Но скоро война и туда дошла. Когда немцев прогнали из Ставрополья, мы переехали в поселок Машук, где маму назначили директором школы.
Папу после окончания войны оставили в рядах Советской Армии в звании капитана и отправили служить учителем истории в Высшее морское училище во Владивосток.
Краснодар — Тбилиси
В августе 1946 года он приехал, забрал нас на Дальний Восток. Два года мы жили во Владивостоке. Там я пошла в школу, проучилась в первом и во втором классах.
Но вскоре морское училище расформировали, и папу перевели в Тбилисское нахимовское училище, где учились дети погибших моряков. Папа нас завез в Краснодар (ехали на поезде через всю страну больше десяти суток), в свою квартиру на улицу Шаумяна, а сам отправился к месту новой службы.
В третий класс я пошла уже в Краснодаре — в школу №37 на улице Красной, что напротив бывшего кинотеатра «Россия» (сейчас на месте кинотеатра стоит отель Marriott). Здание этой школы недавно было признано историческим наследием, и его будут реставрировать, хотя в 1990-е годы думали снести.
Через год папа забрал нас в Тбилиси, и там, в офицерском общежитии, мы прожили шесть с половиной лет. У папы уже было звание подполковника (во флоте это капитан второго ранга). У меня остались самые приятные воспоминания о Тбилиси и одноклассниках. Школа была русская, но в нашем классе училось всего пять русских, остальные — грузины и армяне. Однако все говорили по-русски и были очень дружны. Помню, как в 1953 году, когда умер Сталин, мы все плакали. Думалось: как теперь жить без вождя?!
«Форма, черный бант в косе, никакой стрижки»
В 1952 году у меня появилась сестра Наташа, семья выросла.
В 1955-м папу демобилизовали, и маме удалось сделать обмен двух комнат в общежитии на две комнаты в бывшем помещичьем доме в Краснодаре на улице Филатова. Так мы вернулись на родину в декабре 1955 года. Я пошла в девятый класс школы №36, тогда она была на ул. Красной, напротив Дома книги. Директор, Анна Николаевна, вела у нас историю, давала хорошие знания. Строгая, но справедливая, следила за нашим внешним видом, особенно у девочек: форма с черным фартуком, черный бант в косе, никакой стрижки.
В 1957 году я окончила школу с золотой медалью и поступила в пединститут (сейчас это КубГУ) на физико-математический факультет, отделение физики. Тогда он находился в одном здании с мединститутом (ул. Седина, 4), в левом крыле. Запомнились хорошие педагоги: Седыхов, Тихомирова, Завьялов, Писаненко и другие.
Каждый год 7 Ноября и 1 Мая студенты с преподавателями ходили на демонстрацию. В сентябре на первом и втором курсах ездили в колхоз на уборку урожая.
Со второго курса уже была практика в школе — сначала пассивная, потом активная. А на пятом курсе на полгода послали в районы, где не было учителя физики. Я оказалась в Каневском районе на хуторе Мигуты. Вела физику, а заодно черчение, географию.
«Ни копейки не просили у родителей на путешествия»
В КГПИ учился и мой будущий муж Аникиенко Алексей Афанасьевич, он родом из совхоза в Каневском районе. Со второго курса мы стали дружить, вместе готовились к экзаменам, а летом ездили отдыхать. В течение года откладывали на это стипендии. Но я-то дома жила, а Алексею, чтобы выжить, приходилось несколько раз в месяц по ночам разгружать вагоны. Так делали многие приезжие ребята.
И вот мы на втором курсе приплыли в Ялту на пароходе «Адмирал Нахимов», неделю жили в Крыму. Потом теплоход «Сванетия» доставил нас в Сочи и Батуми. Ни копейки не просили у родителей на наши путешествия. На пятом курсе зарегистрировали брак в Октябрьском ЗАГСе и скромно посидели дома за свадебным столом вместе с моими родителями.
После госэкзаменов отработали по направлению в поселке Ахтырском Абинского района в школе №42. А потом трудились в Краснодаре. Я — в школе №53, Алексей — в школе №35. В 1964 году у нас родилась дочка, а в 1968-м — сын. Мы вступили в жилищный кооператив и уже в 1965 году вселились в двухкомнатную хрущевку. За 15 лет выплатили ссуду.
За 14 лет накопили на «Москвич»
Жили на одну зарплату в 80 рублей, а другую откладывали на сберкнижку. Жили скромно, но не бедствовали. Так делали почти все в СССР. В результате за 14 лет мы еще собрали деньги на «Москвич». Муж мечтал поездить по стране. Съездили в Сочи, на другой год по Военно-Грузинской дороге — в Тбилиси к моим друзьям. Потом в Киев. А потом… в 1980 году муж умер. Дочка — в девятом классе, сын — в пятом. Мне 40 лет. Директор школы, где муж работал, предложил перейти в СШ №35, обеспечив хорошую нагрузку. (Раньше больше 18 часов в неделю не давали — это ставка).
Дети выучились, получили высшее образование. Родились внуки, трое. У меня уже два правнука. Жизнь пролетела как миг, а кажется, что и не жила. Вся моя жизнь была связана со школой. С 7 утра до 15 часов в школе, дома подготовка к урокам. А между делами — дом и свои дети.
Проработала в школе 47 лет
В советской школе велась учебно-воспитательная работа. Каждую неделю — классный час, по праздникам — школьные вечера, на каникулах — или в поход с детьми, или поездки в Москву, Волгоград, Владикавказ и др.
Своих детей на время поездок оставляла бабушке (она бывший педагог-литератор, последние годы работала в Институте усовершенствования учителей).
Работать с детьми мне нравилось, особенно в 9-11-х классах. Каждый год у меня было классное руководство, только последние четыре года просто вела уроки. Всего проработала в образовании 47 лет.
Подводя итоги, я считаю, что прожила честную и правильную жизнь. Дочь и сын выросли честными и порядочными людьми, патриотами своей Родины. Большинство моих учеников благодарны школе и мне, как учителю физики и классному руководителю, за полученные знания и воспитание».