Краснодарские известия

Родной Лихоносов не только на Кубани

Спикерами мероприятия выступили именитые журналисты, писатели и критики из Москвы, Краснодара, Донецка, Пятигорска и Армавира.

Человек жив, пока жива память о нем

С приветственным словом выступили организатор мероприятия — декан факультета Валерий Касьянов и проректор по довузовскому и дополнительному профессиональному образованию Кубанского госуниверситета Семен Кустов.

Сегодня я начал день не только с чашки кофе, но и с творчества Лихоносова. Особенно меня поразил его стиль, пронизанный человечностью и духовностью. Виктор Иванович, сибиряк по происхождению, искренне любил Кубань — свою вторую родину. На протяжении всей жизни своим словом он стремился пробуждать в людях все самое светлое. Все то, чего нам так сильно не хватает в современной жизни,

— отметил Семен Кустов.

Виктор Лихоносов, известный по произведениям «Наш маленький Париж», «Осень в Тамани», «Люблю тебя светло» и другими, поистине является одним из самых значимых прозаиков на Кубани. Многие отмечают легкий, будто волшебный, слог автора. Однако, к сожалению, не все проживающие в южной столице знают имя русского прозаика, хотя именно он безоговорочно и безусловно посвятил ей большую часть своего творчества.

Фото: Ксения Крапивина

Лихоносовские чтения устраивают уже в восьмой раз, позволяя молодому поколению узнавать родных писателей, а их родителям — не забывать о талантливом человеке.

К слову, детище Виктора Ивановича — литературно-исторический журнал «Родная Кубань» — благодаря главному редактору Юрию Павлову, продолжает свое существование до сих пор.

Фото: Ксения Крапивина

Старший преподаватель кафедры публицистики и журналистского мастерства факультета журналистики КубГУ Альбина Петрова отметила, что активно вспоминать о прозаике в СМИ стали только после смерти Лихоносова. Однако это были лишь актуальные нашумевшие новости про распродажу его рукописей и неубранную могилку.

Для созидания настоящего и будущего необходимы вдумчивые, сердечные тексты, раскрывающие истины человеческого бытия через литературное наследие великих. Необходимо, чтобы звучал сам Лихоносов, а не информационный шум вокруг его фамилии,

— считает старший преподаватель.

Альбина Петрова подчеркивает, что классика нет с нами уже более трех лет, но, благодаря тем, кто искренне чтит память о Викторе Ивановиче, кто читает и публично говорит о нем, кто организует, поддерживает, посещает и освещает мероприятия в его честь, духовная жизнь Лихоносова продолжается:

И пока не умолкают голоса таких Селезневых, Касьяновых, Павловых и других неравнодушных к памяти об истинно великих, есть вера в понимание разумного созидания настоящего и будущего на государственном уровне. Есть надежда, что однажды министры услышат о Викторе Ивановиче Лихоносове, возьмут в руки его книгу, внесут фамилию в список обязательной литературы и станет его имя гордостью всей России.

Фото: Ксения Крапивина

«Литература — дело святое»

Заведующий кафедрой зарубежной литературы и сравнительного культуроведения КубГУ Алексей Татаринов в своем выступлении размышлял о творчестве Виктора Ивановича по отношению к большому стилю:

Так много откровенно бездарных текстов, обеспеченных поддержкой статусных прохиндеев, что современная литература грозит исчезнуть в скверном анекдоте. Ее господствующая идеология — травматические фантазии, изложенные очень плохим языком. Причем часто травмы не настоящие, пережитые, а сфабрикованные по законам новейшей успешности.

Фото: Ксения Крапивина

Сочетается ли вообще имя Виктора Лихоносова с большим стилем? Татаринов подчеркивает, что литераторы, особенно за пределами Кубани, часто говорят, что Лихоносов и большой стиль вообще не сочетаются. Отсутствуют рельефные сюжеты, слишком много лирики и эссеистики, региональное на первом месте. Но сам Татаринов так не считает:

Виктор Иванович — это сильнейшая внутренняя форма литературы, когда совершенство слова, любовь к речевой защите памяти создают тексты, не слишком вписывающиеся в жанровые стандарты. С Виктором Ивановичем сохранится сложный язык каждого отдельного героя. Для него настоящая литература — дело святое, — отметил выступающий.

Фото: Ксения Крапивина

Писатель на войне

Помимо творчества Лихоносова, на конференции обсудили и актуальные проблемы. Так, писатель и главный редактор журнала «Политрук» Алексей Шорохов, побывавший на специальной военной операции, рассказал о роли писателя на войне. По его словам, важно разделять книги о войне и книги, написанные войной.

Очень хочется, чтобы написанное о войне было чистым. Когда я сегодня слышу стишки с матом, вижу прозу с грязью, всю эту диванную тусовку, которая подсела на хорошую модную тему и кормится вокруг нее, я понимаю, что они делают это по одной простой причине. Потому что никогда им в глаза, даже во сне, не взглянет их погибший товарищ и не скажет: «Братишка, зачем же ты такое написал?»,

— рассказал Шорохов.

По его словам, человеку, который пишет об СВО, не должно быть стыдно ни перед живыми, ни перед павшими товарищами.

Андрей Фефелов главный редактор портала «Завтра.Ру» и телеканала «День» рассказал о перестройке в 1990-е годы и о том, как она отобразилась на современности. О большом стиле и «герметизме» в науке, публицистике и литературе размышлял кандидат филологических наук Николай Крижановский. После чего главный редактор журнала «МОЛОКО» Лидия Сычева представила книгу луганчанки Светланы Руденко «Я буду жить ностальгией по родине…».

Далее мероприятие продолжили студенты и преподаватели факультета с докладами о светлом слове Лихоносова.

Лихоносовские чтения проводятся с 2017 года. Их первостепенная цель — увековечение памяти о великом прозаике в душах и сердцах людей. Родной для Кубани Виктор Иванович заслуживает признания не только в нашей крае, но и на федеральном уровне.

Читайте также: какое слово признают самым популярным в этом году?

Exit mobile version