Ирина Руденко, «Воспитатель года-2023». Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Хвалить — обязательно. Если ошибся — объяснить, где и как исправить. Как же важно, чтобы молодого специалиста в детском саду или школе кто-то встретил и помог влиться в общую работу! Дебютный урок, первая встреча с воспитанниками и учениками — как корабль: как проведешь, так и поплывет. Именно наставники создают такой климат, который помогает вчерашнему студенту почувствовать: он здесь не лишний. В работе круглого стола, который состоялся в нашей газете, приняли участие заслуженные и молодые педагоги, а также эксперты нашего издания.

Молодым педагогам выплачивается компенсация за аренду жилья

В начале встречи председатель комитета по образованию, культуре, вопросам семьи и детства городской Думы Краснодара, руководитель Центра культурного развития «Карасунский» Павел Попов рассказал гостям редакции о мерах поддержки педагогов в Краснодаре:

— Нам важно понимать острые вопросы в сфере образования, которые необходимо незамедлительно решать. Со стороны администрации и Думы города Краснодара нашим педагогам оказывается всесторонняя помощь. Столица Кубани растет колоссальными темпами, к нам переезжает все больше людей, у которых есть семьи, дети разного возраста. В это же время у нас строятся новые школы, детсады, центры развития. Необходимо обеспечить их квалифицированными кадрами. Поэтому мы стараемся привлечь новых грамотных специалистов, предоставляя различные меры социальной поддержки. Чтобы, окунувшись в ворох задач, молодой специалист не сбежал из учреждения образования на завтрашний день. К примеру, в феврале этого года по инициативе администрации Краснодара депутаты городской Думы приняли решение о ежемесячной выплате компенсации за аренду жилья в размере 15 тысяч рублей. Этой мерой могут воспользоваться педагоги в возрасте до 35 лет, если они не имеют в собственности своего жилья. Существуют и единоразовые выплаты в помощь педагогам. Помимо этого в Краснодаре проводится ряд профессиональных конкурсов, форумов, мероприятий, посвященных Году педагога и наставника, в том числе в сфере культуры. К примеру, летом пройдет ежегодный конкурс «Вдохновение» среди лучших работников учреждений культурно-досуговой сферы. Уровень мастерства здесь оценивают уже опытные специалисты и наставники.

Используем лучшее, что было. Добавляем современное. Ищем новое

Институт наставничества был популярен в Советском Союзе, когда масштабно развивалось производственное обучение: молодежь, приходя после учебного заведения на предприятие, получала в наставники опытного мастера. А что же сегодня?

По мнению председателя комитета Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Ольги Шадриной, кадровый голод — одна из главных проблем отрасли образования. И решить ее возможно только совместно, привлекая все заинтересованные стороны, в том числе с помощью наставничества.

Фото: Дарья Паращенко,

Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
false

false

Ольга Владимировна знает, о чем говорит, в профессии она уже много лет, с нуля вырастила собственное дело и сегодня руководит частным детским садом — начальной школой «Счастливое детство». А также возглавляет Ассоциацию дошкольных организаций края с 2013 года.

— Чтобы обеспечить развитие современного сильного государства, новые поколения должны обладать всеми необходимыми знаниями, компетенциями и личностными качествами. А чтобы это случилось, нужно начинать их воспитание с самого раннего возраста. Ведь фундамент развития человека закладывается именно в детстве. От того, что малыши впитают от взрослых, зависит будущее страны. Важно, чтобы детей воспитывали образованные профессионалы, пришедшие в профессию по зову сердца. А дальше необходимая задача — повышать их компетенцию, ставить рядом наставника, который своим личным примером с помощью своего опыта поможет молодому специалисту достичь мастерства.

По словам Ольги Владимировны, мотивация коллектива — важный аспект работы руководства в любой организации. Существует много инструментов, позволяющих мотивировать педагогов: финансовый, корпоративный, ресурсный (оценочный), эмоциональный. В «Счастливом детстве» много работы направлено на формирование устойчивой самомотивации у сотрудников. На постоянной основе их регулярно направляют на обучение, повышение квалификации, приобретение новых компетенций. Ведь современное образование очень стремительно изменяется, обновляется, добавляя инновационные компоненты, меняет правовую структуру.

— Последнее из изменений — внедрение ФОП. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию образования. Я поддерживаю решение правительства, потому что начиная с 90-х у нас было неконтролируемое количество образовательных программ. И все были вольны выбирать, что хотят. Это повлекло за собой необратимые процессы. Многое тогда было утрачено, особенно в части патриотизма, планирования рабочего дня, стандартов навыков и знаний. Сфера образования — ответственная и государственно важная часть формирования гражданского общества. Она бесконечна, ее можно постоянно совершенствовать и улучшать. Но без корней, без той классики, которую сделали наши предшественники, и без современных инноваций мы, конечно, бессильны. Поэтому мы используем все самое лучшее, что было и создается сейчас, добавляем самое эффективное из современных наработок. Ищем новое, сохраняем прошлое. Все для наших детей,
— говорит Ольга Шадрина.

Наставниками могут быть… сами дети

Своим успешным опытом наставничества с участниками круглого стола поделилась председатель комитета по развитию женского предпринимательства Краснодарского краевого отделения организации «Опора России» Олеся Московцева. Двадцать лет назад Олеся Борисовна создала бизнес-школу «Профи», где занимаются не только дети, но и взрослые. Пока ребенок на занятиях, его родители могут скоротать время ожидания, изучая иностранный язык или, к примеру, занимаясь живописью. По сути, это семейный образовательный центр. 2 марта в Совете Федерации благодарность за большой вклад в развитие женского предпринимательства и активную общественную деятельность Олесе Борисовне вручила Валентина Матвиенко.

— И эта награда для меня очень ценна. Ведь это так важно, когда тебя заметили и отметили твои заслуги. Если говорить об общественной деятельности, мы абсолютно бескорыстно вкладываемся в общее дело всеми силами и стараниями. И здесь мы тоже можем считать себя наставниками, ведь люди идут за нами, поддерживая и помогая развивать наши идеи. Хотелось бы отметить, что с каждым годом все больше женщин решается на открытие своего дела. При этом они активно осваивают не только сферы, которые принято считать женскими, но и направления, связанные с развитием различных технологий. Это стереотип, что женщинам не надо идти в космос, IT, инженерные специальности. Нужно развеять эти мифы.

Эксперт рассказала о том, как 19 мая в Краснодаре прошел 2-й Международный форум «О бизнесе по-женски», собравший 300 участников. Одним из важнейших блоков мероприятия стал трек «Наставничество и бизнес-образование детей». Участие в нем приняли юные спикеры — финалисты двадцатого потока бизнес-школы Олеси Московцевой «Профи Дети», наставники и родители победителей. Ребята поделились своими проектами.

— Наши дети пришли на форум для того, чтобы «прокачать» аудиторию. И это превзошло все мои ожидания, мы получили такие замечательные отзывы. Дети стали наставниками для взрослых. Это был такой своеобразный наставнический момент, толчок для развития предпринимателей-женщин.

По словам Олеси Борисовны, в планах — реализация проекта наставничества среди детей:

— Один из наших учеников сделал проект «Учись у своих»: ребенок, владеющий определенными навыками и знаниями, делится ими в своей среде. И его ровесники так гораздо лучше воспринимают информацию — на более понятном, своем языке. И это особенно важно для подростков, когда с ними уже не так просто общаться взрослым. Они выросли и имеют на все свое собственное мнение. Наставниками будут выступать наши выпускники.

У одних — жизненный опыт, у других — свежие знания

Основательница детского сада «Елочка» Маргарита Тихонова посвятила отрасли дошкольного образования более 30 лет. В ее учреждении разработана и введена уникальная методика формирования яркого мышления у детей через образы, проверенные веками, через ценность русского народного творчества и его морали. Когда переступаешь порог детского сада «Елочка», кажется, что попадаешь в настоящий музей, где представлен русский быт, старинные вещи возрастом 100-150 лет.

Во время обсуждения вопроса, в какой поддержке нуждаются наши педагоги, Маргарита Евгеньевна отметила, что важна благодарность общества.

— Весь наш труд — это процесс передачи знаний и накопленного опыта. И если ты делаешь это без любви, то у тебя ничего не получится. Что же можно сделать, чтобы процесс передачи этого опыта происходил более конструктивно? Где черпать силы, чтобы постоянно что-то отдавать — любовь, знания? Я думаю, что образование, как и душа человеческая, — нематериальные ценности. И здесь, наверное, в первую очередь должна быть благодарность общества своим педагогам. То, что президентом объявлен Год педагога и наставника, говорит о том, что общество поворачивается в нашу сторону. Это уже приятно. Хотя, безусловно, мы ни от какой помощи не отказываемся.

Маргарита Тихонова уверена, что наставничество — это многогранное понятие. Замечательно, когда в коллективе есть опытные педагоги, однако и работу молодых специалистов нельзя недооценивать.

— Как-то я прочитала такую мысль: «Педагог — это тот, который передает свои знания, опыт и при этом оценивает учеников, проводит тесты, контрольные работы. Наставник — тот, который сопровождает, направляет тебя по выбранному пути». И я сразу вспомнила начало своего профессионального пути, когда я пришла молодым педагогом в дошкольное учреждение. Пришла с хорошей теоретической подготовкой, с определенной практикой, педагогическим опытом. И вот что интересно: у нас и молодые специалисты могли помочь более опытным коллегам. В первый же год своей работы я была не только кем-то наставляема, но и сама в некоторых вопросах уже была наставником. Молодым есть что предложить, у них хорошая теоретическая подготовка. У одних — жизненный опыт, у других — свежие знания. Всегда можно друг друга дополнять. Еще в качестве примера наставничества я бы хотела привести Ассоциацию дошкольных организаций Краснодарского края, в которой всех нас объединила Ольга Шадрина. Это настоящее сообщество коллег, которые выступают друг для друга наставниками, обмениваясь мнениями и советами.

На нашей инновационной площадке мы готовы обучать студентов

Все лучшее детям, и это не просто слова. Детский сад «Золотая рыбка» под руководством Эллы Шайдуллиной двигается в ногу со временем и уже несколько лет является инновационной площадкой по внедрению программы STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Что это значит? То, что малыши развиваются здесь в режиме эдьютейнмента, то есть учатся объединять игру и экспериментально-исследовательскую деятельность, собирать и программировать роботов, создавать мультфильмы. Благодаря STEM дети становятся активными исследователями, экспериментаторами, инженерами, готовыми к порождению новых идей, форм и проектов.

Пять лет назад, будучи молодым специалистом, работать в «Золотую рыбку» пришла Анастасия Фролова. За эти годы она получила колоссальный педагогический опыт. И не только.

— Как-то я прочитала такую мысль: «Педагог — это тот, который передает свои знания, опыт и при этом оценивает учеников, проводит тесты, контрольные работы. Наставник — тот, который сопровождает, направляет тебя по выбранному пути». И я сразу вспомнила начало своего профессионального пути, когда я пришла молодым педагогом в дошкольное учреждение. Пришла с хорошей теоретической подготовкой, с определенной практикой, педагогическим опытом. И вот что интересно: у нас и молодые специалисты могли помочь более опытным коллегам. В первый же год своей работы я была не только кем-то наставляема, но и сама в некоторых вопросах уже была наставником. Молодым есть что предложить, у них хорошая теоретическая подготовка. У одних — жизненный опыт, у других — свежие знания. Всегда можно друг друга дополнять. Еще в качестве примера наставничества я бы хотела привести Ассоциацию дошкольных организаций Краснодарского края, в которой всех нас объединила Ольга Шадрина. Это настоящее сообщество коллег, которые выступают друг для друга наставниками, обмениваясь мнениями и советами.

Как рассказала Анастасия Юрьевна, коллектив постоянно проходит курсы повышения квалификации, а многие даже получают дополнительное образование.

— Сейчас благодаря нашему детскому саду я обучаюсь в престижном Московском городском педагогическом университете, история которого насчитывает более 150 лет. Я пошла учиться дальше, потому что понимаю, насколько важно быть в курсе последних инноваций в сфере образования. Ведь в наших руках самое дорогое и хрупкое, что может быть, — дети.

Анастасия Фролова согласна, что кадровое голодание в сфере образования действительно есть. И необходимо сделать все, чтобы привлечь в детские учреждения молодых педагогов.

— Ведь у них другой взгляд на педагогику и жизнь в целом, более современный. В свою очередь, мы готовы сотрудничать с вузами, университетами, предоставлять базу наших частных детских садов для практики студентов. Для этого у нас созданы прекрасные условия. Ведь одно дело — теория, а другое — практика. И когда ты только получил диплом, пришел работать и увидел замечательный детсад с прекрасным оборудованием, тебе стало интересно, у тебя загорелись глаза. Но как с этим работать? Об этом тебе как раз и расскажут наши педагоги-наставники. В свое время и я прошла этот путь. На базе нашего детского сада всячески поддерживают молодых специалистов. Мы их очень ждем и ценим.

В помощь учителям и родителям

Центру всестороннего развития Ulius land уже 5 лет, и сегодня он знаменит на весь Гидрострой. Это то самое место, где всегда прикроют ваши тылы и помогут организовать день вашего ребенка после школы. Через заботливые руки педагогов продленки прошло более 200 учеников младших классов. Здесь они делают уроки, обедают и полдничают, играют в развивающие игры, посещают мастер-классы, занимаются шахматами, каллиграфией, ментальной арифметикой, английским языком, гуляют на свежем воздухе. А вечером ребенок возвращается домой — сытый, с домашним заданием, получивший массу всего полезного и интересного.

— Мы работаем в формате детских школьных продленок. Сегодня в наш Карасунский округ переезжает много семей. При этом школы переполнены, в классах — около 40 детей. Учителя часто просто не справляются с таким количеством ребят, таким объемом работы. Родители, в свою очередь, тоже физически не успевают уделить столько времени своему ребенку, сколько это необходимо. Они работают с утра до вечера, и у них зачастую нет возможности стать наставником для своего чада. И тогда они приходят к нам за помощью, советом, поддержкой,
— рассказывает руководитель Ulius land Марина Емельянцева.

В группах продленного дня педагоги не просто помогают своим коллегам, школьным учителям, в воспитании и обучении детей, но и становятся настоящими наставниками для родителей.

— Часто к нам обращаются многодетные семьи или такие, в которых детей растит одна мама. Многие переехали из Крыма, Луганска, Мариуполя, и, к сожалению, уровень знаний их детей не соответствует школьной программе. Роль наших педагогов в такой ситуации — помочь семье. Подсказать, направить родителей, а детей — научить учиться.

Марина Викторовна также отметила, что приходится работать и над популяризацией авторитета школьного учителя. Сегодня ярко просматривается тенденция потребительского отношения к труду педагога. Как у взрослых, так и у детей.

— Мы со школьными педагогами поддерживаем тесную связь. Проводим конкурсы «Мой любимый учитель», ставим театральные сценки, где дети выступают в роли учителей. Поддерживаем коммуникацию со школьными педагогами в плане преемственности, как продолжение школьного процесса.
Фото: Дарья Паращенко,

Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
false

false

Авторитет педагога должен быть неоспоримым

Детский сад «Калинка-бэби» распахнул свои двери для малышей в 2018 году. Воспитатели здесь уверены, что самое важное качество хорошего воспитателя — любовь к детям. Они всегда знают, как увлечь и занять ребенка, чтобы у него сохранилось воспоминание о счастливом детстве.

— На нашей встрече уже прозвучало, что самая главная мера поддержки для педагогов не финансовая. Мне хотелось бы поддержать моих коллег, которые высказали свое мнение о том, что если президент назначил Год педагога и наставника, то обязательно будут приняты какие-то важные меры. Почему мы теряем хорошие кадры? Потому что к педагогам нет доверия, их авторитет ставится под сомнение. Мы наблюдаем огромный ворох вопросов, претензий родителей. А ведь педагоги очень ранимые люди. У них большие добрые сердца, которые не все могут выдержать. От их настроя, самочувствия зависит многое в воспитательном и учебном процессе. А если каждый день относиться к ним с недоверием и пытаться судить их работу, ставить под вопрос то или иное действие, конечно, они от этого устанут. Никакая зарплата, финансовая поддержка не сможет удержать педагога в стабильном положении. Да, безусловно, очень помогают психологи, но проблема не решается. Вспомните свое детство. Разве кто-то из нас жаловался на учителей? Нет, конечно. Для нас они были непререкаемыми авторитетами. Мы приходили в сад, школу и понимали, что учитель — это святое. Его мнение не осуждалось, не оспаривалось,
— отметила руководитель детского сада «Калинка-бэби» Мария Крапивкина.

По словам Марии Александровны, педагоги ее учреждения постоянно находятся на связи с родителями, доносят до них информацию, занимаются профилактикой этой проблемы.

— Поэтому у нас одно пожелание: чтобы мнение педагога было главным, неоспоримым и на него все равнялись. Если родители приняли решение отдать ребенка в детский сад, то необходимо доверять профессионалам. Их мнению, выбору программ, по которым они занимаются. В наших организациях делается все для того, чтобы процесс образования, воспитания был на самом высоком уровне.

Усатый нянь в женском коллективе

Во время круглого стола затронули и тему роли мужчин в педагогике. Что необходимо сделать, чтобы привлечь их в образование?

Агван Тер-Мелкон — директор детского сада «Исток». Много лет назад наставником для него стала его собственная мама. Она посвятила педагогике более 10 лет, и сын пошел по ее стопам. В процессе работы Агван Игоревич понял, что работа с детьми — его призвание. Он начинал свой путь с воспитателя младших групп, а сейчас руководит детским учреждением. Педагог уверен, что образованию просто необходимы наставники-мужчины. Именно они закладывают в подрастающее поколение важные качества: отвагу, честь, непоколебимость.

— В обществе распределены роли. Мол, на кухне и с детьми должны быть женщины. Сегодня мы понимаем, что в современном обществе назрели перемены. Возможно, именно из-за стереотипов я не сразу понял, в чем мое предназначение. Я находился в поисках заработка, и мама мне эту возможность предоставила в детсаду, которым руководила. Начинал я с «носовытирания», с самых маленьких детей. И сам удивился, что малыши для меня — это целая вселенная. Я нахожу в них только самое лучшее, что может быть в людях. Родители моих воспитанников сразу прозвали меня Усатый нянь по аналогии с известным советским фильмом. И они были мне благодарны за то, что я есть у их детей.

Агван Игоревич уверен, что многие мужчины предрасположены к сфере образования, но ввиду нашей ментальности, стереотипов не идут в профессию.

— И проходят мимо своего призвания. А ведь наш мир биполярен. Считаю, это огромное упущение, когда подрастающее поколение воспитывает лишь один пол. Только при обоюдном взаимодействии, когда детей совместно растят и мужчины, и женщины, можно вырастить гармоничную личность. Ведь у нас, мужчин, своя модель поведения, свое мировоззрение, то есть огромный пласт того, чего не может дать женщина, и наоборот. Если в школах еще встречаются мужчины, то в детских садах их совсем дефицит. Главное — любить детей. Этого вполне хватает, чтобы начать свой профессиональный путь. И инструмент, который нам сегодня необходим, — показать значимость в педагогике мужского начала, равно как и женского.
Фото: Дарья Паращенко,

Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»
false

false

Пришла в профессию из балета

Воспитатель детского сада №233 Ирина Руденко несколько лет назад кардинально изменила свою жизнь. В детский сад пришла из… балета. Принять такое решение ей помогли ее дети. В этом году многодетная мама победила в городском конкурсе «Воспитатель года — 2023». По ее словам, стать профессионалом своего дела ей помог коллектив.

— Каждый сотрудник моего детского сада — мой наставник. Именно они помогли мне освоить новую для меня специальность. Здесь я поняла, что работа с детьми — это мое. Малыши тянутся ко мне, и я понимаю, что могу дать обществу больше, чем артистка балета. Это то зерно, которое я несу этому миру, делаю что-то значимое.

Как рассказала Ирина Николаевна, детей в дошкольных учреждениях действительно много. Не всегда на все планы хватает времени, при этом все воспитатели стараются «на отлично» выполнить роль наставника как для малышей, так и для родителей.

— Да, родители часто приходят к нам в растерянности. Да я сама, как мама, часто задаю себе вопросы: а иду ли в ногу со временем, могу ли дать ту информацию, которая интересна детям? И в этой ситуации педагог выполняет и рекомендации, и ищет что-то новое, чтобы с помощью своего опыта, знаний дать детям все необходимое. Ведь дети у нас проводят больше времени, чем дома. Это огромная ответственность, несмотря на серьезную загруженность. Мы часто организуем открытые мероприятия для родителей, чтобы посоветовать, как вести себя в определенной ситуации, как повлиять на поведение детей, получение информации, дальнейший рост знаний.

Ирина Руденко также отметила реверсивное наставничество, когда молодое поколение может дать знания педагогам с опытом. Когда начинающие педагоги приходят с горящими глазами и мотивируют своих наставников.

Поддержка необходима и муниципальным, и частным учреждениям

Своей личной историей с гостями редакции поделился наш эксперт, сопредседатель Краснодарского краевого отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Мурат Дударев.

— Я начинал профессиональный путь молодым следователем в органах внутренних дел. У меня были хорошие наставники, которые научили меня работать. По долгу службы мы взаимодействовали с отделом уголовного розыска. И вот однажды оттуда уволились все старые опера, остались только вчерашние выпускники. Как-то ко мне подошел один из них и поведал, что не умеет писать рапорт, попросил его научить. Знаете, мне стало по-настоящему страшно. Кто же будет раскрывать преступления? И представляете, насколько страшно может быть за детей, если некому будет передавать им опыт предыдущих поколений!

Мурат Владимирович подчеркнул, что развитие института наставничества — одно из важнейших направлений современной политики России. Ясно, что в Год педагога и наставника для этого будут приняты всевозможные дополнительные меры государственной поддержки для бюджетных образовательных организаций.

— И здесь хотелось бы получить мнение частного дошкольного образования, насколько вам нужна поддержка. Мы как общественная организация можем поставить вопрос как на федеральном, так и на краевом уровне. Предлагаю собрать и обсудить такие предложения.

По итогам круглого стола участники встречи также предложили провести в краевой столице региональный форум, чтобы поделиться с коллегами своим опытом и положительными наработками в части наставничества. И дать возможность наставникам Краснодарского края открыть для себя новые подходы к воспитанию детей. А также наши гости предложили тему для следующего круглого стола: профориентация.

…Интересный момент. Для мероприятия мы обозначили тему «Наставник для молодого педагога», а между тем пришли к важным вещам. Наставниками могут выступать и сами вчерашние студенты, и даже дети. Важен и педагог как наставник для родителей. А по большому счету мы говорили о любви. К детям, коллегам и своей профессии. И, конечно, о поддержке. Но главным образом даже не материальной, а о повышении авторитета педагога. Чтобы, как и прежде, учитель звучал гордо!