Ирина Михайленко отмечает тенденцию, что сегодняшняя система образования разворачивается таким образом, что все больше детей после 9-го класса идут в колледж. Во-первых, там большой упор на практику — выпускников охотно берут на работу. Во-вторых, потом можно спокойно продолжить обучение в вузе.
Престиж высшего образования меркнет?
— Я бы так не сказала. Но ребятам, которым я помогла определиться с вузом, все же советую после 2-3-го курса начать работать. Хоть на полставки, хоть на четверть. Чтобы приобрести навыки и иметь трудовую книжку на руках. Специализированные сайты с вакансиями часто требуют опыт работы от трех лет. Когда учеба закончится, в кармане как раз будут эти три пресловутых года.
— Ирина Викторовна, а как профориентолог работает? Что конкретно делаете вы?
— Если ко мне обращаются школьники 8-9- или 10-11-х классов, то это только индивидуалка. Необходимо максимально сконцентрироваться на ребенке и его запросе. Иногда приходится прорабатывать страхи, сомнения, поднимать самооценку. Например, одна из моих программ состоит из пяти встреч. На первой выявляем таланты, потребности, выясняем, чем хочет заниматься ребенок, проясняем исходные условия.
На второй — знакомимся со сферами возможной деятельности, и ребенок выбирает то, что ему интересно. На третьей — рассматриваем уже конкретно профессии, отбираем несколько. На четвертой встрече — учебные заведения, где можно получить нужное нам образование. При поступлении в колледж после 9-го класса зачастую нужно сдавать дополнительные конкурсы. Смотрим, какие.
Для школьников 10-11-х классов отбираем до пяти вузов, в каждом из которых рассматриваем от двух до десяти программ, узнаем, какие ЕГЭ требуется сдать. В завершение обязательно беседую с одним из родителей, часто это мама. Очень важно, чтобы родители не обесценивали выбор ребенка. Как-то один мальчик на консультации сказал, что хотел стать актером, а его мама — чтобы он пошел на врача.
Что делать? Вначале изучаем ребенка, пытаемся понять: этот выбор от сердца или из протеста (такое тоже бывает, и важно разобраться). Если это выбор души, то дальше говорим с родителями, показываю тесты, упражнения, ведем совместные беседы. Очень важно донести, что ребенок — это отдельная личность, со своими мечтами, своим внутренним миром. У него уникальный жизненный путь.
Дети — не наша собственность. Их доверили нам, на время дали на воспитание.
Пусть ходит в кружки и… бросает их
— Ваши консультации — живые встречи или проходят онлайн?
— Работаем онлайн. Вживую тоже встречаемся, когда идем знакомиться с какой-то профессией поближе. Например, недавно я водила группу 10-классников, решивших стать стоматологами, на практику в клинику. Чего они там только ни делали, даже зубы сверлили — искусственные, конечно.
Есть групповые занятия и для школьников помладше. Вообще, с детьми работаем по-другому. В группах проводим тренинги, тесты, играем в профессии будущего. Это и увлекательно, и полезно.
— А когда вообще лучше начинать заниматься профориентацией?
— С 5 лет. Это очень логично, ведь мы видим, как дошколята играют в продавца, доктора. В этом возрасте уже проявляются врожденные таланты. Важно замечать их. Дети до 7 лет узнают о себе со слов людей, что их окружают. Если у вашего ребенка что-то получается хорошо, обязательно говорите ему об этом. Ой как здорово ты рисуешь! А как это у тебя так вышло? А расскажи, что тебе еще нравится делать?
Младшеклассникам надо посещать самые разные кружки. Чем больше, тем лучше.
Знаете, очень легко находят свою профессию старшеклассники, которые в детстве ходили в большое количество секций — ходили и бросали. И очень сложно детям, особенно отличникам, которые сидят дома. Они в теории все знают, но практического опыта нет. А мы можем выбрать профессию, только примерив ее. Это как с конфетами. Вот лежат они в фантиках, и какая лучше — шоколадная, клубничная или апельсиновая? Надо попробовать, хотя бы лизнуть.
И желательно бы прислушиваться к детям. Родители обычно запихивают их в те секции, куда им самим, наверное, хотелось бы. А потом возмущаются: мол, мой ребенок походил и бросил, какое бе-зобразие! Но как раз задача кружков — подарить опыт. Если ребенку не нравится, бросать можно и нужно.
Хотела как в «Трансформерах»
— А бывает так, что подростку хочется одного, а вы ему советуете другое?
— Не совсем так. Я расширяю горизонт знаний, а ребенок потом самостоятельно принимает решение. Как-то ко мне пришла девочка, которая решила стать автомехаником — чтобы ходить в комбинезоне и чинить красивые машины. Я у нее сразу спросила, какой она фильм смотрела. Не про трансформеров ли? Та удивилась, как это я угадала… Я показала девочке реальную работу в автомастерской, и она быстро передумала. Еще один мальчик хотел стать снайпером, но узнав, что это служба по приказу, сразу сдулся. Рассеялись какие-то романтичные представления. Мы с ним поработали и вышли на смежную специальность, связанную с айти-безопасностью. Всегда важно, что есть еще кроме.