О том, что им нужно знать и к чему быть готовыми, «КИ» попросили рассказать начальника городского управления по вопросам семьи и детства Евгению Шкута.
Дайте себе и малышу время узнать друг друга
— Евгения Александровна, как бы ни менялось общество, основные ценности по-прежнему закладываются именно в семье.
— Это действительно так. Дети, лишенные полноценного тактильного, эмоционального, вербального контакта с родителями, растут не всегда приспособленными, менее адаптированными, зачастую резкими, конфликтными, немотивированными на социальную активность. Опыт проживания сначала в неблагополучных семьях, потом в государственном учреждении формирует искаженное представление о понятиях «ценности», «семья», «любовь», «жизнь», «радость» и т.д. Поэтому замещающее родительство является актуальным решением проблемы жизнеустройства ребят, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. Особенно это важно для детей с особенностями развития и подростков. К сожалению, чем старше становится ребенок, тем больше падает шанс на его усыновление, особенно если он имеет ограниченные возможности здоровья.
— Радует, что многие краснодарцы решаются стать приемными родителями. Посоветуйте, как им правильно себя вести, чтобы маленький человек в новой семье чувствовал себя комфортно.
— Важно помнить, что первые дни могут стать большим стрессом как для детей, так и для взрослых. Поэтому главная рекомендация в этот период: относитесь к ребенку и к самим себе особенно внимательно, не форсируйте события, не надевайте розовые очки («Я сделал доброе дело. Дальше — только счастье»). Не торопитесь собирать родственников и друзей для знакомства и шумного праздника. Не спешите задаривать малыша подарками и впечатлениями от развлекательных поездок. Постарайтесь несколько месяцев спокойно провести в узком семейном кругу, чтобы он мог освоиться и не торопясь усвоить правила жизни в новой семье.
Появление приемного ребенка — это только начало. Впереди еще многое предстоит: сделать ему регистрацию, прикрепиться к поликлинике по месту жительства, организовать досуг маленького человека с учетом его склонностей и интересов. Обязательно нужно уточнить перечень федеральных и региональных льгот и выплат, которые вам полагаются.
— Если в семью взяли малыша дошкольного возраста, стоит ли его отдавать в детский сад или лучше взять няню на период адаптации?
— Это каждая семья решает индивидуально. Как правило, дома ребенка и центры помощи детям размещаются в зданиях бывших детских садов, что может напоминать малышу на подсознательном уровне его прошлое в государственном учреждении. С одной стороны, это неплохо, среда ему покажется знакомой, а потому привычной и безопасной. А с другой — эмоционально для него ничего не поменяется: снова чужие люди, шум, сменные воспитатели. Это может помешать формированию привязанности и осознанию того, что теперь у него есть свой собственный дом и свои родители. А может и активизировать страх: «Вдруг за мной не придут, не заберут домой и есть ли смысл привыкать к этим людям?» Если актуален вопрос с няней, важно понимать, к кому больше привыкнет ребенок: к няне или приемной маме? Оптимально будет взять отпуск, во время которого вы сможете лучше узнать нового члена семьи.
— Если говорить о посещении развивающих занятий, развлекательных кружков, как лучше поступить?
— Тоже важно не спешить. Если он ранее посещал какую-либо студию, кружок и скучает по любимому занятию, то, конечно, привычная творческая или спортивная деятельность послужит плюсом в период адаптации. Если никуда не ходил и пока ничем не интересуется, дайте ему время освоиться в новой обстановке и привыкнуть к вам. Когда окружающий мир станет для него знакомым, а значит, безопасным, он сможет наконец-то переключиться на развитие и усваивать новые навыки.
Кровные узы: вред или благо?
— Евгения Александровна, один из первых вопросов, который мучает приемных родителей: говорить или не говорить о том, что малыш неродной. Можете дать совет, как лучше поступить?
— Даже если вы взяли в семью младенца, которому всего несколько месяцев, то, когда он подрастет, не стоит утаивать от него, что вы приемные, а не биологические родители. Чем младше ребенок, тем легче он воспримет эту информацию, т.к. ему еще не с чем сравнивать. Если вы с самого начала не станете делать из этого секрета и расскажете о его появлении в вашей семье как о чем-то естественном и положительном, то и реакция малыша будет соответствующей. Так что лучший возраст для раскрытия тайны — это возраст первых вопросов из серии «Откуда я появился?».
Есть тематические сказки, например, «Сказки про Марту» детской писательницы Д. Сабитовой: «Клад» — для детей 3-6 лет, сказка «Музей» рассчитана на возраст 6-9 лет, когда дети начинают интересоваться деталями. Можно воспользоваться помощью специалистов управления по вопросам семьи и детства администрации города.
Можно вместе сделать «Книгу жизни», благодаря которой его история — как он пришел в вашу семью — станет для него более ясной, перестанет его пугать и мешать добиваться успехов в новой жизни.
— Еще одна болезненная тема — общение ребенка с кровными родственниками. Наверняка придет время, когда он захочет узнать о них побольше и, возможно, встретиться с ними.
— Важно, чтобы вы имели свою четкую позицию по этому вопросу. А чтобы ее выработать, можно проконсультироваться со специалистами управления по вопросам семьи и детства. Если ребенок под опекой, встречи с кровными родственниками возможны, правда, только в интересах малыша (п. 5 ст. 148.1 Семейного кодекса: «Опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками, за исключением случаев, если такое общение не отвечает интересам ребенка»).
Если же такое общение ему вредит, нарушает душевное спокойствие — ограничивайте контакты. При этом постарайтесь, чтобы у малыша не сложилось впечатления, что приемные родители запрещают встречи с кровной родней «из вредности», иначе у него возникнет внутренний конфликт. Это нужно делать с помощью третьих лиц, лучше психологов или грамотных социальных работников, которые объяснят ему, почему не получится увидеться с мамой или бабушкой (например, по причине болезни, ведь алкоголизм — это болезнь).
— Еще один важный вопрос в процессе воспитания приемного сына или дочки (как, впрочем, и кровного): что делать, если не все идет так, как хочется?
— Для восполнения жизненных сил нужно использовать все возможности: полноценно и регулярно отдыхать, быть внимательным к своим переживаниям и эмоциям, общаться с близкими по духу приемными родителями как онлайн, так и лично. Не позволять себе забывать о своих увлечениях и хобби, о вещах и занятиях, которые доставляют вам радость и придают сил. По возможности приобщайте ребенка к совместному досугу, открытому диалогу с вами.
— Какой бы еще совет вы дали взрослым, которые приняли решение взять сына или дочку?
— Помнить, что возрастные кризисы у приемных детей могут проходить более болезненно, чем у ребят, которые с рождения воспитывались в родной семье. В этот период нужно обратиться за поддержкой и помощью к специалистам. Не думайте, что это проявление слабости и признание своей родительской несостоятельности. Напротив, зрелый родитель всегда ищет дополнительные возможности и ресурсы в процессе воспитания.
Какие шаги должны сделать взрослые
1. Первые недели по возможности соблюдайте режим того учреждения, в котором жил малыш. При этом помните, что в кровной семье, возможно, он вообще не имел никаких правил. Будьте терпеливы, внимательны. Проявляйте гибкость в общении.
2. Ограничьте посещение друзей и родственников, пока ребенок не привыкнет к вам и новым правилам.
3. Не торопите события. Помните про периоды адаптации, не перегружайте маленького человечка новыми впечатлениями.
4. Вводите правила поведения в семье постепенно, по мере усвоения предыдущих, объясняя, почему нужно делать так, а не иначе. Помните, ребенку легче воспринимать информацию в игровой форме по принципу: «От простого — к сложному».
5. Не проявляйте излишней принципиальности в питании. Отношение к еде у малыша может быть двояким: категорически отказываться от полезнейших на ваш взгляд продуктов или привычного для вашей семьи меню, но механически и бесконтрольно поедать все, что находится в свободном доступе. Скорее всего, у него просто еще не сформирована культура питания. Договаривайтесь.
6. Выработайте свой стиль взаимодействия с новым членом семьи.
7. Помните: как правило, дети нуждаются в установлении как личных границ, так и границ окружающих, так как в кровных семьях этого могло не быть.
8. В случае возникновения нештатной ситуации постарайтесь не взрываться, не говорить о своем разочаровании. Обратитесь к специалисту управления по вопросам семьи и детства администрации города за помощью и поддержкой.
Три стадии адаптации
- «Знакомство», или «Медовый месяц»
Психологическая ловушка в том, что в этот период часто отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся любовь. Малыш испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Они ощущают и радость, и тревогу, и нетерпение одновременно. Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил гладко и быстро. В действительности же в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений.
Есть еще две ловушки этой стадии: завышенные ожидания друг от друга и уверенность, что ребенок должен чувствовать благодарность, что вы его взяли в семью. Важно помнить: вы самостоятельно приняли решение стать приемными родителями. Если оно было продиктовано желанием сделать что-то хорошее, доброе, то все пойдет естественным путем. Главное, чтобы ожидание благодарности не стало ведущим мотивом принятия малыша в семью.
2. «Возврат в прошлое», или «Регресс»
Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок. Начался кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок по привычке пробует вести себя как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Может происходить очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек малыша. Иногда в этот период он регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего возрасту. Одни становятся слишком требовательными и капризными, другие проявляют враждебность к своему новому окружению. У некоторых детей могут возникать необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Иногда отмечается возврат фактов энуреза, вредных привычек. Ловушка этой стадии — резкое разочарование друг в друге.
3. «Привыкание», или «Медленное восстановление»
Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, он начинает шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми, вести себя так же естественно, как родной, принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям. В случае нестандартной ситуации ищет защиту и помощь у вас.
Автор: Ася Бушкова
Ранее «КИ» делились советами многодетной мамы, как воспитывать дочерей и сыновей.