Звания Старинов так и не получил. В высоких кабинетах его заслуги посчитали не слишком достойными награждения. Однако факты говорят иное. Только в годы Великой Отечественной под его непосредственным руководством было организовано 256 подрывов мостов и пущено под откос 12 тыс. железнодорожных эшелонов противника. Он прожил долгую, насыщенную событиями жизнь, участвовал в Гражданской, Испанской, Финской и Великой Отечественной войнах. Практически все офицеры легендарных элитных отечественных спецподразделений прошли обучение у Старинова — автора трех секретных учебников по диверсионному делу и нескольких открытых книг воспоминаний. Все знавшие Илью Григорьевича офицеры-спецназовцы, в том числе с генеральскими погонами, уважительно называли его «дедом». Это был без преувеличения «патриарх диверсий», родоначальник советского и российского спецназа. 

Кандидат технических наук 

Илья Григорьевич родился в селе Войново Орловской губернии в семье путевого обходчика. Вскоре семья переехала на жительство в Тверскую губернию, где отец продолжил службу на железной дороге. Рассказывали, однажды глава семьи обнаружил трещину в рельсе, что могло привести к аварии, и тогда, перед уже приближающимся железнодорожным составом, он догадался зажечь цветную петарду, чтобы привлечь внимание машиниста. Поезд вовремя остановился, жизнь людей была спасена. Свидетелем этого стал маленький Илья, в памяти которого на всю жизнь отложились эти события и, возможно, повлияли на выбор его дальнейшей профессии. 

Иван Старинов после испанской командировки, 1938 год

В Твери Илья Старинов окончил реальное училище и некоторое время работал в губернской управе, затем семья вновь вернулась на Орловщину.  В 1918 году Илья становится красноармейцем, воюет на Южном фронте, получает ранение. После выздоровления его направляют в 27-ю саперную роту, в составе которой он воевал в Крыму. 

Смышленого молодого сапера заметило начальство и направило на учебу в Воронежскую школу военно-железнодорожных техников, по ее окончании Илья Григорьевич служил начальником подрывной команды железнодорожного полка. 

Окончив Ленинградскую школу военно-железнодорожных техников, стал командовать ротой на строительстве новой железной дороги. Одновременно готовил специалистов-подрывников. С 1929 года обучал будущих диверсантов в киевской военной школе. Именно тогда Старинов увлекся минно-взрывным делом, начал разрабатывать новые способы диверсий и их предотвращения. 

Вместо имеющихся громоздких подрывных зарядов стал работать над созданием компактных мин, получивших название ПМС — «поездная мина Старинова». Забегая вперед, отметим, что в годы войны мины, разработанные Стариновым, поступят на вооружение многочисленных партизанских соединений, на которых будут подорваны тысячи немецких военных эшелонов. За это в 1944-м Илье Старинову присудят звание кандидата технических наук. 

Его теорию признали ошибочной, но 1941-й показал, что ошибся не Старинов 

Молодого специалиста подрывного дела заметили, с декабря 1930 года он стал служить в 4-м отделе штаба Украинского военного округа. В марте 1933-го переведен на службу в Главное разведывательное управление Генштаба РККА. В 1935 году окончил Военно-транспортную академию и получил должность заместителя военного коменданта станции Ленинград, одновременно преподавал в Военно-транспортном институте технику заграждения на дорогах. 

В 1936-м капитана Старинова направили в командировку в Испанию, где он выполнял обязанности советника 14-го партизанского корпуса. Готовил крупные диверсии в тылу армии Франко. Например, пустил под откос эшелон со штабом итальянской авиадивизии и взорвал туннель под Кордовой. Старинов и в боевых условиях продолжал готовить партизан-диверсантов, для чего организовал две школы. 

После возвращения из-за границы его лично принял нарком обороны маршал К.Е. Ворошилов, который заслушал его доклад о диверсионной работе в тылу франкистов. Однако представленные материалы не были оценены по достоинству. С начала 30-х годов прошлого века в военной доктрине СССР разрабатывались вопросы организации партизанского движения в случае вражеского нападения, и Старинов активно их отстаивал. Сам Илья Григорьевич писал: «В 1932 году наша оборона на западных границах зиждилась на использовании формирований партизан. Войска противника, перейдя государственную границу и углубившись на нашу территорию на сотню километров, должны были напороться на укрепрайоны и увязнуть в позиционной войне. В это время на оккупированной территории партизаны начинают организованное сопротивление и перерезают противнику коммуникации. Это была очень хорошо продуманная система не только на случай оккупации части нашей территории, базы закладывались и вне СССР. Очень важно было то, что готовились маневренные партизанские формирования, способные действовать как на своей, так и на чужой территории».

Однако в 1938 году эту теорию признали ошибочной. Советское правительство не могло допустить мысли о том, что мы можем оставить «хоть пядь советской земли», а непременно будем вести боевые действия на территории противника. Все законсервированные партизанские базы ликвидировали. Как это аукнулось в 1941-м, когда в первые месяцы войны нам пришлось были оставить громадные территории, объяснять, думаю, не нужно. Партизанское движение пришлось организовывать с нуля.

СССР стал первой страной в мире с системой радиоуправляемого подрыва

В ноябре 1939 года Илья Григорьевич руководил группой разминирования на Карельском фронте. Накануне войны назначен начальником отдела минирования и заграждений Главного военно-инженерного управления Красной Армии. 

С началом Великой Отечественной полковник Старинов — начальник оперативно-технических групп заграждения Западного и Юго-Западного фронтов. В его распоряжении находилось несколько батальонов и групп, занимавшихся минированием особо важных объектов. Например, перед оставлением Харькова специальная группа Старинова провела минирование одного из особняков в центре города. Когда немцы вошли в него, саперы проверили здание и обезвредили оставленное взрывное устройство, после чего в здании разместился штаб 68-й пехотной немецкой дивизии. И только после окончательного обустройства штаба, почти через месяц, в ноябре, раздался взрыв более мощной мины, скрытно установленной ниже предыдущей. 

Сработало радиоуправляемое устройство, сигнал которому подали с расстояния в 300 км от Харькова. Начальник гарнизона, командир 68-й пехотной дивизии генерал-лейтенант Георг фон Браун и многие другие старшие немецкие офицеры погибли под развалинами. Источники утверждают, что после этой диверсии Гитлер впал в ярость и назначил награду за голову Ильи Старинова. Особенно его разъярила новость о том, что советские войска —  единственные в мире обладали на тот момент системами радиоуправляемого подрыва, в Германии подобных мин не было.

С ноября 1941 года полковник Старинов участвовал в минировании объектов под Москвой и Ростовом-на-Дону, командовал 5-й отдельной инженерной бригадой спецназначения. Только на Южном фронте группа Старинова установила более 50 тыс. не извлекаемых мин замедленного действия. 

«Волевой, инициативный командир»

В августе 1942 года его назначили на должность начальника Высшей оперативной школы особого назначения Центрального штаба партизанского движения, затем помощником начальника штаба по диверсиям. Лично участвовал в разработке партизанских диверсий на Кавказе и в Новороссийске. С марта 1943 года стал членом Военного совета Юго-Западного фронта, с мая — заместителем начальника Украинского штаба партизанского движения. Организовывал обучение партизанских групп для заброски в тыл врага.

С 8.1942. по 26.05.1944 г. работал в Украинском штабе партизанского движения. У партизан проделал большую работу в тылу противника по устройству минных заграждений. Сконструировал ряд мин, которые Постановлением ГОКО приняты на вооружение партизан СССР. Имеет ряд печатных трудов по диверсионной работе в тылу противника. Полковник Старинов является крупным специалистом по минным заграждениям и диверсиям в тылу врага. Волевой инициативный командир, обладает солидной военной подготовкой, имеет опыт командования войсковыми соединениями специального назначения в крупных штабах Красной Армии,

— говорится в представлении на орден Ленина полковника Старинова.

С июня 1944 года занимал должность начальника штаба советской миссии в Югославии, располагавшейся в Бухаресте. Занимался организацией взаимодействия между РККА и Национально-освободительной Армии Югославии.  Неоднократно встречался с маршалом Иосипом Броз Тито.

С февраля 1945 года стал начальником оперативно-инженерной группы по разминированию автомобильных и железных дорог на территории Германии и Венгрии, находился в личном распоряжении маршалов Малиновского и Конева. 

«Я — диверсант, а он — хвастун!»

Перечислить все операции, проведенные полковником Стариновым в годы войны, не представляется возможным. Только операций по взрыву мостов было осуществлено свыше 250-ти. Илья Григорьевич внес выдающийся личный вклад в Победу над врагом. 

В послевоенное время он участвовал в восстановлении и разминировании железных дорог, был начальником кафедры тыла Военного института МГБ СССР, начальником оперативно-тактической группы.

С января 1956 года полковник Старинов — в отставке. Работал старшим научным сотрудником Института марксизма-ленинизма, преподавателем тактики диверсий курсов усовершенствования офицерского состава КГБ СССР.

В 1984-м ему было присвоено звание профессора. В учебных заведениях преподавал до 1987 года. В возрасте 90 лет Илья Григорьевич еще разрабатывал планы по уничтожению боевиков Хаттаба во время чеченской кампании.

Первый раз Илью Старинова представили к званию Героя Советского Союза в 1938 году после его испанской командировки. Однако представлявший его офицер вскоре попал под репрессии, и ходатайство замяли.

В годы Великой Отечественной его представляли дважды, но безуспешно. Наверное, многим его начальникам не нравился его правдивый характер и открытые справедливые высказывания. 

В 1998-м президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Сергей Гончаров направил президенту Ельцину письмо, в котором ходатайствовал о присвоении старейшему спецназовцу страны звания Героя России. Однако никакого ответа не последовало.

В 2000 году, когда Илье Григорьевичу Старинову исполнилось 100 лет, последовало еще одно обращение. Однако вместо Звезды Героя полковник Старинов получил орден  Мужества, ставший последней наградой старого солдата.

В конце 1990-х годов один из журналистов, бравших интервью у полковника Старинова, заметил: «Вас называют русским Скорцени…» Старый солдат мрачно посмотрел на репортера и отрезал: «Я — диверсант, а он — хвастун!» Хвастуны и болтуны во все времена имели большую известность, чем люди дела.

Умер Илья Григорьевич Старинов 18 ноября 2000 года в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Награжден двумя орденами Ленина, пятью Красного Знамени, Октябрьской революции, Отечественной войны II ст., орденами Мужества, Дружбы народов, многими медалями, в том числе «За оборону Кавказа».