Краснодарские известия

«Погреб» для закаток, «стойло» для коня: что хранится в бесхозных гаражах

В городе по поручению мэра Евгения Наумова убирают самовольно возведенные строения. Освободившиеся территории используют в интересах жителей: там строят социальные объекты или благоустраивают зеленые зоны. Ежегодно специалисты сносят около тысячи подобных сооружений. Рекордсмены среди них — гаражи.

От хранилища императорского авто до сарая с покрышками

Первые гаражи появились в России еще в начале XX века. По повелению Николая II их оборудовали в Зимнем дворце и Царском Селе для обслуживания государя и членов царской семьи. К 1912 году Императорский гараж с полусотней первоклассных машин являлся самым крупным в стране.

В 1939-м советское руководство установило единые требования по устройству гаражей и стоянок, а спустя два десятилетия, в 1960-м, вышло Постановление Совета Министров РСФСР, которое разрешало организацию гаражно-строительных кооперативов по образцу жилищных и дачных, существовавших ранее.

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны стали получать временное разрешение на установку металлических гаражей или ракушек на придомовых территориях. Шли годы, после смерти владельцев гаражи либо выкупали, либо негласно передавали по наследству — формальности, как правило, никого не волновали. Гаражный вопрос возник только в 2005 году, когда вступил в силу Жилищный кодекс, на основании которого собственники получили право приватизировать землю.

Сегодня большая часть гаражей служит для складирования домашней утвари и припасов, которые не вмещает квартира. Еще их используют в качестве подсобных помещений для хлама или как слесарные и другие мастерские. А вот за состоянием своего железного сарая хозяева следить не спешат. Разумеется, соседей это не устраивает: на месте металлической коробки, уродующей внешний вид двора, могли бы расположиться детская площадка или уютный сквер. К тому же такие строения нередко влекут за собой поджоги, пожары и другие инциденты. Некоторые гаражи стоят на особо охраняемых зонах, включая теплотрассы и другие коммуникации. Не удивительно, что администрация краевой столицы всерьез занялась их демонтажем.

Скейт-парк и сквер вместо ржавых «жестянок»

Проиллюстрируем это примерами. Так, на ул. Яна Полуяна на участке, где «красовалось» 52 старых гаража, проложили тротуар с велодорожкой. А ул. Стахановскую очистили от 35 гаражей и оборудовали на ней скейт-парк и детскую площадку. На углу улиц Симферопольской и Уральской появились Крымский сквер и новые парковочные места. Площадку для парковки заасфальтировали и в районе ул. Станкостроительной, где демонтировали 14 гаражных модулей.

Почти 200 деревьев и более 2000 кустарников высадили на ул. Садовой, где гаражно-строительный кооператив уступил место скверу с одноименным названием. Хозяев, которым в свое время предоставлялись эти ржавые строения, давно уже не было, а вот бизнесмены преуспевали. Почти все гаражи находились в аренде, в том числе торговцами с Восточного рынка, которые хранили в «жестянках» свою продукцию. Другие сдавали под мастерские, третьи — под стройматериалы, четвертые — под сдачу бутылок.

Кто только не ставил здесь гаражи в лихие 1990-е! Из 138 строений лишь 25% принадлежали жильцам нашего дома. Ко всему прочему за гаражами образовался укромный уголок, в котором то и дело собирались шумные компании. Признаться, обустроить здесь зеленую зону — моя инициатива. Я озвучила ее на общем собрании жильцов, и никто препираться не стал. Это облик города, здесь проходит трамвайная линия, и каждый обращает внимание на наши дворы, поэтому сквер — лучший вариант. Сейчас у нас красота: в сквере растут сосны, магнолии, цветет декоративная вишня… Небо и земля по сравнению с гаражно-строительным кооперативом, который был здесь раньше,

— делится местная жительница, председатель ТОС и совета МКД Галина Коламбет.

Самые проблемные округа — Карасунский и Прикубанский

Работа по преобразованию городских территорий активно продолжается. На сегодняшний день сносу подлежат примерно 8 тысяч гаражей. Это те сооружения, которые расположены незаконно и находятся на муниципальной либо неразграниченной территории. Демонтажем занимается МКУ «Служба спасения». К слову, нередко сам процесс влечет за собой в лучшем случае социальное напряжение, а в худшем — судебные разбирательства. В дело идут разговоры на повышенных тонах, провокации, видео- и фотосъемка. Среди владельцев металлических коробок находятся и те, кто готов даже заплатить деньги третьим лицам, лишь бы спасти свою кладовую от сноса.

Такие ситуации происходят от страха и недопонимания. Люди думают, что на месте их гаража мы построим, к примеру, многоквартирный дом. Но это не так. Освобожденная территория всегда подлежит благоустройству, озеленению, размещению социальных объектов,

— поясняет начальник отдела муниципального контроля Михаил Дагбаш.

По его словам, самые проблемные округа города по части гаражей — Карасунский и Прикубанский, где расположены территории бывшего гаражно-строительного кооператива либо старого жилого фонда. Разнокалиберные халабуды встречаются и в центре Краснодара: прямо на Красной, на задних дворах домов. А вот новые ЖК такой напасти избежали — «жестянки» давно стали пережитком прошлого.

Ностальгия или практичность?

Так или иначе, гараж, пусть не используемый по назначению и не оформленный юридически, — это чье-то многолетнее имущество, и расстаться с ним для собственников — все равно что от сердца оторвать.

Что ж, сентиментальность и ностальгия владельцев вполне понятна. А как насчет целесообразности и практичности?

— Чего мы только не находим внутри гаражей во время сноса: протухшие закатки, дырявые покрышки, гнилые доски, стройматериалы… Единственная ценная находка ждала нас в одном из сооружений на ул. Димитрова, которое владелец гаража использовал вместо конюшни — там стояла вороная красивая лошадь по кличке Скай. Благодаря демонтажу она переехала в более комфортные условия,

— рассказал Михаил Дагбаш.

Итак, остановимся подробнее на алгоритме сноса. В управление муниципального контроля обращаются жители МКД с жалобами на заброшенные гаражи, которые давно превратились в скопище хлама. Инспектор выезжает на место и ищет хозяина этого строения: опрашивает соседей, наводит справки у председателя ТСЖ, обращается к участковым уполномоченным. Если собственника установить не удается, то на гараже размещается требование об устранении. В течение 10 дней никто не отозвался и требование не исполнено — инспектор это документально фиксирует, после чего выносится постановление администрации города о демонтаже гаража.

Если собственник после демонтажа все-таки объявится, то он сможет забрать свой металлолом и вещи, которые находились в гараже, — все это его ждет на специальной площадке временного хранения.

Часто слышим: «Вы разве не знаете, что у меня этот гараж стоит здесь 30 лет? Соседи подтвердят». Да, рассказать об этом может кто угодно, но на слово мы верить не должны, это возможно только юридически — путем предоставления выписки из ЕГРН,

— отмечает начальник отдела муниципального контроля.

Что касается бесхозных гаражей, которые стоят на приватизированных земельных участках многоквартирных домов, то специалисты управления муниципального контроля не могут проводить здесь мероприятия по демонтажу. Все в руках самих собственников, которые должны договариваться друг с другом о сносе сооружений.

Сказано

Наведение санитарного порядка в городе невозможно без зачистки от незаконных построек. Не секрет, что чаще всего они имеют неприглядный вид. Сносить их надо оперативно, чтобы нерадивые бизнесмены не успевали заработать на объекте, который самовольно поставили,

— отметил глава Краснодара Евгений Наумов.

Справка «КИ»

146 торговых объектов, в числе которых были точки быстрого питания, продажи овощей и фруктов попало под снос в минувшем году, помимо гаражей. Также по решениям судов демонтировано 68 капитальных строений. Все они размещались без соответствующих разрешений и в большинстве своем использовались не по прямому назначению.

Что делать, если гараж уродует общую территорию

Exit mobile version