Корабль во время «шторма века» сел на мель. Пассажир в поезде уснул в Москве, а проснувшись в Краснодаре, узнал, что его багаж «вышел» на неизвестной станции. Командир самолета рано убрал ногу с тормозов, и его судно со всего маху врезалось в телескопический трап. Самое печальное — это, конечно, расследование летальных случаев. Большинство смертей — на железной дороге.
Напомним, что ранее «КИ» публиковали интервью с сотрудником патрульно-постовой службы полиции Краснодарского линейного управления МВД России на транспорте Татьяной Дегтевой. Молодая женщина, которая служит в полиции уже 10 лет, рассказала нам о своем четвероногом напарнике и необычном хобби.
Детективы на колесах
Абсолютно разные ситуации, но все обязательно связанные с транспортом, разбирают настоящие спецы своего дела. Расследование таких преступлений имеет важную особенность. Опрашивая потерпевшего или свидетеля, невозможно задержать поезд, самолет или судно ни на минуту. В итоге сотрудникам СК приходится это делать в буквальном смысле на колесах. Поездами, самолетами, катерами — эти детективы всегда в движении, все время в дороге. Наш разговор об этом с полковником юстиции, руководителем Краснодарского следственного отдела на транспорте Западного межрегионального следственного управления на транспорте СК России Антоном Клименко.
Антон Викторович пришел на должность сравнительно недавно, в октябре прошлого года. Однако этих месяцев хватило, чтобы с головой погрузиться в работу. Следственный отдел расположен в краевой столице, при этом наши краснодарские следователи работают на территории всей Кубани и Адыгеи.
Интересуюсь у полковника юстиции, откуда в СК на транспорте приходят сотрудники.
В системе я с 2002 года. Начинал с должности следователя в прокуратуре Центрального округа города Краснодара, перед назначением на транспорт руководил следственным отделом по Динскому району,
— говорит Клименко.
По его словам, работа СК на транспорте, безусловно, имеет свою специфику. Здесь необходимо постоянно изучать техническую документацию. Нужно разбираться в особенностях транспортных средств: водного, железнодорожного и воздушного. К примеру, специалисты обязаны знать, на что обратить внимание при падении самолета, столкновении судов.
Во время «шторма века» сутки были на ногах
Все на Кубани помнят разыгравшуюся в конце ноября 2023 года стихию на побережье Черного моря. Как рассказал «КИ» Антон Клименко, во время «шторма века» за сутки по всему побережью было порядка пяти серьезных происшествий.
В Туапсе корабль, который стоял на разгрузке, стало кидать из стороны в сторону, в результате чего порвались тросы, удерживающие корабль. Произошел навал судна на портовый причал. Один из катеров выкинуло на берег. А в Анапе сухогруз сел на мель. Многие люди тогда на суднах травмировались. Все сутки мы были на работе,
— говорит мой собеседник.
Про сухогруз Blue Shark, который на время стал новой достопримечательностью поселка Витязево, конечно, знают все жители нашего региона. И пока люди с разных уголков края и страны ехали на песчаные дюны для того, чтобы устроить себе фотосессию на фоне «Голубой акулы», следователи разбирались в деталях происшествия.
Сложность таких дел в том, что зачастую они затягиваются по времени. Ведь часто необходимо направлять запросы о правовой помощи в другие страны, так как многие свидетели, потерпевшие (в данных случаях члены экипажей судов) — граждане иностранных государств. Бывает, приходится ждать по нескольку месяцев ответ иностранного государства. К примеру, в феврале прошлого года, также во время шторма, произошло крушение грузового судна, которое во время стихии переломилось и затонуло в районе села Кабардинка. Судно принадлежит другому государству, с которым у РФ нет международно-правового сотрудничества. По делу пришлось долго устанавливать собственников, оценивать причиненный ущерб экологии. Из-за шторма трудно было проводить следственные действия. Расследование продолжается.
Перед тем, как сесть в корзину, спросите документы
То, что наши следователи работают в одном из самых популярных туристическом регионе страны, накладывает на их работу свои особенности. Курортный сезон в крае круглогодичный, и многие гости, да и местные жители Кубани, не прочь испробовать экстремальные развлечения на воздушных шарах, паралетах, аэростатах. А еще — на «бананах» и «таблетках». И это тоже транспорт!
Как рассказал Антон Викторович, зимой прошлого года при прогулке на воздушном шаре чуть не пострадала целая семья. После того, как родители и двое детей поднялись в воздух в районе побережья Сочи, начался сильный ветер, шар начало сносить в хаотичном направлении, он отклонился от маршрута, и его унесло в горы. В результате туристы оказались в Туапсинском районе. Силами МЧС с использованием вертолетов их пришлось снимать прямо с деревьев. На протяжении нескольких часов дети с родителями зимой находились в корзине на высоте, далеко в горах. К счастью, все остались живы.
Расследование таких дел осложняет то, что сегодня фактически еще нет законодательства, регламентирующего непосредственно полеты на воздушных аэростатах. Руководителем Западного межрегионального управления на транспорте СК РФ Павлом Сергеевичем Выменец была выдвинута законодательная инициатива о внесении изменений в правила и дополнения имеющейся нормативной базы, связанной с урегулированием использования как воздушных аэростатов, так и парапланов,
— отмечает Антон Клименко.
Работа эта непростая еще и потому, что многие потерпевшие, свидетели проживают в разных регионах России. Приходится ездить по всей стране, чтобы проводить следственные действия. Буквально «догонять» людей по всей России.
Сегодня расследование этого конкретного уголовного дела закончено и направлено в суд. Как оказалось, пилот воздушного шара не имел соответствующего удостоверения. Хотя он и проходил обучение, но должной практики не имел. Собираясь на воздушную прогулку, не запросил из официальных источников данные по метеоусловиям. И пилот, и лицо, которое организовало развлекательный, но опасный бизнес, привлечены в качестве обвиняемых по уголовному делу.
Что можно посоветовать любителям таких развлечений? Чтобы отдых не закончился бедой, иногда непоправимой, нужно соблюсти правила безопасности. В первую очередь проверить документы на право управления воздушным судном: свидетельство пилота, а также сертификат для осуществления такой деятельности,
— говорит Антон Викторович.
50 млн ущерба
Как рассказал руководитель следственного отдела, в прошлом году произошел лишь один случай, связанный с авиаперевозками. В августе 2023 года самолет одной из российской компании, прибыв в аэропорт Сочи, при парковке около телескопического трапа не был своевременно поставлен командиром корабля на стояночный тормоз. Без команды диспетчера командир убрал ногу с тормозов, и воздушное судно самостоятельно покатилось вперед. В результате столкновения с телескопическим трапом аэропорту и авиакомпании от действий пилота был принесен ущерб на общую сумму более 50 млн рублей.
Выжить от удара нескольких тысяч вольт невозможно
Самое же большое количество, 90% происшествий на транспорте, происходит на железной дороге. К сожалению, невзирая на явную опасность, наши люди привыкли действовать, руководствуясь только своим удобством, экономя свое время. Хождение по железнодорожным путям, переход их в неустановленном месте, движение по путям в наушниках и капюшоне остаются основными причинами травмирования.
Некоторые перелазят через вагоны, не думая о последствиях. Не обязательно даже касаться проводов контактной сети, ударить током может и на расстоянии. Особенно при влажности в воздухе — тумане или дожде. Выжить от нескольких тысяч вольт, которые проходят через человека, практически невозможно. Есть случаи, когда автомобилисты пытались проскочить перед поездом на красный свет. Увы, не у всех это получилось. Поэтому в очередной раз хотелось бы обратиться ко всем гражданам, чтобы были более внимательными, находясь вблизи железнодорожных путей,
— акцентирует Антон Клименко.
Цифры
В 2023 году в Краснодарском следственном отделе на транспорте зарегистрировано 61 сообщение, связанное с травмированием людей на железной дороге. Из них 42 — со смертельным исходом.
Еще по теме
15 января 2011 года Следственный комитет России вышел из состава прокуратуры и получил статус отдельного самостоятельного органа. С самого начала в его составе были сформированы три межрегиональных следственных управления на транспорте: Восточное, Центральное и Западное. В состав последнего входит Краснодарский следственный отдел. В зону ответственности отдела входят все железнодорожные пути, расположенные в Краснодарском крае и Республике Адыгея, судоходные речки, Черное море. А также вокзалы и аэропорты.