Краснодарские известия

Подводная борьба: как водолазы МЧС очищают морское дно в Анапе

Неожиданная встреча

9.30. Стоим на пристани в Витязево и ждем водолазов специального морского отряда Главного управления МЧС России по Республике Крым. Кстати, это именно они обследовали борта затонувшего танкера «Волгонефть-239» на наличие в нем повреждений.

На небе облачно, с прояснениями, ветра нет, на море — полный штиль. Под нами восьмиметровая толща воды, но видим каждый камешек, каждую медузу и тесные косяки мелкой рыбешки — мы даже удивились их обилию. Видимо, именно на рыбку приплыла стая дельфинов —
насчитали 5-6 спинок, время от времени показывающихся из воды. Неожиданная встреча, которой мы, признаться, очень обрадовались: то, что эти млекопитающие не ушли от берегов Витязево, хороший знак. «Значит, все не так уж плохо», — говорит кто-то из спасателей, прибывших на пирс для оказания помощи по погружению и подъему водолазов.

Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Наконец на пристани показывается группа молодых мужчин, уже облаченных в гидрокостюмы, в руках у них увесистые кислородные баллоны. Они усаживаются на единственную лавочку и начинают облачаться в защитные полиэтиленовые комбинезоны и обматывать ноги скотчем поверх надетого костюма — чтобы не пузырился и лучше держался.

В середине января перед нами поставили задачу — провести обследование этого причала. В ходе водолазного осмотра обнаружили очаги загрязнения на дне. Оперативный штаб принял решение их устранить, и через пару дней мы приступили к работам по подъему загрязненного грунта. В первый день удалось поднять 14 мешков по 50 кг каждый,

— рассказывает старший водолазный специалист специального морского отряда Главного управления МЧС России по Республике Крым майор внутренней службы Андрей Лязин.

Работать с мазутом водолазам приходится впервые. Варианты решения проблемы рассматривались разные. Логичнее всего было бы откачивать мазут насосами или помпами, но так как он очень вязкий, решено было собирать его руками в мешки и поднимать наверх. Других способов на данный момент, к сожалению, нет.

Не более часа под водой

Группировка спасателей состоит из 13 человек. Работают ребята только парами — двумя группами. Пока четверка водолазов находится под водой, их страхуют сверху товарищи и другие спасатели. Двое водолазов уходят под воду. Один держит мешок, второй саперной лопаткой собирает в него мазут, после чего его поднимают наверх по веревке, перекладывают в небольшую лодку-баржу и транспортируют к берегу. Находиться в воде водолазы могут около часа.

Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Было решено ограничить время каждого погружения 60 минутами, ориентируясь на расход воздуха, поскольку работа ведется в полнолицевых масках. К тому же под водой водолазы практически не двигаются и за это время успевают подмерзнуть. Чтобы на следующий день специалист не заболел, выбрано оптимальное время,

— отмечает Андрей Лязин.

Для погружения используются сухие гидрокостюмы из триламината. Они обеспечивают надежную защиту от холода и полную изоляцию от воды. Летом водолазы работают в «мокрых» гидрокостюмах, которые нагреваются от температуры тела и за счет этого препятствуют дальнейшему проникновению воды. В «сухом» же костюме водолаз полностью изолирован от внешней среды, а тепло сохраняется благодаря специальному утеплителю, который надевается под него.

После часовой работы под водой водолаз поднимается на поверхность, отдыхает, пьет чай, согревается, пока работают его товарищи. Спустя 2-3 часа снова погружается под воду.

Здоровье у водолаза — как у космонавта

И вот четверка специалистов докладывает о готовности совершить погружение. Их экипировку и баллоны майор проверяет лично, после чего дает разрешение на работу. Ребята попарно спускаются по ступеням с разных сторон пирса на «нижний ярус» — железные стойки, к которым швартуются лодки, после чего прыгают в воду.

Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Все, кто на причале, как один свешиваются через поручни: посмотреть, как работают ребята. Они же постепенно погружаются в воду, уходят под доски пирса и скрываются из виду.

Часто можно услышать, что у водолазов здоровье должно быть, как у космонавтов. И это действительно так. По словам Андрея Лязина, допуск к погружениям получает только физически здоровый специалист. Каждое утро перед спуском ему измеряют давление, которое должно соответствовать норме — 120 на 80, а также проводят опрос о самочувствии. Если давление незначительно отклоняется от нормы, водолазу могут предложить выпить кофе или спокойно посидеть 15 минут. Затем делают повторное измерение, и если давление стабилизировалось, допускают к погружению.

Изначально площадь загрязненного участка составляла примерно 10 на 9 м, но с каждым днем она заметно сокращается. На момент подписания номера в печать дно под пирсом полностью очищено.

Exit mobile version