erid: Kra23gNot
Главный центр знаний
Город Цюрих — столица немецкоязычного кантона Швейцарии, но больше он известен как один из главных образовательных центров всего мира. Как удалось достичь такого успеха? Конечно, многое значат традиции. Ведь образование в Цюрихе получали такие всемирно известные учёные, как, например, Альберт Эйнштейн или Вильгельм Рентген. А Карл Густав Юнг основал там же свою психотерапевтическую научную школу.
Но это скорее дань великой истории, а что позволяет Цюриху оставаться актуальным в данном вопросе местом и в наши дни? Рецепт здесь одновременно и прост, и сложен.
Конечно, в первую очередь приходят на ум знаменитые местные университеты и научно-исследовательские центры. Они обладают не только благородными традициями, но и огромными финансовыми возможностями, аккумулируют лучшие умы всего человечества и лучшее оборудование для проведения своих исследований. Но всё это скорее надстройка, результат. Ведь для того, чтобы стать студентом Цюрихского университета, необходимо иметь не только богатых родителей, но и мощное фундаментальное школьное образование.
И именно то, как обучают в Цюрихе детей (как своих, так и иностранцев), раскрывает главный секрет успеха. Он состоит из нескольких важнейших аспектов, создающих ту уникальную среду, которая формирует будущих гениев.
Сколько стоит жить и учиться в Цюрихе?
Расходы — USD/Месяц. |
Мин. |
Сред. |
Жильё |
646 |
922 |
Питание |
462 |
835 |
Транспорт |
69 |
272 |
Связь и электричество |
102 |
126 |
Одежда |
39 |
147 |
Отдых и спорт |
50 |
182 |
Маленький секрет большого успеха
В первую очередь, это, конечно, среда обитания. Цюрих — прекрасный город, находящийся в одном из самых живописных мест планеты. Для здешних школ подбирают особые локации с открыточными видами на горы и озёра. В сочетании с классической и современной архитектурой, продуманными логистическими решениями и комфортными бытовыми условиями в итоге получается идеальное место для учёбы. У детей продумано всё: от удобной и зачастую дорогой мебели в номерах до сбалансированного и при этом вкусного питания по типу пансиона.
Второе по списку, но не по существу, это сам образовательный процесс. Он проходит по классической болонской системе, но сочетает черты немецкой, швейцарской и международной образовательных традиций. При этом особо подчёркивается знание языков. Помимо того, что образование проходит на немецком, параллельно с этим изучается минимум два иностранных языка. Чаще всего это английский и французский, но в последнее время всё большую популярность получают испанский, китайский и арабский языки.
Особое внимание уделяется каждому без исключения ученику. Не только учителя, но и директор знает каждого поимённо, все его особенности и таланты. От детей не требуют зубрёжки и усидчивости, вместо этого ставка делается на максимальное раскрытие потенциала, который есть в каждом из них. При этом следят за гармоничным развитием, чтобы за поглощением гранита науки ребёнок не заработал близорукость и сколиоз. Часть учебного процесса, когда позволяет погода, проходит на улице.
Также огромное внимание уделяется внеучебной жизни детей. Но это не принудиловка вроде обязательных внеклассных занятий, кружков или секций. Каждый волен выбрать то, что ему ближе по духу: горный велосипед, верховую езду, походы, плавание, любые другие виды спорта или всё сразу. То же самое касается культурного досуга. Благодаря опоре на прогрессивные психологические практики, в швейцарских школах не пытаются вырастить из ребёнка идеального джентльмена, как в английский. Равно как и не стремятся внушить какие-либо стереотипные национальные традиции. Вместо этого воспитанник такой школы вырастает космополитом с широко открытыми глазами, который найдёт своё место в любой точке мира и чужд всякой ксенофобии.
Конечно, в младших и старших классах подход к развитию ребёнка совершенно разный. Если поначалу самым важным является создать комфортную среду для раскрытия творческого потенциала, то со временем нагрузки всё же растут. Но таким образом, чтобы старшеклассники уже принимали участие в реальных бизнес-проектах, научных исследованиях. По сути, перед выпуском школьники уже учатся практически так же, как студенты. Поэтому переход в университет оказывается простым и комфортным.
Как приземлить этот опыт в России?
Советский Союз в своё время славился неплохим образованием, хотя во многом эта оценка на поверку оказалась избыточной. Тем не менее, до сих пор в мире ценятся российские специалисты, получившие образование в области точных наук и инженерного дела. Но параллельно и школьная, и университетская системы деградировали, бюрократизировались и идеологизировались, в результате чего уровень знаний и компетенций российских выпускников школ неукоснительно снижался.
Пострадали и ведущие учреждения. Например, Санкт-Петербург лишился всех трёх школ для особо одарённых детей, где практиковались передовые методики, во многом похожие на швейцарские.
Но там, где государство забыло о собственных интересах, на помощь пришёл частный бизнес. Сооснователь инвестиционной компании «Евроинвест» Андрей Березин, интересы которого лежат главным образом в девелопменте и работе фондов, решил спасти этот формат для родного города. Прямо сейчас компания строит совершенно новую школу-интернет, куда будут собраны вундеркинды из множества регионов страны. Это амбициозный проект, который, к тому же, лежит вне любых доступных в стране схем выхода на окупаемость и возврат вложенных немалых средств. Более того, на время строительства и запуска нового образовательного учреждения, компания фактически содержит уникальный педагогический коллектив, чтобы не потерять ценные кадры.
— Мы хотим открыть губернаторский лицей для одаренных детей Северо-Запада интернатного типа с развитой инфраструктурой для спорта и дополнительного образования. У нас есть преподавательский коллектив из бывшего 45-го интерната, и это самое главное. Уже подобрано место для размещения, достигнуты принципиальные договорённости. Мы сделали предпроект, получили техзадание и приступили к проекту. Дело продвигается медленнее, чем нам бы хотелось, но продвигается. Мы оплатим проектирование и будем поддерживать коллектив педагогов, который придет туда работать, когда школа будет готова. Хотя это должно быть государственное образовательное учреждение, мы готовы оказать ему спонсорскую поддержку. Почему я делаю акцент именно на педагогическом коллективе? В Советском Союзе, например, зарплата профессора была сравнима с зарплатой заместителя директора крупного производственного предприятия. А какую разницу мы увидим, если сегодня сравним их оплату труда? Колоссальную!
Но не забывает Березин о главной цели и в других направлениях своей работы. По сути, каждый девелоперский проект «Евроинвеста» во многом созвучен тем практикам, которые отработаны в Цюрихе. Для жителей создаётся такая же комфортная среда обитания, где есть место и учёбе, и работе, и спорту, и отдыху, и всем аспектам бытового комфорта.
Ведь, по сути, принцип выращивания качественного человеческого капитала очень прост: бытие определяет сознание. Людям нужно просто создать все условия для комфортной жизни и развития, помогать в сложных моментах. А свои главные жизненные достижения они совершат сами.
Реклама. ООО «Евроинвест» / 16+