В Краснодаре в апреле 2025 года объявили о начале долгожданного капитального ремонта Тургеневского моста.
Как писали ранее «КИ», работы продлятся полтора года, на них уйдет порядка 1,2 млрд рублей. На время ремонта мост полностью перекрывать не будут, как в случае с Яблоновским мостом, закроется для движения только часть полос, так что дорога останется и легковые автомобили смогут по ней двигаться. Поток грузовиков перенаправят на переезд через реку со стороны ул. Захарова. Губернатор Краснодарского края поручил вести работы на Тургеневском мосту без остановки.
Напомним, что новый Яблоновский мост открыли в ноябре 2023 года. Его строительство заняло четыре года вместо пяти запланированных. Дорогу строили поэтапно, движение автомобилей не прекращалось, поток постепенно переводили на полосы новой конструкции, пока старую полностью не закрыли. Работы на мосту закончили уже после того, как все полосы открыли для движения.
Исторические споры
Строительство Тургеневского моста началось в 1981 году. И хотя с виду мост как мост, есть в его истории создания удивительные факты.
По Генплану 1972 года Тургеневский мост разрабатывался как переход на левый берег Кубани, где был спроектирован новый большой микрорайон краевого центра на 200 тыс. жителей. Город таким образом хотели расширить, а набережную — обустроить с двух сторон, сделав реку частью городской территории,
— вспоминает главный архитектор края в 1980-х Анатолий Мокроусов.
Планировали, что это будет крупный левобережный район на 5 тыс. га с выходом к Шапсугскому водохранилищу. И мост (именно поэтому он такой широкий) должен был стать частью скоростной магистрали. Ее проектировали от аэропорта — на улице Уральской (ее тоже должны были вдвое расширить) — по ул. Северной, которая за счет корректировок красных линий местами доходила до 120 м. По центру протяженной магистрали планировали запустить скоростной трамвай: по мосту в новый левобережный район! Был такой грандиозный проект, который, к сожалению, осуществился лишь фрагментарно.
О сложностях возведения этого объекта в период развитого социализма рассказал нашей газете заслуженный строитель России Леонид Кутаков, возглавлявший в то время стройфирму «Краснодаравтомост». Именно он стал отцом этого моста в том виде, каким мы знаем его сегодня. Оказывается, по проекту, разработанному институтом «Тбилгипроавтодортранс», мост мог быть значительно короче, с широкими земляными насыпями на подъездах к нему.
Взяли проект, выехали на место. Думаем: да нельзя так строить! Город будет развиваться, уже планировалось строительство большого микрорайона, а тут — насыпь, которая не позволит ни коммуникации проложить, ни проезды устроить. И тогда мы сами запроектировали подъездную часть моста, эстакаду в том виде, какая есть сегодня. И самое важное — смогли уложиться в сметную стоимость (мост-то строился на федеральные средства).
Кстати, их тоже сумел выбить тогдашний председатель горисполкома Виктор Артюшков: убедил Москву, что Яблоновский мост дышит на ладан и срочно нужен новый переход через Кубань. Как в воду глядел!
— сказал Леонид Кутаков.