Краснодарские известия

Почему онколог должен быть еще и немного психологом

«Медицина меня завораживает»

Врач в профессии уже более 20 лет. Как пришла в ординатуру этого отделения по окончании Кубанского государственного медуниверситета, так в нем и осталась. Вспоминает, что тогда оно было в два раза меньше, а пациенты 25-30 лет в нем встречались крайне редко. Сейчас другая тенденция. Возможно, причины в изменившейся экологической ситуации, постоянном стрессе, в котором живет современный человек. Но поменялась и диагностика. Сегодня она стоит на высоком уровне, врачи первичного звена онконасторожены и при малейшем подозрении на злокачественную опухоль направляют пациентов к специалистам.  Выявление опухолей стало происходить на более ранних сроках.

Онкология — это невероятно интересная область медицины, большой малоизученный ее пласт. Каждый день дарит нам какие-то новые знания, позволяющие объяснить те процессы, которые мы не могли понять несколько лет назад, открывает новые возможности лечения,

— говорит Любовь Николаевна.

В профессию наша героиня пришла осознанно. Ее с детства завораживала медицина,  было интересно, как с течением времени люди изучали организм и находили методики лечения, появлялись новые лекарства, которые могли вылечить человека, спасти ему жизнь.

Учеба в медуниверситете была непростым, но увлекательным процессом. Обучение требовало от Любови глубокого понимания изучаемых предметов, длительной  кропотливой работы с материалами, а также высокого уровня самодисциплины. Несмотря на сложность, девушка была полностью погружена в процесс, стремясь стать высококвалифицированным специалистом.

Любовь Нефедова. Фото: Варвара Вострокнутова

Установить доверительный контакт с пациентом

Мой день длится примерно 10-12 часов. Начинается, как правило, с обхода пациентов, планирования и назначения лечения, участия в консилиумах. Это занимает большую часть дня. Дальше веду консультативный прием: общаюсь с пациентами, их родственниками, смотрю меддокументы и пр.,

— продолжает врач.

Любовь Николаевна отмечает, что онкологические пациенты очень уязвимы, психика на болезнь реагирует по-разному: у кого-то появляется замкнутость, у кого-то — агрессия. Ключевой задачей врача на начальном этапе взаимодействия становится установление доверительного контакта, снятие психологического барьера и поддержание настроя пациента на активное участие в лечении. И вот здесь важно быть не просто врачом, но еще и психологом для пациента и его родственников, чтобы донести до них важную информацию и смотивировать на активное взаимодействие в процессе лечения. Это неотъемлемая часть профессионального мастерства.

Очень важно рассказать пациенту, как именно возможно ему помочь, совместно определяемся с наилучшим вариантом. Мы обсуждаем конкретные вопросы: как будет проходить лечение, какие варианты терапии доступны на данном этапе, когда и как будут оцениваться изменения на фоне терапии.

Важно, чтобы люди следовали выбранной стратегии лечения, соблюдали сроки визитов, обращали внимание на сохраняющиеся и возникающие симптомы, своевременно говорили о них. Часто из-за страха пациенты преуменьшают симптомы и откладывают поход к врачу на потом.

Лечение занимает много времени, визиты в клинику происходят каждые 2-3 недели, поэтому, как правило, с пациентами устанавливаются доверительные отношения,

— замечает Любовь Николаевна.

По мнению пациентов, многие специалисты в области психологии могут не знать особенности онкологии и их ситуации, поэтому за психологической поддержкой они  обращаются к лечащему врачу-онкологу.

Люди склонны выстраивать негативные сценарии, но это неправильно, так как оптимизм и хорошее настроение помогает избежать излишнего стресса, что положительно сказывается на здоровье человека.

Главной целью нашей собеседницы является качественная и эффективная помощь пациентам, что приносит ей чувство глубокого удовлетворения.

Фото: Варвара Вострокнутова

Возможности медицины

Развитие медицины привело к появлению новых, менее агрессивных методов лечения онкологии. Современная противоопухолевая лекарственная терапия отличается от более ранних схем меньшим количеством побочных эффектов, что позволяет пациентам проходить длительные курсы лечения, сохраняя при этом более высокий уровень социальной активности и интеграции по сравнению с прошлым.

Кроме того, НИИ-ККБ №1 им. проф. С.В. Очаповского оборудован по последнему слову медицинской техники, в том числе в области онкологии, а его специалисты владеют передовыми методиками лечения пациентов. Здесь проводятся робот-ассистированные операции, которые помогают минимизировать травматизацию тканей и ускорять период восстановления быстрее, чем при полостных операциях.

Активно применяется лучевая терапия, при которой раковые клетки уничтожаются за несколько сеансов. К ней относится и стереотаксическая лучевая терапия, способная облучать опухоли высокими дозами за несколько сеансов.

В лекарственной терапии распространена таргетная. Ее суть — точечно атаковать опухоль, делая клетки новообразования уязвимыми и ослабленными. От химиотерапии отличается избирательностью: действует только на раковые клетки, практически никак не затрагивая здоровые. Иммуноонкологическое современное лечение — искусственная стимуляция иммунной системы для лечения рака, помогающая иммунитету естественным путем бороться с болезнью.

Даже если четвертая стадия

Конечно, как и любому врачу, любящему свое дело, Любови Нефедовой интересны именно сложные или даже тяжелые случаи. Она рассказала историю пациентки — молодой женщины,  которая целый год не обращала внимания на тревожные симптомы в области груди, посвящая себя семье и детям. Наконец пришла в поликлинику, откуда ее срочно отправили на дополнительное обследование и консультацию в НИИ-ККБ №1.

У нее была опухоль в легком. Скорее всего, обратись она к нам вовремя, мы удалили бы больной орган, и все — наступила бы ремиссия. Но за год рак дал множественные метастазы, вторичные очаги злокачественной опухоли, которые развиваются, когда от первичного образования отделяются раковые клетки и разносятся по организму с током крови или лимфы, поэтому операция уже не помогла бы. Диагноз — рак 4-й степени.

Но врачи не стали опускать руки. Сначала применили химиотерапию и таргетную терапию.

Мы тогда до конца не понимали, насколько глубоко сможем ей помочь, но сейчас женщина живет, причем полноценной жизнью. Она в терапии более 7 лет, ее лечение продолжается.

Этот случай наглядно иллюстрирует, как развитие медицины,  знания и человечный подход врачей позволяют даже в сложных ситуациях дать пациентам шанс на полноценную жизнь.

На сегодняшний день врачи не могут сказать на 100%, как защититься от рака, но есть рекомендации, как максимально уберечь себя от болезни. Бе-зусловно, это активный образ жизни, правильное питание, внимательное отношение к своему здоровью. Если появляются какие-либо симптомы, необходимо незамедлительно идти к специалисту,

— делает акцент Любовь Нефедова.

Автор: Алина Каурова

Кстати, есть такой вид деятельности как медицинский клоун. Например, Анна Атанова помогает маленьким пациентам Детской краевой клинической больницы преодолеть страх и боль.

Exit mobile version