Краснодарские известия

Почему на Всесвятком кладбище пустует могила летчицы Варвары Ляшенко?

Алма-Ата, 1941 год. Инструктор Врвара Ляшенко. Фото: https://kubpoisk.ru/orgs/kubanskiiy_placdarm/

В этом году исполнилось 80 лет со дня гибели командира звена 502-го штурмового авиаполка дважды орденоносца лейтенанта Варвары Савельевны Ляшенко. Она погибла в воздушном бою, освобождая Кубань от немецко-фашистских оккупантов. Судьба навсегда связала имя летчицы с нашим городом: на Всесвятском кладбище находится ее могила. Правда, пустая…

Короткое семейное счастье

Варвара родилась в 1917 году в городе Николаеве. Окончила аэроклуб, в 1937-м — Херсонскую авиашколу летчиков-инструкторов Осоавиахима. Накануне войны проходила службу летчиком-инструктором в 22-й школе обучения пилотов в городе Алма-Ате Среднеазиатского военного округа.

Здесь Варвара познакомилась с летчиком Алексеем Ореховым, вскоре они поженились. Летом 1942 года у супругов родился сын.

После начала Великой Отечественной войны Варвара и ее муж стали добиваться перевода в действующую армию. Муж Варвары старший лейтенант Орехов воевал с ноября 1941-го в составе 762-го истребительного авиаполка Южного фронта. Участвовал в воздушных боях в Крыму, в первый же месяц службы первым в полку сбил фашистский «мессер». К маю 1942-го совершил более 50 боевых вылетов, был награжден орденом Красного Знамени, получил два ранения. После выздоровления его назначили командиром эскадрильи 6-го отдельного учебного авиаполка. Погиб 18 августа 1942 года.

Варвара Ляшенко немногим более чем через месяц после рождения сына также добилась перевода в действующую армию. С 10 августа 1942-го воевала в составе 502-го штурмового авиаполка, вошедшего в состав формировавшейся в районе Лазаревской 236-й авиадивизии. До октября полк в составе дивизии участвовал в Новороссийской, затем Туапсинской оборонительных операциях. Затем воевал в составе 295-й истребительной авиационной дивизии под командованием полковника Н.Ф. Баланова Черноморской группы войск.

Младший лейтенант Ляшенко летала на самолетах связи У-2 и до конца 1942 года совершила 40 боевых вылетов.

С началом войны в 1941 году ее мать Дарья Игнатьевна вместе с младшей дочерью Александрой тоже служила в авиаполку Вари. Именно она и девушки-оружейницы эскадрильи, в которой воевала Варя, ухаживали за ее малышом, когда она уходила в боевые вылеты. В перерывах между воздушными боями женщина успевала кормить сына-грудничка.

После освобождения Краснодара и перевода полка в Елизаветинскую Дарья Игнатьевна переехала вслед за своими дочерьми в Краснодар. Здесь семья Ляшенко жила в доме 82 на улице Свердлова (сейчас — Карасунская).

«Она запомнилась нам славной, миловидной и… убитой горем»

После получения известия о гибели мужа Варвара добилась разрешения командования и осенью 1942-го переучилась на пилота боевого штурмовика Ил-2. С 15 января 1943 года она стала летчиком-штурмовиком. Воевала на Закавказском и Северо-Кавказском фронтах. За месяц боев совершила 10 боевых вылетов, из них четыре — ведущим звена штурмовиков. 20 февраля 1943-го приказом командующего 5-й воздушной армией генерал-майора Горюнова младший лейтенант Ляшенко была награждена орденом Отечественной войны 1-й степени, 28 марта 1943 года приказом Северо-Кавказского фронта №0226 ей было присвоено звание лейтенанта, она стала командиром звена штурмовиков.

Варвара участвовала в боях по освобождению Кубани. Ее 502-й штурмовой полк сначала дислоцировался в Адлере, затем по мере освобождения Кубани — в станице Белореченской, затем Майкопе, а во время боев на «Голубой линии» — в станице Елизаветинской под Краснодаром.

Во время Краснодарской наступательной операции полк поддерживал освобождавшие столицу Кубани советские подразделения, 28 января 1943 года штурмовал железнодорожную станцию Георгие-Афипская. 4 февраля в полном составе был задействован на штурмовке войск и техники в районе Тахтамукая и на дороге Краснодар — Северская, по которой проходили колонны отступающих войск противника.

Маршал авиации дважды Герой Советского Союза Н.М. Скоморохов, чей истребительный авиаполк прикрывал штурмовиков 502-го, впоследствии вспоминал:

— Аэродром в Белореченской, куда мы перелетели, только вчера оставили немцы… И вот тут судьба свела нас с человеком, недолгая, но яркая жизнь которого впервые, может быть, высекла в душе каждого искру, свет которой загнал в самые потаенные уголки нашего сознания чувство страха, тревожного беспокойства за себя, свое будущее.Человеком этим оказался командир звена 502-го штурмового авиационного полка лейтенант Варвара Савельевна Ляшенко, которую мы знали еще с Адлера, где наши полки стояли рядом. Она запомнилась нам славной, миловидной и… убитой горем. Ее история поразила нас.Варя встретила войну вместе с мужем, он был также летчик. Служили они во внутреннем округе, с первых же дней стали проситься на фронт. Но их сначала не пустили. Только в начале 1942 года они добились своего. Муж стал воевать на истребителях, а Варя летала на связном самолете У-2. Ныряя по долинам и оврагам, укрываясь от атак «мессеров», она возила пакеты, документы и офицеров связи… и вдруг получила известие: погиб муж. Тогда, чтобы отомстить за все страдания, она попросила командование разрешить ей летать на боевом самолете, штурмовике Ил-2…Мне неоднократно приходилось сопровождать Варю. Она, как правило, была ведущей группы, а я к тому времени частенько стал возглавлять или пару, или звено. После взлета я слышал всегда спокойный, ровный, звонкий и чистый голос. Варя, связавшись со мной по радио, обычно просила: «Скоморох, подойди поближе: надежней будет прикрытие». Я с радостью выполнял ее просьбу…

«Храбро и мужественно ведет себя на поле боя с оголтелым фашизмом»

С апреля 1943 года полк воевал в составе 214-й штурмовой авиадивизии 2-го смешанного Сталинградского авиационного корпуса. За отличия в боях по освобождению Краснодара и Кубани командир 502-го штурмового авиаполка подполковник Смирнов представил лейтенанта Ляшенко к награждению орденом Боевого Красного Знамени. В наградном листе комполка писал:  «Будучи молодым летчиком, единственной женщиной, летающей на грозной машине, — ИЛ-2 — показывает образцы в отличном вождении боевого самолета, храбро и мужественно ведет себя на поле боя с оголтелым фашизмом. Тов. Ляшенко за короткое время сделала 12 успешных боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. Она пять раз водила свое звено на штурмовку вражеских войск и его опорных пунктов. Ее звено за время ее командования сделало 100 успешных боевых вылетов…»

Приказом командира 214-й штурмовой авиадивизии генерал-майора С.У. Рубанова от 1 мая 1943 года лейтенант Ляшенко была награждена второй боевой наградой — орденом Красной Звезды.

Через два дня, 3 мая 1943-го, в районе станицы Нижнебаканской Ил-2 Варвары Ляшенко был сбит. Это был уже ее третий и последний вылет за день. Первый вылет прошел успешно, после штурмовки самолет вернулся на свой аэродром. Во втором вылете погиб ее стрелок-радист.

Здесь нужно пояснить, что первые Ил-2 вообще не имели воздушных стрелков и поэтому несли большие потери. Учитывая это обстоятельство, конструкторы внесли изменение, и экипаж Ил-2 стал состоять из двух летчиков — пилота и воздушного стрелка, находящегося за кабиной пилота со стороны задней полусферы самолета, откуда чаще всего атаковали вражеские истребители. Однако если кабина пилота была защищена броневой капсулой, то место стрелка практически не имело никакой защиты, поэтому они несли большие потери.

Летчики тяжело переживали гибель своих товарищей, которым во время боевых вылетов помочь не имели никакой возможности. Поэтому многие летчики выходили на задания без стрелков, надеясь только на истребители прикрытия.

Могила В. С Ляшенко на Всесвятском кладбище. Фото автора

В этот третий и последний свой вылет Варвара пошла одна…

По докладам экипажей ее звена самолет был сбит огнем зенитной артиллерии, загорелся и упал в районе высоты 118. Отважная летчица погибла. Ее Ил-2 упал на территории, занятой противником, найти тело не представлялось возможным. В этом же бою погиб экипаж Ил-2 в составе командира эскадрильи уроженца Артемовского района Донбасса капитана Василия Арсентьевича Сивочуба и его воздушного стрелка.

Отдавая дань памяти отважной летчице, погибшей в боях по освобождению Кубани, после войны на офицерском участке Всесвятского кладбища столицы Кубани, за освобождение которой она отдала свою жизнь, было установлено надгробие над символической могилой лейтенанта Варвары Ляшенко.

Туфелька 35-го размера

Эта история нашла свое продолжение уже в наши дни. В 2014 году бойцами поискового отряда «Кубанский плацдарм» были обнаружены фрагменты разбившегося советского самолета Ил-2. В результате последующих экспедиций Туапсинского филиала отряда были подняты останки самолета и пилота и установлено, что это именно тот Ил-2 за №8050, который пилотировала Варвара Ляшенко.

Рядом с частями самолета были найдены и человеческие останки, среди которых нашли миниатюрную туфельку 35-го размера довоенного покроя. Но принадлежит ли они Варваре Ляшенко, пока установить доподлинно не удалось.

Сегодня за могилой освободителя Кубани легендарной летчицы на Всесвятском кладбище ухаживают ученики краснодарской школы №6 имени генерала Василия Маргелова, в школьном музее имеется стенд, посвященный Варваре Ляшенко. Ее личные вещи — летный шлем и полевую сумку — подарила музею ее сестра Александра.

Автор: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук

Exit mobile version