«КИ» узнали, что по этому поводу думают эксперты, а также вспомнили историю самого МЖК.
Маслобойный завод на окраине Екатеринодара
Крупное предприятие масложировой отрасли Краснодарского края и России было основано в 1899 году братьями Степаном и Иваном Аведовыми. Производство заняло площадь около шести десятин земли рядом с железной дорогой — столетие назад эта территория считалась окраиной Екатеринодара, поэтому просьбу кубанских предпринимателей о возведении парового маслобойного завода удовлетворили.
Дела предприятия почти сразу пошли на ура. Уже в начале прошлого века оно стало одним из лидеров маслобойной отрасли Российской империи: свыше 400 рабочих трудилось над выпуском около 25 тыс. пудов масла в сутки. С установлением в городе советской власти производство на заводе Аведовых ненадолго прекратилось, но уже в 1922 году предприятие было национализировано и преобразовано в Государственный маслозавод №11.
За десятилетия он не раз менял свое название, параллельно осваивая выпуск новой продукции, включая мыло, маргарин, глицерин, майонез. В показателях по-прежнему не уступал: к началу 1980-х Краснодарский МЖК стал одним из крупнейших предприятий масложировой отрасли СССР. В 1994-м его приватизировали и сделали акционерным обществом открытого типа «Масложиркомбинат «Краснодарский». За счет развитых производственных связей и большого рынка сбыта комбинат даже успешно пережил экономический кризис 1990-х годов, но… не превращение Краснодара в мегаполис, чьи окраины стали не чем иным, как центром города.
Сложная логистика и специфический запах
О том, что производству не место на первоначальной территории, руководство комбината впервые заговорило в 2019 году. Основная причина в сложной логистике.
Крупным предприятиям, расположенным в центре, проблематично работать там: пробки препятствуют подвозу комплектующих материалов и сырья, вывозу готовой продукции, поэтому целесообразно их перемещение в другие части города. Причем не обязательно на периферию — производственные кластеры успешно функционируют сейчас и в составе земель населенных пунктов,
— поясняет член комиссии по землепользованию и застройке Владислав Амерханов.
Переезд так и не состоялся, но так или иначе деятельность комбината свели к минимуму, сократив вредные производства. К слову, о вреде. Как и близ любого промышленного предприятия, воздух вокруг МЖК овеян «туманом» производимой продукции — в данном случае специфическим запахом масла, из-за которого жители и работники соседних улиц порой вынуждены прикрывать нос и держать окна закрытыми.
В общем, вопрос о том, что территорию, которую сейчас занимает масложиркомбинат, целесообразнее использовать под другие нужды, назрел настолько прочно, что нашел свое отражение в проекте нового Генплана города, который опубликован в этом месяце на сайте Федеральной государственной системы территориального планирования. Согласно карте на ул. Тихорецкой грядет строительство девятиэтажных и более домов.
Заслуженный строитель Кубани Виталий Качков в беседе с «КИ» подтвердил, что функционирование масложиркомбината создает неблагоприятный фон в воздушной среде Краснодара: сброс из очистных сооружений, засорение канализации неочищенными стоками и пр.
Аналогичные предприятия, к примеру в Москве, выносят за пределы города. Территорию на ул. Тихорецкой, где сейчас расположено производство, уже давно можно считать центральной частью краевой столицы, а не окраиной, поэтому ее, безусловно, нужно благоустраивать, предварительно проведя оценку инженерного и экологического потенциала. МЖК же себя давно изжил,
— отметил Виталий Анатольевич.
Объекты культурного наследия восстановят и сохранят
О том, что ждет территорию маслозавода, рассказал 15 октября на пресс-конференции и мэр города Евгений Наумов:
Тенденция развития больших городов-миллионников — вынос больших предприятий за границы жилой застройки. В первую очередь речь о МЖК «Краснодарский». Предприятие уже нерентабельно, работников порядка 150 человек. Разработчиками и собственником данного участка рассматривается возможность застройки земельного участка. Центр мы оставим под благоустройство и комфортное проживание. А вот промпаркам место в пригороде. Скажем, в Елизаветинской предусмотрели около 120 гектаров земли на развитие промышленного экологического кластера с местами отдыха работников.
При этом Евгений Наумов отметил, что проект застройки территории площадью порядка 22 гектаров многоэтажками не реализуют, пока не будет решен вопрос с новыми транспортными развязками в районе ул. Тихорецкой. Кстати, высокая концентрация в центре жилой застройки не должна пугать краснодарцев. В последние годы освоение любого пространства ведется через договоры о комплексном развитии территории, которые предусматривают соблюдение всех норм градостроительного проектирования и реализацию необходимой инфраструктуры.
Также мэр развеял беспокойство жителей города о судьбе объектов культурного наследия, которые находятся на участке МЖК. В их числе памятник революционеру Валериану Куйбышеву 1935 года и ансамбль «Маслобойный завод Торгового дома братьев Аведовых» 1904 года постройки.
Объекты культурного наследия на территории МЖК восстановят и сохранят, это принципиальная позиция,
— заверил Евгений Михайлович.
Оживлять умирающие территории
Что касается застройки территории, которую освободит МЖК, то взглянем на Москву. Там реализуется сейчас крупнейший в мире проект реорганизации бывшей промзоны площадью 18 млн квадратных метров. Из них девять миллионов — это деловое строительство, новые высокотехнологичные предприятия, офисы, технопарки, и вторая половина — это комплексное жилищное строительство. Иными словами, южной столице есть на что равняться.
Признак хорошего города — компактность. Это означает, что в первую очередь выгоднее преобразовывать и улучшать текущие пустыри и ветхие территории внутри города, чем размазывать его по карте. Территория промзоны МЖК на сегодняшний день расположена практически в центре города. Соответственно, ее нужно либо приводить в порядок, либо трансформировать в новое пространство,
— считает урбанист, автор проекта «Городист» Мирослав Гриценко.
Согласен с ним и урбанист Денис Лысов. По его словам, дополнительные квадратные метры развивают инфраструктуру города, поскольку влекут за собой целую палитру элементов для комфортной жизни, включая соцобъекты, инженерные сети и озеленение.
Такие умирающие промзоны опасны как для экологии, так и для коммерческой деятельности,
— сказал урбанист.
То же самое касается и табачной фабрики, расположенной на ул. Ипподромной. Производство прекратилось там еще в 2022 году. Имеет смысл оживлять эти территории, давно ставшие сердцем Краснодара, а значит, и дополняющие, словно элементы пазла, образ столицы юга.
Урбанизация окраин
В том, что Краснодару необходимо действовать по принципу развития современных городов, когда промышленные предприятия должны быть вынесены из центра, уверена редактор «КИ» Лилия Матонина.
Ну не могу не согласиться здесь с главой Краснодара Евгением Наумовым. Примеров для подражания у нас масса: Москва, Санкт-Петербург и др. Высоко берем? Так мы сегодня мегаполис! Уже несколько лет Кубань в тройке лидеров среди регионов по качеству дорог, пора бы наверстывать и здесь, разработав программу выноса промышленных предприятий из центра города.
Именно так, кстати, все начиналось в Екатеринбурге. Там не стеснялись выманивать промзоны в пригород с помощью кнута и пряника. Сначала, конечно, было непривычно. Ведь этот город изначально был промышленным центром. Он рос вокруг завода, и все понимали, что люди живут здесь для того, чтобы обеспечивать работу предприятия.
Но вектор развития сменился. Сегодня Екатеринбург — это уже город в первую очередь для жителей и только во вторую — для промпредприятий. И предприятия эти нужны жителям для того, чтобы им было где работать, реализовываться. Но они не мешают городу развиваться.
Да, исторически предприятия в крупных городах располагались в центральной части, что объяснялось в первую очередь соображениями логистики. Процесс урбанизации окраин еще не произошел, и предприятия строились в наиболее заселенных местах, куда людям удобнее всего было добираться из дома. Однако сейчас единственным способом развития мегаполисов стал переезд промышленности из центра.
Не секрет, что бывает и так: на месте некогда активного промпредприятия (к примеру, в советское время) в наши дни уже, по сути, и производства-то нет, а площади используются не по назначению, сдаются в аренду. И вот стоит такое уродливое здание бывшего завода и весь вид рядом расположенной зеленой зоны портит.
В Москве в этом случае понуждают освобождать территорию. Там для этого есть соответствующие законы, там все просто. Если предприятие, к примеру, находится на территории, предусмотренной для строительства многоквартирного жилья или зеленой зоны, то по требованию государства имущество оценивается и владелец выселяется в самое ближайшее время.
При этом на Кубани при участии власти сегодня активно развиваются индустриальные кластеры. Чем не выход для промышленных предприятий? К примеру, в Елизаветинской предусмотрели около 120 гектаров земли на развитие промышленного экологического кластера.
Давайте оставим центр под благоустройство, зеленые зоны и комфортное проживание. Промпаркам место в пригороде.