Краснодарские известия

Платные дороги Кубани: гид по трассе М-4 «Дон» и новой скоростной магистрали А-289

М-4 «Дон» – платные участки на территории Краснодарского края

М-4 «Дон» – главная федеральная трасса, соединяющая центральную Россию с югом (Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону – Краснодар – Новороссийск). Общая длина М-4 составляет 1542 км, из них порядка 200 км проходят по территории Краснодарского края​. В крае трасса М-4 разделяется на два основных платных отрезка, введенных в эксплуатацию в 2019 году.

Фото: открытые источники
Фото: открытые источники

Оба этих платных участка построили в рамках расширения М-4 «Дон» до категории I. Их введение позволило сделать движение транзитного транспорта более скоростным и безопасным, убрав «узкие места» в виде светофоров и городских улиц.

Протяженность платных участков М-4 в Краснодарском крае суммарно ~200 км. Стоимость проезда для легкового автомобиля за оба отрезка – около 580 ₽ (при проезде всего платного пути по краю)​. Эти цифры могут незначительно меняться в связи с ежегодной индексацией тарифов.

Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК, часть М-4 «Дон»)

Дальний западный обход Краснодара – новый участок автомагистрали, открытый 15 июня 2023 года​. Он соединяет северную развязку М-4 (район х. Копанского) с автодорогой А-289 на запад от Краснодара, позволяя транзитному транспорту напрямую пройти в сторону Крымского моста, минуя город. Длина обхода – 52 км​. Дорога построена по IБ категории (4 полосы, расчетная скорость 120 км/ч, без пересечений в одном уровне).

Фото: открытые источники

С вводом этого объезда транзит с М-4 на новую трассу А-289 стал возможен в обход Краснодара с западной стороны, что существенно разгрузило городские дороги. ДЗОК является частью федеральной трассы М-4 и эксплуатируется ГК «Автодор». Платный режим для данного участка установлен сроком на 100 лет – до 2122 года (согласно распоряжению Правительства РФ)​. Фактически ДЗОК продолжает платную магистраль М-4: его южный конец выходит на М-4 «Дон» в районе 1304 км, а далее трасса идет на юг и стыкуется с А-289​.

Стоимость проезда по Дальнему западному обходу для легкового автомобиля составляет 300 ₽​. Оплата взимается с помощью безбарьерных систем (рамки фиксации проезда установлены на магистрали). Для грузовых транспортных средств тарифы выше: от ~450 ₽ (категория 2) до 900 ₽ (категория 4)​.

Трасса А-289 (Краснодар – Темрюк – Крымский мост)

А-289 – новая федеральная трасса, соединяющая Краснодарский край с Крымом через Керченский мост. Ее официальное название «Краснодар – Славянск-на-Кубани – Темрюк – автодорога А-290 (Новороссийск – Керчь)»​. Длина магистрали – 119 км​. Дорога построена по IБ категории (4 полосы, расчетная скорость движения 90–120 км/ч)​. Строительство А-289 было завершено в декабре 2024 года. 25 декабря 2024 г. трасса была торжественно открыта для движения в тестовом бесплатном режиме​.

Фото: открытые источники

С 22 апреля 2025 года трассу А-289 передали в доверительное управление ГК «Автодор» и ввели на ней плату за проезд​. Трасса оборудована системой «Свободный поток» – безбарьерный сбор оплаты​. Тарифы: для легковых автомобилей и мотоциклов – от 170 ₽ (минимум за небольшой отрезок) до 750 ₽ за полный проезд​. Максимальная стоимость 750 ₽ взимается за проезд от станицы Марьянской (близ Краснодара) до города Темрюк (конец трассы перед подходом к мосту)​. На дороге установлено 3 рамки взимания платы​, разделяющие ее на тарифные участки.

Маршруты и значение: А-289 стала ключевой частью маршрута к Крыму. Она позволяет направить поток машин от Краснодара напрямую к Крымскому мосту, обходя Славянск-на-Кубани, Темрюк и множество мелких населенных пунктов. По заявлению властей, время в пути от Краснодара до Крымского моста сократилось втрое – с ~6 часов до ~2 часов​. В комбинации с реконструированной М-4 «Дон» новая трасса обеспечивает поездку от Москвы до Крыма примерно за 16–18 часов​. Альтернатива платной А-289 – прежняя дорога через Славянск-на-Кубани и Темрюк (частично обозначаемая как А-146 до ст. Верхнебаканской). Этот маршрут остается бесплатным, однако значительно уступает по скорости и комфортности (двухполосное движение, светофоры, населенные пункты)​.

Трасса А-289 была построена по федеральной целевой программе развития инфраструктуры. Открытие дороги состоялось в присутствии губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева в декабре 2024 г. Губернатор назвал трассу исторически важным объектом, отметив, что она позволит перенаправить транзитный поток в обход Краснодара и других населенных пунктов, избавив их от многокилометровых пробок в летний сезон​.

Что нужно знать об оплате и скидках на платных дорогах Кубани?

С 2025 года на платных дорогах Краснодарского края все активнее внедряется система «Свободный поток» (Free Flow) — это значит, что привычных шлагбаумов на трассах больше нет. Вместо них установлены рамки с видеокамерами и датчиками, фиксирующими проезд автомобиля. Это удобно: движение не прерывается, но важно знать, как оплачивать проезд, чтобы не получить штраф.

Способы оплаты

  1. Транспондер T-pass — самый удобный вариант. Устройство крепится на лобовое стекло, проезд фиксируется автоматически, деньги списываются с привязанного счета. Также действует система скидок (обычно 10–15%) при оплате транспондером.
  2. Постоплата по номеру автомобиля — если вы не используете транспондер, система считает проезд по номеру и даст несколько дней на оплату. Оплатить можно: на сайте Автодора, — в мобильном приложении «Автодор», — через госуслуги (для некоторых участков), — в терминалах самообслуживания и салонах связи.
  3. Абонементы — доступны для часто пользующихся трассой (например, А-289). Водители могут приобрести месячный или сезонный абонемент с фиксированной суммой и экономией до 50% на регулярных поездках.

Что будет, если не оплатить?

Если проезд не оплачен в установленный срок (обычно до 5 дней), владелец транспортного средства получит постановление о нарушении. Штраф — 1500 ₽ за каждый неоплаченный проезд. Уменьшить его можно, оплатив в течение 20 дней (будет 750 ₽).

Важно:

Exit mobile version