Краснодарские известия

Педагог из Ейска Ксения Саприка стала «Учителем-дефектологом России — 2023»

Фото респондента

В нем приняли участие представители 75 субъектов, включая новые регионы. «КИ» поговорили с педагогом-победителем из Ейска о мотивах выбора профессии, качествах, которыми должен обладать дефектолог и способах психологической разгрузки.

Неожиданная специализация

По признанию Ксении Владимировны, она с детства мечтала стать педагогом, но о дефектологии не задумывалась.

— Скажу больше: я понятия не имела, что есть такая специальность. Отучилась в Ейском педагогическом колледже на учителя начальных классов. Так вышло, что на практику по распределению меня направили в специализированное учреждение — местную школу-интернат №1, где обучались дети в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Перед первым уроком мне было очень волнительно. Я понимала, что эти ребята особенные, и их нужно как-то заинтересовать. Весь вечер перед занятием не поднимала головы от стола, готовилась. И результат меня приятно удивил. Ученики встретили меня с большой радостью, ведь молодой педагог — это всегда особое событие для них. Я решила, что нужно пробовать.

По окончании обучения в колледже девушка получила специальное дефектологическое образование в Кубанском госуниверситете. На работу устроилась в коррекционную школу №8 Ейска, где преподает математику для детей с различной степенью умственной отсталости и расстройствами аутистического спектра уже 12 лет.

— Признаться, я ни разу не пожалела. Такая радость — видеть плоды своих трудов: интерес в глазах учеников, их старания и достижения. Математика — один из самых сложных предметов, и я делаю ее доступной для ребят,
— делится Ксения Саприка.
Фото респондента

Ситуация успеха и креатив

Главное в работе учителя-дефектолога — организовать деятельность по обучению особенных детей так, чтобы каждый из них проявил себя и оказался в ситуации успеха.

— Когда ученик чувствует, что способен на многое, он автоматически тянется к знаниям. Им движут интерес и здоровые мотивы, подкрепленные успехом. Для нас, педагогов, это и есть победа,
— говорит собеседница.

Работа дефектолога — это каждодневный труд и самоотдача, ведь встречаются дети с интеллектуальными отклонениями разной сложности и глубины. На помощь приходят как традиционные методы обучения — вопросы, объяснения, наблюдения и т.д. — так и нетрадиционные, включая арт-терапию и музыкальные минутки.

— Не секрет, что ведущая деятельность у детей игровая, а потому я в основном использую именно эту форму работы. Интерактивные тренажеры, моделирование, конструирование, инсценировки — все эти методы адаптированы к индивидуальным возможностям ребят и способствуют их развитию, формированию мышления, созданию мотивации и интереса. Практикуя на уроках лишь наглядный и словесный способы обучения, дефектологу не удастся добиться результата. Креатив — наше все. Иными словами, работа — сплошное творчество,
— рассказывает Ксения Владимировна.

Большое внимание в работе коррекционных школ уделяется воспитанию и социализации детей. Учеников знакомят с музеями, театрами и кино. Как правило, особенные ребята — самая благодарная публика в культурных заведениях.

Фото респондента

«Мы — словно волшебники»

Дефектолог работает в тандеме с родителями учащихся и медицинским составом учреждения. В эффективности обучения и положительных результатах заинтересованы все участники образовательного процесса. Семья — прежде всего, ведь в этой среде формируется ребенок. Родители являются главными помощниками учителя и по возможности закрепляют пройденный материал дома.

Немаловажную роль играет и наставничество. В жизни Ксении Владимировны таких людей трое.

— Я благодарна директору коррекционной школы №8 Татьяне Марковой. Она в свое время поспособствовала тому, чтобы я выбрала именно математическое направление. Ирина Харчикова и Елена Федянина — мои преподаватели в педагогическом колледже, а сегодня — завучи по учебно-воспитательной работе в школе №8. Во время учебы они подарили мне необходимые для преподавания знания и по сей день продолжают подсказывать некоторые моменты.

По мнению Ксении Саприка, главные качества дефектолога — терпение, ответственность и любовь к детям.

— Мы — словно волшебники, которые могут нечто простое преобразовать в необычное и яркое! А все для того, чтобы заинтересовать ребенка.
Фото респондента

Диагнозы глубже, дефекты сложнее

Профессия дефектолога сегодня очень востребована: он работает не только в специализированных школах, но и в общеобразовательных, ведь детей с особенностями здоровья становится все больше. В настоящий момент на Кубани обучаются и воспитываются 58 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья.

— Об увеличении их количества свидетельствуют ежегодные статистические данные, наполняемость коррекционных школ, усложнение структуры дефектов — к нам приходят учащиеся с более глубокими диагнозами,
— отмечает Ксения Владимировна.

Конечно, при таком раскладе в работе дефектолога есть место высокой психологической нагрузке, эмоциональному выгоранию. Нужно обладать хорошей стрессоустойчивостью и сильным внутренним стержнем. Без этого никак.

— Важно знать не только основы коррекционной работы, но и психологию, методы релаксации и здоровьесбережения. В стенах нашего учебного заведения оказывают такую помощь. А свободное от работы время посвящаю мужу и сыну. Они мое главное хобби,
— продолжает педагог.

Гордость за школу и наставников

Во Всероссийском конкурсе «Учитель-дефектолог России — 2023» Ксения Саприка хотела проявить себя давно. К слову, он состоял из нескольких этапов. Первый — региональный — проходил в Краснодаре. Участников ждали испытания, среди которых инсценировка ситуаций, которые могут возникнуть в педагогическом процессе, и открытый урок в образовательной организации.

— Тему урока озвучили буквально за ночь до занятия, а потому готовиться пришлось в ускоренном режиме. Кроме того, предстояло выступать перед незнакомыми детьми. В общем, своего рода импровизировать,
— вспоминает собеседница.

По итогам оценивания конкурсных материалов жюри определили 20 финалистов, которые отправились на соревнование за звание «Дефектолог года» в Москву.

— Впечатления не столько от победы, сколько от участия. Я познакомилась с удивительными людьми: ведущими специалистами дефектологии России, высокопрофессиональными членами жюри. Конкуренция была очень серьезная, поэтому победа стала приятной неожиданностью. Да, я очень долго шла к ней, но до последнего не верила в то, что почетное звание может стать реальностью. Что я испытала? Неимоверную радость, гордость за свою школу, наставников. И, конечно, чувство благодарности моим дорогим ученикам, без них ничего бы не получилось,
— заключает педагог.
Exit mobile version