Табасаранский по роду, русский — по душе

Детство Ярали Имиралиевича прошло в селе Рубас Дербентского района Дагестана. Его мама работала воспитателем, а потому будущий учитель часто бывал у нее в детском саду, слышал звонкий смех девчонок и мальчишек.

Горжусь, что пошел по ее педагогическим стопам, но радуюсь, что не в детский сад. Все же такая миссия не всем по силам,

— улыбается собеседник.

Окончив школу, Ярали Гаджисултанов переехал в Краснодар, где поступил в Кубанский государственный университет на филологический факультет. По национальности он табасаранец, но он всегда тяготел к русскому языку. Наш собеседник не скрывает, что так как русский ему не родной, то бывает сложно избежать некоторых механических ошибок, и он постоянно совершенствует свои знания.

Табасаранский сильно отличается по звучанию, поэтому одно правило русского языка, бывает, у меня до сих пор «западает»: это гласные «о» или «ё» после шипящих,

— признается Ярали Имиралиевич.

Но настойчивость в изучении великого и могучего взяла верх. Кстати, практику студент начал с частного репетиторства. Настя — так звали его первую ученицу — за полгода подготовки прошла путь от нулевого уровня до 97 баллов по ЕГЭ.

Раз в неделю я садился на автобус и ехал через весь Краснодар, чтобы два часа позаниматься с Настей, заработать свои кровные 600 рублей, 400 из которых я потрачу на такси до дома, потому что на улице холодно, а на мне легкое пальто… Да, приходилось сложно. Мы все надеялись хотя бы на 70+, а тут… 97! Чудеса ли это? Я не знаю. Но все работы своей ученицы храню по сей день и вспоминаю с трепетом наши занятия, в ходе которых мы мучительно боролись с глаголами, старались отличать отглагольные прилагательные от страдательных причастий и сетовали на бессоюзные сложные предложения,

— рассказывает педагог.

«Во время сессии я буду с вашими детьми»

Воодушевившись результатом, Ярали Гаджисултанов отправился в одно из учебных заведений города на свое первое собеседование.

Студента 3-го курса взяли на неполную ставку без лишних вопросов. Сегодня, в условиях повышенной нуждаемости кадров, молодых педагогов действительно забирают, что называется, с руками и ногами.

Такое быстрое трудоустройство меня даже немного сбило с толку. Это и правда оказалось самым легким, как говорится, только цветочки. Ягодки — первый урок — ждали впереди. Все 40 минут я простоял у доски, будто в пустом кабинете: ученики особого интереса или какой-то активности не проявляли. Та же история повторилась с литературой. Мне, новоиспеченному педагогу, было не совсем понятно, как преподнести художественный текст так, чтобы он вызвал в сердцах детей восторг. Технология преподавания русского языка более близка: нужно набраться терпения, быть готовым объяснять одно и то же несколько раз — и ждать результата,

— делится собеседник.

Но о том, что переступил порог гимназии, Ярали Гаджисултанов не пожалел. Да и преподаватели университета к решению юноши как можно скорее окунуться в профессию отнеслись с уважением и поощрением. А уж мотивации молодому педагогу не занимать.

Все, что можно применить в школьной практике изучения русского языка, я поглощаю с жадностью. Сложно ли совмещать роли студента и учителя? Это взаимосвязанный процесс. К примеру, готовлюсь к семинару по синтаксису и параллельно представляю, как завтра буду объяснять эту тему своим восьмиклассникам,

— говорит Ярали Имиралиевич.

Когда мамы школьников на родительских собраниях с волнением спрашивают у педагога: «Ой, если вы еще студент 3-го курса, то во время сессии будете уходить, да?», русовед уверенно отвечает: «Нет, во время сессии я буду с вашими детьми».

К ученикам с заботой и теплом

В связи с переездами Ярали Гаджисултанов сменил за год два места работы, пока не обосновался в школе №104.

Во время разговора с директором я дрожал как осиновый лист, волновался. Но, видимо, зря — меня взяли. Дали кабинет, два 6-х и 8-х класса. Поначалу было очень страшно, ведь моя цель — найти контакт с детьми, поэтому переживал: а что, если не получится? Но, оказывается, моя любимая формула: «К ученикам с заботой и теплом» — работает,

— продолжает собеседник.

Интересуюсь у него: есть ли место панибратству во взаимоотношениях с учениками? Все-таки молодой педагог-студент — это не «Марьиванна» с 40-летним стажем за плечами, которая уж точно не даст спуску двоечникам.

Скорее не панибратство, а демократия, какие-то товарищеские отношения. Конечно, Яриком ребята меня не называют и на ты не обращаются, но коллег с опытом воспринимают иначе. С нами, молодыми предметниками, так и норовят обсудить что-то личное, копнуть поглубже: дети до жути любопытные! Главное, что это не влияет на усвоение материала. Всегда можно подойти и сказать: «Я тебе, конечно, друг, но мне важно, чтобы ты получил знания, поэтому на уроке работай, а поговорим на перемене»,

— рассказывает Ярали Имиралиевич.

Морозов тут и там

По признанию педагога, есть такая категория учеников, которых нужно было бы обязательно придумать, если бы их не существовало в жизни: перфекционистов, скромняг, балагуров, говорунов… и даже шалопаев — куда без них? К примеру, нашего собеседника в каждой из трех школ преследует фамилия Морозов.

Первый Морозов и вовсе чуть не доводил меня до слез — несмотря на все старания, смотрел на меня без уважения и вел себя соответствующе. В этом учебном году мне впервые дали клас­сное руководство и — не поверите! — открыв список, я увидел ту самую фамилию. Уже собирался отказаться, но мальчик оказался чудесным, еще в придачу отличником. Вот так злой рок миновал меня в этот раз,

— смеется Ярали Гаджисултанов.

Педагог считает, что взаимодействие с трудными учениками — одна из причин внедрить студенческую практику в учебном заведении уже на первом курсе обучения, чтобы у более опытных наставников появилась возможность сразу ввести будущих специалистов в курс дела:

А еще студенты смогут заранее привыкнуть к нагрузке и ее объемам. Например, три 5-х класса в расписании — это ежедневная проверка стопки из 120 тетрадей. После окончания вуза это не станет для них сюрпризом.

Труд педагога нелегок. Откуда черпать вдохновение? Ответ прост: оно приходит само, причем в самых неожиданных форматах. Главное — желание.

Я знал, что тот самый Морозов любит играть в футбол, и решил использовать это для объяснения правил русского языка. Составил 10 словосочетаний по типу: «Мальчик, который любит играть в футбол», его требовалось преобразовать в причастный оборот. И Морозова это действительно увлекло. А однажды мне пришла мысль создать легенду про вымышленное государство, герои которого — сами ребята. Весь урок литературы, посвященный мифам Древней Греции, мы разыгрывали импровизированную сценку,

— вспоминает Ярали Имиралиевич.

Строгий лингвист и вольный литератор

Ярали Гаджисултанов работает учителем в школе уже второй год: теперь, помимо разъяснения 5-классникам видов второстепенных членов предложения, он собирает справки, встречает родителей, помогает им разобраться с вопросами питания и искренне надеется, что станет хорошим классным руководителем и успешно доведет свой 5 «К» до финиша.

Возможно, кто-то из моих ребят настолько полюбит литературу и язык, что скажет: «Ярали Имиралиевич, я тоже буду работать в школе!» — это лучшая награда. Ведь я и сам в свое время решил, что из всех путей выбираю тот, который ведет в школу,

— признается педагог.

Педагог убежден, что сюда идут только по призванию, поскольку это то место, где отдаешь гораздо больше, чем получаешь сам, — этакий продвинутый альтруизм. А в благодарность порой достаточно спасибо или извините от ученика — и сразу все плохое забывается.

Всегда смотрю на слова, предложения по-разному. С одной стороны, как учитель русского задаюсь вопросом: «Почему в эпиграфе «Первую песенку зардевшись спеть» слово «зардевшись» не выделено запятыми? Значит, это деепричастие, которое перешло в наречие образа действия. С другой стороны, мне как учителю литературы хочется узнать, для чего Лесков выбирает именно эту фразу? Как она соотносится с текстом? Кто должен спеть эту «песенку»? Такая борьба между строгим лингвистом и вольным литератором вечна,

— улыбается собеседник.

Лингвист Ярали Гаджисултанов, может, и строгий, но вот подход к детям у него — исключительно с пряником, без кнута. Даже без домашнего задания на выходные.

Современные школьники очень гибкие в плане мышления — смогут выкрутиться из любой ситуации. Этим они отличаются от ребят советского поколения, когда было принято учиться на все красное и золотое, что есть. Да, в моем классе кто-то может прийти с невыученным параграфом. Но чаще всего это означает лишь то, что ребенок как следует не увлекся темой. На помощь спешит креатив, но уж точно не кнут,

— заключает педагог.

Кстати, Краснодар приглашает педагогов на работу. Рассказываем о зарплатах и выплатах.