Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Эпопея со зданием, которое в народе еще называют «особняк любви», продолжается. Как говорится, эта песня хороша, начинай сначала. Мы уже писали о том, что 14 февраля этого года вступило в законную силу решение суда, по которому собственники должны были начать действия по разработке проекта, а затем — по сохранению памятника. И вот новый поворот в истории: кассационный суд, иск в который подали жильцы дома, отменил все решения нижестоящих инстанций. Кому же предстоит восстанавливать памятник архитектуры?

Обвалилась облицовка, замолчал фонтан

Коренные краснодарцы хорошо знают легенду особняка на улице Пушкина. Говорят, что архитектор Иван Рымаревич-Альтманский влюбился в грузинскую княжну, но ее родители были против ухаживаний незнатного екатеринодарского интеллигента и увезли девушку в Тифлис. Там она умерла от тоски по возлюбленному. В память о девушке Рымаревич-Альтманский построил особняк в мавританском стиле. Официальная информация гласит, что турлучный дом (из глины и соломы) был построен в 70-е годы XIX века, а в 1910-1912 годы Рымаревич-Альтманский его реконструировал. Здание обложили кирпичом, а южный фасад облицевали керамической плиткой. В те времена на территории умещались разные хозяйственные помещения, такие как конюшня и прачечная.

Даже сегодня в доме угадываются остатки былой красоты. Мы, журналисты «Краснодарских известий», побывали там на днях и на месте оценили обстановку. Видно, что жители делают все, что могут. На территории дома чисто и ухожено, обустроены палисадники, подметены дорожки, по которым вальяжно прогуливаются домашние коты и собаки. Однако это уже совсем не тот особняк, что был прежде…

Когда-то купола здесь были украшены голубой чешуйчатой облицовкой. Во время Великой Отечественной войны один из них серьезно пострадал и с тех пор просто закрыт листами оцинкованного железа. Изначально к особняку вела дорога, вымощенная булыжником, над этой дорогой склонялись клены и липы, радовал глаз роскошный фонтан. Сегодня от него осталась только чаша круглого бассейна. Но и она, как и все остальное, уже в очень недалеком будущем может окончательно развалиться. Если, конечно, не будет найдено окончательное решение по реставрации исторического здания.

Фото: Дарья Паращенко

Фото: Дарья Паращенко
false

false

false

В 1970-е годы ни о каком историческом наследии не говорилось

Подъехав днем к дому раздора, мы застали в его дворе одного из жителей. Сразу стало понятно, что к разговору он не очень расположен, думается, как и его соседи. Это и понятно: люди устали от расспросов и судов, им надоело быть новостью дня в своем родном городе.

— Мы просто хотим, чтобы нас оставили в покое,
— не раз во время беседы повторял наш собеседник, который не захотел назвать свое имя.

Жилец объекта культурного наследия все же рассказал нам, что получил квартиру в этом доме в советское время. Тогда здесь не было никаких удобств: ни центрального водоснабжения, ни отопления, ни кухонь, ни теплых туалетов (ходили в уличный). Ведь особняк просто нарезали на комнаты и вселили туда людей. Ни о каком историческом наследии тогда не говорили. В 70-80-е годы жильцы с разрешения властей начали строить здесь одноэтажные кирпичные пристройки.

В 1981 году решением Краснодарского крайисполкома жилой дом на улице Пушкина, 61 признали памятником архитектуры и взяли под охрану. В основном здании, который и признан объектом культурного наследия, 11 квартир, за ним еще одна постройка, в которой тоже живут люди. Соседи самостоятельно латают крышу и делают другой текущий ремонт. Управляющей компании у них нет, за коммуналку платят по квитанциям ресурсоснабжающих организаций.

— Какой выход из положения вижу лично я? Чего хочу? Мы не можем отреставрировать дом за свой счет, у нас нет таких денег. Когда нам дали здесь квартиры, ни о какой архитектурной и исторической ценности и речи не было. Если это памятник, значит, его должны ремонтировать власти,
— считает житель Мавританского особняка.

Он уверен, что расселение тоже не выход. Компенсация за квадратные метры не может быть большой, ведь квартирки здесь маленькие, а значит, купить жилье можно будет только в отдаленных районах Краснодара. Люди же привыкли жить в центре города, да еще, пусть с небольшим, но земельным участком.

Фото: Дарья Паращенко

Фото: Дарья Паращенко
false

false

false

Бег по кругу

Так есть ли шанс на реставрацию «мавританского дома»? Согласно градостроительному законодательству жилой дом — памятник архитектуры нельзя отремонтировать за счет бюджета или Фонда капремонта, а у собственников нет средств на реставрацию. Ведь стоит она миллионы рублей. Снять охранный статус с памятника тоже практически невозможно. Сделать это сегодня может один человек в стране — председатель Правительства РФ.

Начальник Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Георгий Давыденко уверен, что владение памятником — не только имущественная привилегия, но и серьезная обязанность, соблюдение обременений и несение существенных затрат. При этом он согласен, что потянуть реставрацию могут далеко не все собственники таких зданий.

— К сожалению, проблема капитального ремонта многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, сохраняет свою остроту. Собственники зачастую просто не имеют уровня доходов, позволяющего участвовать в финансировании таких мероприятий.

По его мнению частичным решением этого вопроса стала бы возможность участия субъектов РФ, а также муниципальных образований в финансовой поддержке реставрации.

— Нормативно урегулировать вопросы позволил бы давно ожидаемый законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации». Данный законопроект принят 22 марта 2022 года Госдумой ФС РФ в первом чтении. Однако до сих пор Комитетом по культуре Госдумы решение о представлении законопроекта на рассмотрение во втором чтении не принято.

На вопрос о том, что же будет дальше конкретно с Мавританским домом, Георгий Давыденко подтвердил, что четвертый кассационный суд общей юрисдикции решение суда первой инстанции отменил, дело направлено на новое рассмотрение. После изготовления и получения текста судебного акта Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края «будет рассмотрен вопрос подачи жалобы в Верховный суд РФ».

Продолжение следует…