Урок ОБЖ ввели в школах после нескольких техногенных катастроф, которые произошли в России в 1980-х годах XX века. Среди них — авария на теплоходе «Александр Суворов» (5 июня 1983), взрыв четвертого ядерного реактора на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986) и химическая авария на производственном объединении «Азот» (20 марта 1989).

Фото респондента

Под новые вызовы

Тогда выяснилось, что люди не знают, как быстро реагировать и оказывать друг другу первую помощь. Заполнить эти проблемы решили уроками безопасности жизнедеятельности в школах.

В 2022 году появились другие вызовы и потребность в новых знаниях и навыках. Как итог — в программу ОБЖ внесли дополнительные разделы, а сам предмет переименовали в «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР). Он представляет собой гибрид уже знакомых уроков ОБЖ и советской «Начальной военной подготовки» (НВП). Всего в программе 11 тематических блоков. Среди них — безопасность в обществе, быту; в общественных местах, информационном пространстве. Принципиально новое в программе — модуль «Начальная военная подготовка».

Владение автоматом Калашникова, оказание первой медицинской помощи в бою, понимание принципов действия ручных гранат — вот основные навыки, которыми должны овладеть старшеклассники в рамках дополнительной дисциплины. Совсем новыми их не назовешь. На уроках ОБЖ ученики и раньше разбирали и собирали оружие на время, учились правильно надевать противогаз, а летом отправлялись на военно-полевые сборы. «КИ» узнали, как проходят первые занятия по ОБЗР.

Учебников пока нет

В Краснодаре наряду с матерыми военруками «Основы безопасности и защиты Родины» преподают и молодые учителя. Никита Тонкоштан окончил школу №8 всего 7 лет назад. Получил диплом о высшем образовании в Кубанском госуниверситете физической культуры, спорта и туризма. Год преподавал самбо в Центре детского творчества «Прикубанский». Потом отслужил в армии и вернулся в родную школу. Думал устроиться физруком, но место оказалось занято. Зато вакансия учителя по новому предмету ждала как раз его.

Никита не только выпускник, но и первый атаман школы. Он участвовал в нашем казачьем движении, где занимался начальной военной подготовкой. Все это ему было близко, он очень ярко себя проявил как организатор и лидер. Поэтому мне приятно, что он вернулся к нам уже в роли преподавателя,

— рассказывает директор учебного заведения Лидия Цимбал.

Новый учебник по ОБЗР появится в школьных библиотеках не раньше 2025 года. Его написанием занимается целая команда экспертов из разных ведомств. А пока Никита собирается разработать собственный учебный план, используя рекомендованные источники в интернете, литературу и личный опыт службы в артиллерийской бригаде.

Сейчас занимаемся по учебникам ОБЖ. Все, как и раньше: изучаем, как вести себя в случае ЧС, какие меры безопасности нужно соблюдать в форс-мажорных ситуациях, как оказать первую медицинскую помощь. В дальнейшем буду самостоятельно искать информацию и составлять план для новой дисциплины,

— рассказал учитель.

Например, в рамках тактической подготовки школьники научатся передвигаться лежа и взаимодействовать друг с другом во время условных боевых действий. Инженерно-саперная часть включает знания о том, как устанавливать, находить и обезвреживать мины. Эти занятия планируют проводить на открытом воздухе.

У нас для этого как раз есть территория за школой №32. Там и будем организовывать учения,

— добавил Никита.

Нагрузка не увеличится

С 5-го по 7-й класс уроки ОБЗР проводятся по выбору учебного заведения, а с 8-го по 11-й — в обязательном порядке. На предмет отводится один урок в неделю — 68 часов за учебный год. Во время занятий школьникам объяснят, как различать типы оружия, расскажут о беспилотниках и как их используют на поле боя, а также посвятят в основы военной стратегии и тактики.

Дисциплины новые не только для учеников, но и для учителей. Сейчас по всей стране идет переподготовка преподавателей ОБЖ под ОБЗР, для них проводят онлайн-вебинары, на которых обсуждают, как использовать учебники для СПО по ОБЖ и где можно найти недостающие материалы.

В соцсети «ВКонтакте» появились педагогические сообщества, посвященные новому предмету. Под хештегом #своихнебросаем_ОБЗР учителя делятся конспектами уроков и контрольных. Например, в первой неофициальной группе «Основы безопасности и защиты Родины» можно найти ссылки на книги и сайты про БПЛА, FPV, дроны и другую полезную информацию по теме. А на портале «Единое содержание общего образования» есть конструктор рабочих программ, с помощью которого можно сгенерировать планы конкретных уроков.

Воинский устав и полевые сборы

На занятиях школьникам предстоит изучать воинский устав. Методисты рекомендуют уделить особое внимание устройству и принципам работы сухопутных войск, Воздушно-космических сил и Военно-морского флота. Исходя из региональных, бытовых и других местных особенностей школы вправе корректировать программу.

После того как ребята освоят теоретическую часть, они отправятся на выездные военно-полевые сборы. На практике ученики смогут примерить бронежилеты, ознакомиться с различными видами гранат и гранатометов, а также изучить автоматы и винтовки.

Девушки могут изучать модуль «Основы военной подготовки» в добровольном порядке. Если ребенок любого пола по религиозным или иным уважительным причинам отказывается участвовать в стрельбах и изучать боевое оружие, то по заявлению родителей или на основании медицинской справки директор учебного заведения может освободить его от этих занятий. Однако в таком случае ученик должен будет пройти теоретическую часть учебных сборов и сдать зачет.

Кстати, ранее мы задали пять вопросов учителям ОБЖ и информатики.