Краснодарские известия

О «набившихся селедках», часовых пробках и выделенных полосах

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

– Иван Борисович, сегодня стало известно, что шесть коммерческих перевозчиков Краснодара повышают стоимость проезда с 40 до 45 рублей. С чем это связано? С подорожанием топлива?

– Основная часть затрат перевозчика действительно приходится на топливо. И оно, к сожалению, за этот год подорожало. Помимо этого подорожали и запчасти – в среднем от 10 до 15%. Некоторые импортные детали взлетели в цене еще больше, но их, к счастью, не так много. За год выросла и цена самих автобусов. С 1 января 2024 года на 18,5 % увеличивается МРОТ. А значит, у перевозчиков тоже вырастет затратная часть в этой сфере, потому что они будут обязаны повысить выплату водителям, увеличится и налогообложение. Вот основные факторы, которые влияют на повышение стоимости. Есть еще одна актуальная для отрасли проблема – острый дефицит водителей. Причем не только городского пассажирского транспорта, такси, службы доставки, но даже большегрузов. У тех, кто сегодня на маршрутах, тяжелый труд – весь день надо коммуницировать с пассажирами, стоять в пробках, а если мы говорим о Краснодаре, то пробки с каждым годом все сильнее. В таких условиях рейсов автобусы выполняют меньше, меньше перевезенных пассажиров и, как следствие, ниже рентабельность. Уверен, если бы по всему городу были магистральные выделенные полосы, это повлияло бы на увеличение пассажиропотока, сбор выручки и формирование тарифа.

– Вопрос в том, поможет ли повышение цены за проезд улучшить его качество?

– Часто слышу: «Подъехала маршрутка, люди набились как селедки». Почему так происходит? А потому, что у нас в городе маятниковое движение. Утром не можем проехать в центр, вечером – из центра. Получается, что в одну сторону автобусы уехали, а потом встроились в очередь. На онлайн-картах видно, как они стоят гуськом, друг за другом. А когда автобус, наконец, подъезжает к остановке, конечно, он переполнен, потому что 40 минут простоял просто так. Люди скопились за это время на остановке, он не смог вывезти их всех. Следующий автобус стоит в двух кварталах от него. Вот в чем проблема, и решить ее только деньгами, повысив тариф или выплатив что-то перевозчику, не получится. Трамвайное сообщение становится у нас в городе все лучше, время в пути – комфортнее, потому что трамвай идет по выделенной полосе. А вот, к примеру, прекрасные новые троллейбусы, которые закупили в город, действительно превосходного качества техника, стоят в пробках и люди жалуются. Поэтому еще раз повторю: нужен четкий интервал движения, которого можно добиться только выделенными полосами.

– Как быть с жалобами пассажиров на состояние машин, которыми пользуются коммерческие перевозчики?

– Что касается качества автопарка коммерческих перевозчиков, то за прошедший год при всей сложности вопроса в Краснодаре было заменено 50 автобусов. Да, они не могут себе позволить приобрести автобусы большой вместимости, но они покупают автобусы среднего класса, как правило, марки «ПАЗ». Достаточно этого? Нет. Но если муниципальный транспорт получает бюджетную поддержку, и это прекрасно, то коммерческие перевозчики покупают технику на собственные средства, а точнее, на заемные – берут кредиты и лизинги.

Exit mobile version