Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

О новых постановках журналистам рассказали генеральный директор и художественный руководитель КТО «Премьера» им. Л.Г. Гатова заслуженный работник культуры РФ Алексей Львов-Белов, главный режиссер и балетмейстер Музыкального театра заслуженный деятель искусств Краснодарского края Александр Мацко, директор Музыкального театра Ольга Сыч.

Три традиционные премьеры

Забегу немного вперед и ценителям искусства и досуга, проведенного со вкусом и смыслом, скажу, что вас ждет необычная и, как любит говорить Александр Мацко, подаривший театралам «Мастера и Маргариту», «Анну Каренину», «Мир» и другие фееричные постановки, масштабная программа. Не сомневаемся, что мы станем свидетелями нечто грандиозного, но сначала вспомним о фестивалях и спектаклях, которые радовали нас в завершающемся сезоне.

Итак, в репертуаре появилась чувственная опера «Иоланта» на музыку П.И. Чайковского, ставшая последним словом в творчестве великого русского композитора. Симфоническая сказка «Петя и волк» Сергея Прокофьева и красочная новогодняя история «Маша и Витя против «Диких гитар» Геннадия Гладкова, пользовавшаяся большим спросом у публики на протяжении всех праздничных дней. Три премьеры за сезон. Традиционно.

Отмечу, что Краснодарский музыкальный театр не первый год успешно сотрудничает с ведущими режиссерами, дирижерами и художниками России, и это стало хорошей традицией. К примеру, в прошлом году над оперой «Борис Годунов», вошедшей в лонг-лист высшей театральной премии «Золотая маска», работали режиссер Большого театра Ольга Иванова и один из самых востребованных дирижеров России, главный дирижер Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан Дмитрий Крюков. «Иоланту» поставил Андрей Сергеев, сотрудничавший с Малым театром, Московским новым драматическим, Театром сатиры и др.

— Для нас особенно ценно, что за пультом стоял дирижер Большого театра Антон Гришанин. Мы получили очень хорошие отзывы от зрителей, «Иоланта» пришлась по вкусу многим, и мы намерены продолжать расставлять акценты на великом наследии русских композиторов,
— подчеркнул Алексей Львов-Белов.

Детский спектакль «Петя и волк» также результат труда режиссера главного театра страны Николая Панина. Считается, что именно с этой сказки юные эстеты начинают знакомство с миром симфонической музыки. Так прививается хороший вкус.

— Николай Панин известен своим нестандартным подходом к материалу, современен и прогрессивен, поэтому мы ожидали, что он сделает необычный спектакль. В процессе постановки мы приняли решение добавить сюиту для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных», так как добивались эффекта неординарности,
— продолжает Алексей Александрович.

Гений оперетты

В октябре 2023 года исполнилось 140 лет со дня рождения венгерского композитора, автора таких популярных оперетт, как «Сильва», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра» и других, Имре Кальмана. Торжественную дату отметили ярким фестивалем, (а оперетта других прилагательных и не признает), в котором приняли участие артисты Белорусского государственного академического музыкального театра, показавшие краснодарцам «Сильву» и «Веселую вдову». Краснодар ответил «О, Баядерой» и «Мистером Иксом».

— Обмен опытом крайне важен в нашем деле, публика должна видеть разный контент, а мы — смотреть на себя со стороны и ценить то, что у нас есть: свою труппу и свои постановки,
— подчеркнул генеральный директор.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Продолжается «Диалог поколений» Дениса Мацуева

В этом году фестиваль, который проводит один их самых выдающихся пианистов России и мира, как бы к этому званию ни относились на Западе, был посвящен еще одному гению XX века, Сергею Васильевичу Рахманинову. На всем без исключения культурном пространстве страны в 2023 году в честь 150-летия со дня рождения великого композитора звучит его бессмертная музыка. И Краснодар не исключение.

— Денис делает колоссальное дело. Приведу в пример историю, рассказанную художественным руководителем и генеральным директором Мариинского театра Валерием Гергиевым. Во время своей поездки в Японию он посетил один из крупных автомобильных заводов. Топ-менеджер отметил, что одно из условий для сотрудников — это добровольно-принудительное посещение театров. Гергиев удивился и спросил, стоит ли людей заставлять. Представитель завода ответил: «Но вам же нравится качество наших автомобилей?» К чему я веду? Когда играет мастер, то любой человек, разбирается он в музыке или нет, чувствует, что происходит что-то грандиозное, и его душа откликается на эту эстетику. А Денис один из тех артистов, который может творить чудеса,
поделился мнением Львов-Белов.

Оркестр Музыкального театра под руководством приглашенного дирижера Юрия Ткаченко за короткий срок подготовил грандиозную программу. Мэтр оценил высокий уровень кубанских музыкантов и намерен продолжить сотрудничество.

— Мы взяли определенную высоту, так как должно быть развитие и продвижение вперед, и достигли цели. Денис Леонидович сказал, что в следующем году он вновь проведет фестиваль в Краснодаре в нашем театре и привезет молодых и талантливых музыкантов,
— считает Алексей Александрович.
Фото: Денис Яковлев,

false

Подводя итоги сезона, Львов-Белов упомянул и о наградах. На одну из них — Национальную оперную премию «Онегин» за роль второго плана был номинирован новый артист труппы Игорь Горбань, окончивший ГИТИС, он спел партию юродивого в опере «Борис Годунов». Игорь боролся с двумя известными исполнителями Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Премию взять не удалось, тем не менее столица Кубани громко заявила о себе в театральном пространстве страны.

— Но мы получили премию на фестивале «Музыкальное сердце театра» за мюзикл «Труффальдино» в Екатеринбурге в номинации «лучшие костюмы». Их делала приглашенная художница из Санкт-Петербурга Ирина Долгова,
— сказал генеральный директор.

Премьеры, бенефисы, встречи у рояля

Ольга Сыч подчеркнула, что театр является одним из самых старейших в регионе и одним из крупнейших в стране. У него богатая история, и за время своего существования он не раз менял название и переживал трудности, но всегда славился высоким профессионализмом артистов и разнообразным репертуаром. По сей день выходит на сцену легенда театра — народный артист России, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», недавно отметивший свое 80-летие, звезда Кубани и наша гордость — Юрий Эдуардович Дрожняк.

— Сегодня в Краснодарском музыкальном театре более 50 наименований спектаклей. Это и оперы, и оперетты, и мюзиклы, а также современный балет, детские спектакли и концертные программы. Более 25 лет при театре работает детская студия, и наши маленькие артисты участвуют практически в каждой постановке!
— напомнила Ольга Сыч.

Александр Мацко, взявший слово в завершение пресс-конференции, выразил мнение, что итоги подводить всегда приятнее, чем говорить о том, что ждет впереди: работа предстоит большая.

— Для меня новые постановки сравнимы с прыжком в воду, причем иногда очень холодную. В этом году мы отмечаем еще один юбилей — 200 лет со дня рождения писателя Александра Островского, и в связи с этой датой друг театра композитор Александр Пантыкин специально для нас написал произведение, которое он назвал лайт-опера, но мы обозначим его как музыкальный спектакль. Решили оттолкнуться от пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», но Александр вышел за рамки, что мне всегда очень импонирует,
— сказал главный режиссер.

Мацко «приоткрыл занавес» и рассказал, что произведение состоит из нескольких сюжетных линий, что является беспрецедентным случаем в Музыкальном театре, и у каждого героя будет свой номер. На данный момент уже готов первый акт и идет работа над вторым. В постановке занята вся труппа.

— В репетиционном зале царит особенная атмосфера, мы много смеемся и открываем в себе что-то новое. Мне нравится, что появилась возможность показать наших артистов, которых зритель прекрасно знает, с неожиданной стороны, поэтому я с нетерпением жду 23, 24 сентября! Декорации и костюмы также делает давний друг театра, с которым мы выпустили «Мастера и Маргариту», Максим Обрезков — главный художник Театра им. Вахтангова,
— поделился Александр Мацко.

Так как следующий сезон юбилейный, руководством принято решение нестандартно подойти к формированию репертуара. В связи с этим новогодний бал состоится не только 30, но и 29 декабря и пройдет в формате «Голубого огонька», где прозвучат главные хиты 60-х и 70-х годов, а поклонников жанра оперетты порадует триумфальное возвращение на сцену «Веселой вдовы». Заинтриговали? И снова юбилей!

— «Веселая вдова» не раз ставилась в нашем театре, и я тоже имел к ней отношение, когда ровно 20 лет назад пришел в качестве хореографа. Над новой постановкой будет работать Сусанна Цирюк. Мы долго ждали нашего сотрудничества с ней и счастливы, что артисты смогут прикоснуться к потрясающей музыке Франца Легара,
— пояснил Мацко.

В связи с изобилием премьер празднование 90-летия переносится с осени на зиму. Это будет большой гала-концерт, в котором прозвучат мелодии из опер, оперетт и мюзиклов, не входящих в репертуар. Также состоятся бенефисы заслуженных артистов Краснодарского края: Натальи Бызеевой, Татьяны Крюковой, Николая Фоменко и традиционные встречи со звездами в фойе у белого рояля. 

А в следующем июне стартует фестиваль оперного искусства «Опера без границ», который по традиции проводится раз в два года. Он откроется премьерой спектакля «Руслан и Людмила». Премьера оперы совпадает с юбилейными датами наших великих соотечественников, создавших это произведение: 220 лет со дня рождения М.И. Глинки и 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем предвосхищать события, не так ли?

Встреча со СМИ в формате медиа-завтрака стала также хорошей традицией.