Не сыщет ли «Тартюф»16+ славу «Грозы» 16+, номинированной на высшую театральную премию «Золотая маска» сразу в семи номинациях? Может, и нет. А может, и да… Абсолютно точно, что очередное режиссерское высказывание в Театре Защитника Отечества заслуживает внимания. Почему сатирическая история, рассказанная французским драматургом в 1664 году, актуальна и в 2025-м, или как человек с высокой буквы «Ч» рассмешил культурного обозревателя «КИ» Анну Климанц.
Пригласить Женихова — удачный ход
Где-то читала, что Безносов научил краснодарцев смеяться. Соглашусь. Даже такой сложный зритель, как я, который в редких случаях может улыбнуться во время просмотра спектакля, не более, не смог удержаться от хохота в некоторых эпизодах. Честно, друзья. Положа руку на сердце, скажу, что Евгений Женихов (да, один из ведущих артистов театра драмы им. Горького сыграл в «Тартюфе» роль Оргона), призывая к разуму Клеанта (Геннадий Николенко), опрыскивал своего шурина из банки водой — то ли заряженной Аланом Чумаком, то ли святой (здесь уместны обе метафоры) — очень удачный ход. В нем — всё. Наше. Человеческое. Одумайся!
Где Франция и XVII век? При чем здесь Тартюф, справедливо спросите вы? Да он ближе, чем кажется! Рассказываю. Сегодня не хочется быть слишком серьезной, хотя комедия и обличает лживость, льстивость и лицемерие.
«Тартюф» вышел в Международный день театра, и напомню, что это вторая работа Даниила Безносова в ТЗО после спектакля «Двенадцатая ночь»16+ по Шекспиру. Постановка, вошедшая в репертуар в сентябре 2023 года, обратила на себя взоры театралов, ведь до этого в ТЗО так не ставили: тут и выбор автора, и подача материала оказались слишком приметными. В качестве яркого сценического решения художники использовали песок, но мне показалось, что режиссер повторяет сам себя, ведь этот акцент уже имел место в «Утиной охоте» 16+ в драматическом. Затем была пауза. На протяжении практически двух лет о Данииле Александровиче ничего не было слышно. Кроме того, что он перестал занимать должность главрежа Молодежного театра. Поэтому, когда анонсировали «Тартюфа», ценители его стилистики взяли комедию на заметку.
Ни воды, ни песка
В основе — перевод Сергея Самойленко, создавшего версию русскоязычного текста пьесы Мольера «Тартюф, или Обманщик» специально для постановки Евгения Писарева в Театре Наций, где действие перенесено в современную Францию, в дизайнерский дом богатого буржуа. Кстати, на своей странице в ВК Самойленко оставил комментарии о премьере в Краснодаре: «Тартюф», судя по всему, заставляет не только смеяться, но и пугаться, и задумываться. Овации на несколько минут, восторженные отзывы зрителей — успех, в общем. Даниил года три назад уже ставил Мольера, но, по его словам, сегодня стал видеть в нем то, о чем раньше не подозревал. Лучшая награда для переводчика — когда его работа побуждает постановщика на новые, неожиданные, современные и острые решения».
Замечу, что в самый острый момент, когда Оргон, прозрев, вынужден признаться своей жене Эльмире, что переписал все имущество на пройдоху, герои перестают говорить стихами и переходят на прозу. Жизни…
Режиссер переносит комедийный сюжет в статичную квартиру, которая, оставаясь в одной точке, способна «подсвечивать» разные эпохи и тем самым делает его вполне современным. Сначала мы видим «интерьеры» Советского Союза на его закате, затем Россию нулевых, о чем можно догадаться по картинке в телевизоре, где нам сперва показывают Алана Чумака, а затем фрагменты из аргентинской теленовеллы «Дикий ангел».
Тут живет среднестатистическая семья, и бог знает, какие именно у них проблемы. Очевидно, что они несчастливы по-своему, как говорил еще один великий классик, и несчастливы… как все, это уже мое… Так и начинается действо. Всё. Зритель подключился к спектаклю и готов следовать за его героями. Он в процессе, он в рефлексии. Он находит десятки скрытых символов и деталей. Грим на лицах некоторых артистов, напоминающий клоунский, «наблюдатели» в шкафу и за стенкой: «Смотрю, чтоб не было ушей, коснется разговор интимнейших вещей». Шикарная роль досталась Дарье Денисовой. Она играет человека из телевизора в режиме реального времени. И как играет! Украшает.
Заканчивается история, по режиссерской задумке, здесь, сегодня, в Краснодаре. Допускаю, что она там и начиналась. Почему нет? Вот он Тартюф. Среди нас. Вот они мы. Те самые, которым проще обвинить в своих бедах чужую зависть, чем признать лежащую на прозрачной, как водная гладь, поверхности, истину. Мне финал показался слишком простым даже для такого жанра. Я бы провела параллель со стремительной и жесткой посадкой самолета. Сложилось впечатление, что качественно сделанную комедию с тонким смыслом и аллегориями привели не к тому знаменателю. Первое действие на этот раз оказалось сильнее второго. Нужно смотреть. Делать выводы и искать свои смыслы и болевые точки. Или просто смеяться.
Ставили и будут ставить
«Тартюф», как всем известно, одно из самых популярных произведений Мольера. Его главный герой — законченный плут, соблазнитель, шпион и доносчик. Он совершает «свои пакостные деяния», но при этом постоянно цитирует Священное писание. По этой пьесе поставлено множество выдающихся спектаклей, среди них «Тартюф» Анатолия Эфроса со Станиславом Любшиным, Александром Калягиным и Анастасией Вертинской в главных ролях, премьера которого состоялась в 1981 году на сцене филиала МХАТа им. М. Горького, чье здание теперь занимает Театр Наций. В Театре на Таганке вышел «Лё Тартюф», комедия Юрия Муравицкого, и стал лучшим спектаклем 2020 года.
Режиссеры уже давно не пытаются извлечь юмор и смех непосредственно из текста. Они усиливают интенции драматургов почти всегда неестественными мизансценами, танцами, костюмами, жестами, сценографией, чтобы звучало свежо и современно. К комедии, написанной более четырехсот лет назад, еще будут неоднократно обращаться. Все желающие могут сделать это в Краснодаре, в Театре Защитника Отечества.
Вроде бы Безносов не открывает новых имен и не изобретает какой-то особый театральный язык, но он умеет делать театр интересным. И очень точным.