Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Одна из резонансных тем, которые обсуждают в местных пабликах, — возвращение на краснодарские улицы эвакуаторов. Ньюсмейкерами в этот раз стали депутаты ЗСК, вышедшие с инициативой расширить полномочия региона в части контроля за парковкой автомобилей и наведения порядка в этой сфере.

Снизит нагрузку на ГИБДД

В случае одобрения поправок к закону на Кубани будет создано специальное подразделение, которое и займется нарушителями и их машинами. Вынес инициативу на Совет законодателей края заместитель председателя комитета ЗСК по вопросам ТЭК, транспорта и связи Иван Тутушкин:

— Законопроектом предлагается закрепить в КоАП возможность передачи полномочий Краснодарскому краю по рассмотрению дел об административных правонарушениях, связанных с несоблюдением требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств. В случае принятия закона соответствующие функции возложат на краевое министерство транспорта и дорожного хозяйства или подведомственное ему гос-учреждение. Это позволит уменьшить нагрузку на сотрудников ГИБДД, повысить правовую культуру граждан, а также снизить социальную напряженность в связи с ликвидацией заторов, — прокомментировал депутат в своем телеграм-канале.

В краевом ГИБДД нам объяснили, что эвакуация транспорта, нарушившего правила стоянки, происходит только по оперативным сообщениям граждан. Выделение нескольких экипажей ГИБДД для эвакуации неправильно припаркованных машин сегодня не происходит. Приоритетная задача, поставленная президентом и на которую нацелена Госавтоинспекция, — сокращение смертности на дорогах. Поэтому личный состав ориентирован прежде всего на пресечение правонарушений, ведущих к ДТП с тяжелыми последствиями, таким как выезд на встречную полосу, нарушение правил проезда пешеходных переходов и пр.

— На днях к нам поступил законопроект от ЗСК о передаче полномочий в краевую администрацию по составлению административных протоколов по ст. 12.16 КоАП — о несоблюдении требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, и мы его поддержали,
— говорит начальник отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю Ирина Заватская.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»


Машины — в три ряда

Надо напомнить, что краевой закон о перемещении транспортных средств — по сути, об эвакуаторах — был принят в январе 2022 года. В нем, в частности, предлагалось создать единую диспетчерскую службу, в которую должны поступать все сигналы о неправильной парковке. Подавать такие заявки должны были сотрудники ГИБДД.

Принятию краевого закона предшествовало исчезновение осенью 2020 года эвакуаторов с краснодарских улиц. Городские власти тогда объясняли это модернизацией контроля за парковкой авто: эвакуаторы будут использовать только при ДТП и для расчистки улиц перед мероприятиями, а отслеживать нарушителей станут авто с фото- и видеофиксаторами. Однако спустя некоторое время губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил, что системы фото- и видеофиксации недостаточно: 

— Машины продолжают стоять на дорогах и перегораживать тротуары, в час пик центр города парализован брошенными в три ряда машинами.

По мнению главы региона, необходимо было создать «уполномоченный краевой орган» по работе с эвакуацией транспортных средств. С июня прошлого года в крае стал действовать Центр организации дорожного движения, призванный выявлять нарушения путем фото- и видеофиксации и привлечения к ответственности нарушителей в автоматическом режиме сотрудниками Гос-автоинспекции.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Как сдвинуть проблему с мертвой точки

Так все-таки нужны эвакуаторы для решения проблемы многочисленных нарушений парковки? Мнения на этот счет разделились.

— Считаю, что краевые депутаты очень правильно сделали, предложив внести поправку в КоАП и передать полномочия по эвакуации на уровень субъекта, как это происходит сегодня в Москве и Санкт-Петербурге. Очень хочу, чтобы у них получилось. Конечно, Краснодару нужны эвакуаторы. Без них мы не наведем порядок с хаотично припаркованным транспортом на дорогах города. Пока в головах у жителей не будет понимания, что парковка под запрещающими знаками или снятие с машины номеров чреваты эвакуацией и штрафными санкциями, дело с мертвой точки не сдвинется,
— говорит вице-мэр Краснодара Владимир Архипов.

С заместителем главы города согласна многодетная мама Инесса Давыденко, которая живет в центре города, на Красноармейской:

— Я считаю, что эвакуаторы нужны. Я сама пешеход, у меня трое детей. Часто на переходах просто протискиваешься через стоящие в два ряда авто, зачастую из-за них пройти по тротуару с коляской невозможно. Когда эвакуаторы в нашем городе работали, таких проблем не было: водители боялись, что машину увезут на штрафстоянку, и бросали ее на пару минут, не больше. А сейчас иной раз из-за авто, брошенного на дороге, останавливается трамвай, и все ждут, когда хозяин изволит явиться и убрать свой транспорт. И, что заметила, автохам всегда найдет отговорку, чтобы ставить машину так, как ему удобно! В центре города есть парковочные места, нужно немного пройтись пешком и заплатить 30 рублей за час. Но нет, наши люди хотят оставить свой автомобиль так, чтоб сразу из-за руля пересесть в офисное кресло.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Самое главное в наказании — его неотвратимость

Председатель Союза транспортников Кубани Иван Петров к эвакуации транспорта относится негативно:

— Считаю, что это неправильная методика. Прежде всего потому, что процент наказаний, то есть то количество людей, на которых оно распространяется, незначительно. А вот другая методика — машины с комплексом «Тайфун», которые ездят по городу и фиксируют нарушения, — она, на мой взгляд, гораздо эффективнее. Самое главное в наказании — его неотвратимость, чтобы как можно больше нарушителей почувствовали его через штрафные санкции. В таком случае и бюджетные затраты на это значительно меньше, чем при эвакуации, и охват в десятки, а то и в сотни раз больше. Возможно, появятся контраргументы — мол, владельцы авто скрывают номера, закрывают их каким-то образом, но такая изобретательность нарушителей только подтверждает эффективность этой методики. Тут главное -чтобы машин с комплексом «Тайфун» стало больше, как и специалистов, которые снимали бы «маски» с номеров.

Возвращение практики принудительной эвакуации брошенных машин — это только одна из мер по решению проблемы незаконных парковок, считает Мирослав Гриценко, автор проекта «Городские истины».

— Если брать мировой опыт, то, вероятно, за такое нарушение нужны очень большие штрафы — не меньше, чем за выезд на встречку. Это может быть и установка замка на колесе, который не даст двигаться транспортному средству до тех пор, пока специальные службы его не освободят. Я видел такие в Египте, в некоторых европейских странах. Кажется, в Краснодаре это тоже когда-то применялось, такие замки назывались «лягушками». Но главное — наказывать нужно всех проштрафившихся: не должно быть такого, что кому-то можно парковаться где угодно, а другого штрафуют. То есть нужен комплекс мер, и, конечно, не только кнут, но и пряник — в виде четко работающего, комфортного общественного транспорта, на котором можно спокойно передвигаться каждый день, не боясь опоздать, а личное авто оставить в гараже для каких-то дальних поездок,
— говорит Гриценко.

К слову, за первые шесть месяцев 2023 года более 50 тысяч автомобилистов получили штраф за неоплату стоянки на муниципальных парковках. Городская административная комиссия продолжает привлекать к ответственности владельцев транспорта. Нарушения фиксируют с помощью мобильных комплексов фото- и видеофиксации.

Сегодня в Краснодаре работают 239 платных муниципальных парковок более чем на девять тысяч мест. В среднем за сутки от использования мунпарковок в Дорожный фонд поступает 465 тысяч рублей. В прошлом году эта цифра составляла 289 тысяч рублей. С начала года в бюджет города поступило более 84 млн рублей от оплаты мунпарковок. Всего за 2022 год эта цифра составила порядка 105 млн рублей. Эти средства идут в Дорожный фонд, за счет которого в дальнейшем выполняют ямочный и гравийный ремонт, меняют дорожные знаки.