«С 9 декабря коммерческие перевозчики увеличили стоимость проезда до 45 рублей. Новая цена будет действовать на 18 направлениях» — эта новость до сих пор в числе самых обсуждаемых среди краснодарцев. Пока одни нагнетают обстановку, прогнозируя транспортный коллапс, «КИ» решили детально разобраться в этом вопросе.

Фото: «Краснодарские известия»

ГСМ, запчасти и зарплата

— Иван Борисович, в последние годы транспортный бизнес переживает не лучшие времена: рынок лихорадит. Во время карантина отрасль была признана одной из пострадавших. Затем значительно поднялись цены на автомобильные масла, выросла стоимость запасных частей… Но повышение цены за проезд, уже второй раз за 2023 год, мягко говоря, вызывает недовольство у пассажиров. Почему так часто?

— Индексация стоимости проезда происходит раз в году, в декабре-январе. Из-за того, что в 2021 году тариф не повышался, он «переехал» на 2022 год и так далее. Но это исключение из правил. Поэтому говорить о том, что тариф увеличивается традиционно дважды в год, было бы некорректно.

— Назовите, пожалуйста, статьи затрат, которые в первую очередь повлияли на себестоимость и рентабельность пассажирских перевозок.

— Их несколько. Основная часть затрат перевозчика приходится на топливо. И оно, к сожалению, за этот год значительно подорожало: в среднем 64 рубля за литр солярки. Конечная цена зависит от производителей и продавцов.

В процентном соотношении ГСМ подорожали на 14%. На втором месте статьи затрат — запчасти, в среднем от 10 до 15%. Некоторые импортные детали взлетели в цене еще больше, до 50 процентов! Третий фактор — повышение заработной платы. С 1 января 2024 года на 18,5% увеличивается МРОТ. А значит, у перевозчиков тоже вырастет затратная часть в этой сфере, потому что они будут обязаны повысить выплату водителям, увеличится и налогообложение. Подчеркиваю, это существенная статья — 18,5%. Если сравнить все то, что подорожало в нашей отрасли (ГСМ, запчасти), повысится заработная плата, то индексация стоимости проезда составила 5 рублей, или 12,5%. Есть еще одна актуальная для отрасли проблема, влияющая на себестоимость, — подорожание техники на 10%. И это при том, что стоимость автобусов может увеличиваться в течение года. Так что это обоснованный рост и вынужденная мера. Мы не закладывали какие-то дополнительные суммы выше текущих расходов.

— Что вы имеете в виду?

— К примеру, солярка дорожала в течение года. Мы же не индексировали стоимость проезда? То же самое и с запчастями. Никто же не пересматривал тариф? Нет. А между тем затраты на содержание автопарка, зарплату водителей и закупку ГСМ перевозчики несли сами в течение всего года, и стоимость проезда не индексировалась. Еще раз хочу подчеркнуть: тариф пересматривается раз в год.

— Какие еще показатели влияют на стоимость проезда?

— Скорость оборотного рейса и пассажиропоток. За последние 5-7 лет значительно уменьшилось количество рейсов, которые делают автобусы. При этом количество автобусов на маршруте плановое — ни больше ни меньше. Но так как автобус стоит в пробке, он не может вовремя приехать на остановку. Выгодно ли это нам? Конечно, нет. Автобус, который стоит в пробке, не зарабатывает денег, не делает рейсов и не оказывает услугу. Какую бы комфортабельную технику мы ни приобрели, если автобусы будут продолжать стоять в пробках, то они не станут привлекательнее для пассажиров. Такая ситуация не нравится не только пассажирам общественного транспорта, но и водителям автобусов. А также руководителям предприятий, которые отмечают уменьшение совокупного пассажиропотока.

— Со скачком цен на проезд пассажиры хотят получить качественную услугу. Планируется ли развивать автопарк коммерческих перевозчиков?

— За прошедший год при всей сложности вопроса в Краснодаре были заменены автобусы среднего класса, как правило, марки ПАЗ. Достаточно этого? Нет. Но важно понимать, что только за этот год ПАЗы Павловского автобусного завода подорожали на 10% и стоят 9-11 миллионов рублей. А если говорить об автобусах большой вместимости, то цена на них варьирует от 18 до 25 миллионов рублей. При этом коммерческие перевозчики покупают технику на собственные средства, а точнее, на заемные — берут в кредит и лизинг. Несмотря на все сложности, обновление автопарка — одна из приоритетных для нас задач.

— Может ли частный перевозчик закупить большие автобусы?

— Скорее, нет. Текущая экономика предприятий не позволяет сделать этого. Как я уже говорил, автобус марки ПАЗ стоит 9-11 миллионов рублей в зависимости от длины салона. Крупногабаритный автобус обойдется в 18-25 миллионов рублей. Разница очевидна. К тому же чем больше машина, тем выше затраты на ее содержание. Таким образом, частному перевозчику нужно иметь очень хорошую прибыль, чтобы закупать и эксплуатировать крупногабаритные автобусы.

Фото: «Краснодарские известия»

Брутто-контракты и эквайринг

— Некоторые общественники предлагают перевести весь общественный транспорт Краснодара на систему брутто-контрактов. По их мнению, тогда заработок транспортников попадет в зависимость не от количества перевезенных пассажиров, а от четкого соблюдения условий контракта, в том числе расписания и числа рейсов, что позволит исключить гонку за пассажирами и повысит безопасность перевозок. Вы с этим согласны?

— Брутто-контракты — это не спасение. Ведь в чем суть этой системы транспортного обслуживания населения? Это такой контракт, при котором перевозчики выполняют задание, определенное заказчиком по километражу и вне зависимости от того, есть пассажиры или нет, получают плату за выполнение своей работы. Привязка у перевозчика идет не к пассажиропотоку, а к километражу пробега и соблюдению графика и интервалов движения.

Если брутто-контрактов будет слишком много, они лягут тяжелой нагрузкой на бюджет города. И речь идет не о миллионах, а миллиардах!

На мой взгляд, положительное влияние брутто-контракты могут оказать на социально значимые маршруты с невысоким пассажиропотоком.

— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы снизить издержки перевозчика и сдержать рост тарифа?

— Экономить на безопасности пассажиров нельзя. Поэтому мы будем менять резину, ремонтировать автобусы и проводить все другие необходимые виды работ. При этом необходимо сокращать издержки и делать бизнес более рентабельным, целесообразным. Где есть потенциал? Давайте возьмем топливо: в среднем литр солярки стоит 64 рубля. А средняя цена газа — 24 рубля за кубометр. Постепенный переход на более дешевое топливо позволит сэкономить. Второй момент: стоимость банковских услуг.

Эквайринг (возможность принимать безналичные платежи): из
45 рублей 2 рубля — комиссия за безналичную оплату при каждой транзакции. Переход на национальную платежную систему позволит существенно сэкономить.

— Острый вопрос, который волнует всех без исключения пассажиров общественного транспорта: не будет ли повышаться тариф несколько раз в год? Ведь коммерческие перевозчики работают по нерегулируемому тарифу, который сами и рассчитывают, при этом несут все затраты на содержание автопарка.

— Нет, могу это сказать со всей ответственностью от имени коммерческих перевозчиков Краснодара — социально ответственных компаний. Давайте посмотрим на предыдущие годы. В Краснодаре нерегулируемый тариф применяется с конца 2017 года и стоимость проезда индексируется раз в году, зимой. Мы не только зарабатываем деньги, но и несем моральные обязательства перед пассажирами, — это первый сдерживающий рост тарифов фактор. Второй: у нас в городе есть муниципальный транспорт с регулируемым тарифом. Это такой противовес для коммерческой структуры. И если стоимость проезда на трамвае будет гораздо ниже, то пассажиры выберут трамвай, который и так пользуется большой популярностью у населения.