Краснодарские известия

Молодежный театр поставил «Любовь и голуби». Почему спектакль стал объектом внимания критиков?

спектакль, молодежный театр, любовь и голуби

Варвара Вострокнутова

В репертуар Молодежки вошла постановка по пьесе драматурга Владимира Гуркина «Любовь и голуби» 12+ и сразу стала объектом внимания критиков и СМИ. Проигрывает ли свежая интерпретация истории семьи Кузякиных одноименной картине Владимира Меньшова? На какую роль сложнее всего было подобрать актрису и боялась ли блистательная Юлия Макарова сравнения с непревзойденной Ниной Дорошиной — в материале культурного обозревателя «Краснодарских известий» Анны Климанц.

На грани трагифарса. Знойным июльским вечером бомонд Краснодара собрался в одном из самых почитаемых театров краевой столицы на закрытый показ. Актерский состав — сильный, режиссер — приглашенный, конкурент — легендарная лента советского кинематографа, ставшая народным достоянием, — более чем серьезный. «Людк, а Людк! Деревня!» Наизусть знаем.

Нет смысла ставить то, что не цепляет. Это потрясающая пьеса талантливого драматурга Гуркина, в которой есть всё: человечность, характеры, сама история и прекрасный текст. Далеко не каждая комедия обладает таким тематическим потенциалом. Она близка к жанру трагикомедии, а он один из самых сложных для постановки. Скажем, с Куни работать проще, так как это комедии положений и там самое главное меру соблюдать, иначе они провоцируют на пошлость. У нас комедия не одного жанра, комедия пограничная, где-то даже трагифарс с вкраплениями гротеска,

— говорит режиссер-постановщик Александр Кладько.

Молодежный меняет почерк? Меня выбор произведения не то чтобы смутил — скорее удивил: нехарактерная стилистика для Молодежного, где несколько лет подряд с афиш не сходят ставшая городским достоянием «Гроза» 16+ А.Н. Островского, «Мертвые души» 16+ Н.В. Гоголя, «Дьявол» 16+ Л.Н. Толстого. И вдруг, ёшкин кот, народная история… К тому же инсценировка классики, по которой снят составляющий основу золотого фонда фильм, как правило, обречена на неуспех.

В театре должны иметь место и комедии, и трагедии. Он в принципе должен быть разным. На первый взгляд «Любовь и голуби» — легкий жанр, но если смотреть глубже, это очень душевный спектакль про взаимоотношения людей. К тому же как нельзя кстати он выходит в Год семьи. Ваша задача посмотреть, оценить и сравнить с фильмом, если есть такая потребность, наша — поставить. Не думаю, что мы пошли на какой-то серьезный риск, потому что театральное искусство отличается от кинематографа. Здесь работают другие приемы и способы существования,

— уверен директор Краснодарского Молодежного театра Николай Табашников.

Предполагала: либо Молодежка сделает спектакль средней руки, что маловероятно, либо это будет необычная подача материала. Отмечу, что только за последний год краснодарский зритель поглощал самый разноплановый контент, включая мюзикл по вышеупомянутому Островскому в Музыкальном и несколько громких премьер в театре драмы им. Горького, так что поразить его воображение будет непросто. Но испытание сравнением с мэтрами — это не про Молодежный: театр принял решение добавить в репертуарный лист известную комедию. И не прогадал.

К середине второго действия, когда Раиса Захаровна еле ноги унесла от «этой», от «горгоны» Надежды, с куриными перьями в волосах, стало очевидно, что зритель устал от психоделики, болевой рефлексии, поисков ответов на риторические вопросы в театре и просто получает удовольствие от процесса. Он смеялся, плакал и повторял культовые фразы вслед за актерами. «Узнаю, кто из вас с отцом видится», — чуть дыша произносит измученная Надя… «Прокляну!» — чуть ли не хором отвечает зал. Это стало возможным благодаря блестящему актерскому воплощению и талантливой работе постановочной группы.

Фильм знаю наизусть и фразы из него постоянно использую в жизни. Честно говоря, были опасения, как наши ребята представят материал и не придется ли мне сравнивать их работу с маститыми актерами, которых все мы знаем. Этого не случилось. Они большие молодцы — пошли от своей индивидуальности. Оксана Трегубова — потрясающая! Создала абсолютно новое прочтение образа Раисы Захаровны,

— делится впечатлениями заведующая труппой Краснодарского музыкального театра заслуженная артистка Краснодарского края Карина Петровская.

Тем не менее в спектакле есть скрытые послания, так называемые пасхалки, к советским лентам. В эпизоде, когда Василий и Рая «обрели друг друга на берегах этого удивительного моря», звучит песня из фильма Гайдая «Бриллиантовая рука» — «Помоги мне», а в конце постановки — заглавная мелодия из картины Меньшова. Этот режиссерский ход мне не совсем понятен.

Мы уважаем великих артистов, и это наш им комплимент. Поклон из XXI века веку XX,

— резюмировал Александр Кладько.

Что касается сценического решения, то самое страшное в театре — это две крайности: декорация, которая обозначает место действия, или, когда она чересчур условна, не соответствует сюжету и пространство не вытекает из происходящего. В данном случае художник-постановщик Александр Якунин умело совместил художественный образ и бытовую историю.

С одной стороны, сцена выглядит как жилое помещение, но если внимательно присмотреться, то это одна большая голубятня, состоящая из разных уровней. Все работает на идею. Тут сушится рыба и висит белье в доме Кузякиных, а вскоре и ненавистные Василию галстуки, как удавка на его шее, в квартире Раисы Захаровны. Что касается излюбленного многими постановщиками видеоконтента, он здесь присутствует в малых количествах, добавляет разнообразия и делает пространство более гибким. Не раздражает и не отвлекает внимания, что часто бывает, когда мультимедиа ничем не оправданны.

Старые герои раскрываются с новой стороны. Советский фильм великолепен, но засмотрен, и мы уже не пытаемся понять истинной мотивации поступков действующих лиц. Что за дама эта Раиса Захаровна? Почему она ничего не ест и слушает «Элегию» Массне, когда ей грустно (в спектакле — Джо Дассена), и зачем ей на самом деле понадобился малообразованный Вася Кузякин с улицы Гуркина, 24? Любит ли она этого человека или от тоски кинулась? Так откуда взялась эта самая тоска…

Яркая игра Людмилы Гурченко перекрывает, уводит от сути персонажа, а ведь этой чудачке из управления безумно одиноко, и она готова на все ради этого самого счастья, когда дом и семья, «И все у вас хорошо, Василий». Отчего Надя вспоминает о том, что она женщина, только когда идет на свидание с собственным мужем после его измены? В фильме с помощью нелепого Надиного наряда подчеркнута комичность ситуации, но если вдуматься, смешного в происходящем мало. В спектакле виден внутренний мир родных героев. На них вдруг смотришь с необычного ракурса. Это свежо. Это как зайти в соседний двор в исчезнувшей стране, где все друг друга знают, и взглянуть на себя со стороны, но сделать это бережно.

Да и Вася не так прост. Он жаждет прикоснуться к культуре и узнать, что же находится за пределами его родного поселка. Ему надоело, что жена заставляет его прятать деньги в трусы и не умеет завязывать галстук. Он мечтает сходить в бар и в то же время хочет вернуться в детство, разводя голубей. В постановке четко прослеживается, что к каждому из детей у Василия особое отношение. К старшей, Людке, он обращается с уважением, даже с каким-то придыханием, ведь дочка жила в городе. Со средним, Ленькой, он порой и вовсе не знает как себя вести:

— Нормально?

— Нормально!

А в младшей, Ольге, которую сыграла 11-летняя Варвара Алехина, не чает души. Кстати, именно на эту роль долго не могли подобрать актрису.

Пробовались разные девочки, и режиссер утвердил Варю не сразу. Исполнительница должна была вписаться в уже сложившийся актерский ансамбль, и это было главное условие. Ближе к середине июня дочь еще раз пригласили попробоваться на сцене, Александр Кладько смотрел, как она взаимодействует с актерами. Варя рассказывала, что их поставили рядом и получилась настоящая семья, как с картинки. Это не первая ее работа в театре, она уже играла на сцене Молодежного в спектакле «Эшелон» и к тому, что делает, относится серьезно,

— рассказывает мама юного дарования Оксана Алехина.

Заслуженная артистка Краснодарского края Юлия Макарова признается, что поначалу боялась сравнения с Ниной Дорошиной, под которую Меньшов и делал кино после того, как увидел актрису в «Современнике». Но когда начала работать над ролью, поняла, что в экранизации не приняты во внимание многие тонкости.

Фото: Варвара Вострокнутова

И хуже сделать нельзя, и лучше, наверное, вряд ли получится, надо не испортить и найти что-то свое в роли, и здесь очень важна заинтересованность режиссера. Не было такого, чтобы Александр мне сказал, что Надя вот такая и делай только так. Мы вместе искали ключи. Работа шла на одном дыхании, так, как будто мы пили чай, разговаривали, смеялись, плакали. Большая разница между фильмом и нашим спектаклем в сцене, когда Василий возвращается домой, а Надя назначает ему свидание через тетю Шуру, а потом, убедившись, что он ее ждет, весело и даже с кокетством говорит: «Не пойду!» Мы стали разбирать, и режиссер спросил: «А вы бы смогли так быстро простить мужчину?» Надя — уходящий тип женщины, но время от времени она просыпается в каждой из нас!

— делится актриса.

Справка

В творческой биографии Александра Кладько около 60 постановок в зарубежных и отечественных театрах. Является режиссером телевизионного документального фильма «Народ читает «Блокадную книгу» Д. Гранина», показанного в рамках внеконкурсной программы на фестивале в Венеции. Театральный педагог, доцент кафедры актерского искусства РГИСИ. 20 лет педагогического стажа.

Ранее «КИ» рассказывали, что недавно театр драмы Краснодара поставил новый спектакль  по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира». 

Exit mobile version