Долго искали место
В дореволюционном Екатеринодаре существовало три рынка — Старый, Новый и Сенной. Старый сначала открылся на месте современного здания ЗСК в начале улицы Красной, затем переехал на территорию современного сквера Дружбы на улице Мира («сквер со слоном»).
Кроме того, казачье правление фактически с момента основания города, учредило четыре ярмарки в году — 25 марта (Благовещенская), на Троицу (Троицкая), 6 августа (Преображенская) и 1 октября (Покровская).
Но шло время, город развивался, увеличивался, а тут еще 8 июня 1867 года Екатеринодар перевели из войскового града в гражданский город. В столицу Кубани хлынули новые жители, переселенцы, гости, купцы, торговцы, и Старый базар не выдерживал нагрузку, поэтому решено было открыть второй рынок.
Город давно планировал это, но вся проблема заключалась в том, что не было удобного места. Скажем так — коммерчески выгодного места. И наконец-таки, отчаявшись найти свободную территорию, власти Екатеринодара выкупили у частных лиц земельные участки за 7650 рублей под рынок. Часть денег выделила казна, часть собрали по подписке.
К открытию нового торгового пространства городские власти подтолкнул еще один факт — в 1853 году в квартале между улицами Красной и Бурсаковской (ныне Красноармейская) началось строительство войскового Александро-Невского собора, для чего снесли торговые лавки, которых здесь было множество. И вся торговля из этих лавок выплеснулась на улицы Екатеринодара, спровоцировав настоящий бедлам и беспорядок.
Маркетинг XIX века и коррумпированные войны
3 ноября 1876 года в Екатеринодаре открылся Новый рынок (на его месте теперь Кооперативный рынок). Открыться-то открылся, но, как показала практика, два рынка при загруженности старого, для города с населением в 32,5 тысяч человек оказалось все-таки многовато. На всех покупателей не хватает. Новый рынок городские власти закрывать не стали, а понадеялись на здоровую конкуренцию между ними.
Но конкуренции не получилось: «прожженные» и далеко не бедные купцы Старого рынка решили «поиграть в коррупцию». Они всеми правдами-неправдами ограничили работу Нового рынка — его купцам до 1879 года разрешили торговать только лесом, досками, сеном, скотом и тому подобным. Так, как «новичок» находился в центре Екатеринодара, это было смерти подобно: представьте себе, что через весь город на рынок надо было гнать скот, вести лес и сено. Сплошные неудобства.
Купцы Нового рынка тоже не сидели, сложив ручки — также пытались задобрить городское правление, полицию (ведь в то время полиция контролировала торговлю) и прочие инстанции, в том числе и городскую Думу.
И заодно создали передовой образец маркетинга конца XIX века — «гавкалов». Поясняем: «гавкал» это такой нанятый торговцем или купцом человек, который стоял перед лавкой или магазином и когда видел, что мимо проходит потенциальный покупатель, хватал его за руку и, расхваливая товар, затаскивал, а чаще всего даже заносил на руках, в лавку. Естественно ошарашенный таким отношением человек легко соглашался на покупку.
Результатом грызни и войн двух рынков стало появление… третьего — Сенного в феврале 1879 года.
Именно на Сенном рынке отныне повелели торговать лесом, сеном, скотом, а Старый и Новый рынок сошлись в честной конкуренции. Но все преимущества были на стороне Нового. Во-первых, на Старом почти всегда стояла непролазная грязь, во-вторых, территориально Новый рынок был удобнее расположен. В-третьих, Новый рынок активно использовал, как говорят сейчас, скидочные или выгодные дни, в то время как Старый по привычке монополиста держал задранные цены. В-четвертых, на Старом рынке царила жуткая антисанитария.
В целом расклад вышел следующим: к концу 1890-х годов, а точнее к концу ХХ века, Новый рынок в целом получал в 3,5 раза больше прибыли, чем Старый. Это легко подтверждается налогами, которые платили в городскую казну.
Чем славился Новый рынок
По описаниям и свидетельствам очевидцев той эпохи, к 1890-му году Новый рынок торговал абсолютно всем: квасом, хлебом, мясом, фруктами, овощами, дегтем, посудой, головными уборами, одеждой, обувью, домашней утварью…
Кстати, в 1879 году территорию Нового рынка полностью замостили кирпичом, что обошлось городской казне в астрономическую сумму в размере 80 тысяч рублей. Но зато покупатели по достоинству оценили это благоустройство — теперь горожане могли в любую погоду совершать покупки. Для сравнения: в 1879 году средняя зарплата рабочего была всего 29-31 рубль в месяц, пенсия майора или штабс-капитана — 33 рубля.
Без преувеличения, можно смело сказать: все три рынка Екатеринодара — Старый, Новый и Сенной для того времени были настолько хороши, что слава о них шла далеко за пределы Кубани. И в базарные дни приезжали покупатели даже из Ставрополя и соседних регионов.
Кроме того, на Новом рынке имелся «вытрезвитель» — шалаш, куда затаскивали пьяниц отоспаться, и тут же бросали их головной убор на землю, куда сердобольные горожане кидали мелочь ему на опохмел.
Вдобавок рынок был местом, где провинившихся подвергали наказанию — пороли или били прутами. Перед наказанием палач клал свою шапку на землю, куда зрители кидали мелочь. После наказания провинившийся и палач делили подаяние поровну.
Посещая Кооперативный рынок сегодня, и не подумаешь, с какими трудностями, через какие тернии ему пришлось пройти, чтобы стать частью современной торгово-рыночной системы Краснодара.
Автор текста: Алексей Куликов.
При написании материала использовались открытые источники интернет-портала ГБУК КК «Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына» и книжное издание «Краснодар — Екатеринодар. Два века в города в датах, событиях, воспоминаниях…», г. Краснодар, 1993 г.