Краснодарские известия

Культурный ренессанс Марины Шапиро. 27 декабря исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося деятеля Кубани и России


Фото: https://felicina.ru/

Создала базу воспитания духовности

За годы работы Марины Шапиро на Кубани были построены здания краевого драмтеатра, театров оперетты и кукол, института культуры и общежития при нем, Дом хоровой музыки, театральной гостиницы, музыкального училища, цирка и книжная база.

— Казалось бы, прошло почти четыре десятилетия после ее ухода на пенсию, а имя ее, грандиозные преобразования в области духовности не только не забыты, но со временем вызывают все более высокую оценку. С величайшей гордостью и благодарностью говорят о ней и сегодня и работники культуры и аграрии, правоохранители и производственники, рядовые зрители, читатели и мастера искусств не только Кубани, но и всей страны. За два десятилетия ей удалось сделать больше, чем за все последующие годы, — она создала базу воспитания духовности, воспитала яркую плеяду мастеров искусств, самодеятельных исполнителей…
— убеждена заслуженный журналист Кубани Татьяна Василевская.
— К 100-летию «культурной мамы», как с любовью ее называли коллеги, готовится книга с названием «Академия культуры Марины Шапиро». Я считаю, что она редкий управленец, как принято сегодня говорить, менеджер, обладающий системными знаниями и колоссальным жизненным опытом,
— говорит доктор философских наук, профессор КГИКа Николай Денисов.
Фото: https://felicina.ru/

А начинала с районного радио

Родилась Марина Шапиро 27 декабря 1923 года в станице Кагальницкой Азово-Черноморского края, который тогда включал в себя нынешние Ростовскую область, Краснодарский край и Адыгею. После школы она поступила в педагогический институт во Владикавказе (в то время Орджоникидзе).

В 1950 году стала редактором районного радиовещания. В августе 1959-го заняла кресло главреда анапской газеты «Знамя колхозника» («Анапское черноморье». — Прим. ред.). И уже оттуда ушла в заведующую отделом культуры района. И культурный ландшафт курорта существенно изменился: в городе построили новый ДК, на центральной площади начала работать летняя эстрада. Позже появились кинотеатры, библиотеки, музыкальные и художественные школы, заработали музеи, активно производились археологические раскопки. И это не осталось незамеченным: в 1961 году председатель крайисполкома Иван Трубилин взял Марину Михайловну на повышение — отвечать за культуру всего края. Вместе с мужем она переехала в Краснодар.

«В пятимиллионном крае (тогда и Адыгея была с нами) в то время было всего 30 музыкальных и художественных школ. Я ушла с должности, оставив более 700 учреждений культуры… Я считала: будет ребенок музыкантом, художником или нет, но азы музыкальной культуры, чтение, рисование помогут ему стать полноценным человеком, он всегда будет тянуться к лучшему, потому что в нем уже воспитано чувство прекрасного. Культура — это суть человека», — напишет много позже в своих воспоминаниях Марина Шапиро.

Фото: https://felicina.ru/

Мудрость, знания, опыт

— Я считаю себя учеником Марины Михайловны. Она меня «высмотрела», если можно так сказать, когда я был студентом 3-го курса очного отделения института культуры. И направила меня заведующим театральным отделом в краевой Дом народного творчества — в то время я учился на театральном отделении. Произошло это после того, как она меня увидела на телевидении в роли ведущего молодежных детских программ. То есть еще будучи студентом, я имел возможность наблюдать, как эта женщина управляет таким огромным разноплановым хозяйством, каким является сфера культуры и искусства, с присущим ей мудрым подходом и тактом. И такое ее отношение к подчиненным, если кто-то чего-то недоделал, недоработал, вызывало у них чувство некоего стыда, одновременно порождая огромную внутреннюю энергию просто от беседы, намеков. Мудрость, знание, опыт — это бесценный дар руководителя, которым она обладала в полной мере и который сегодня нужно возрождать. В течение 22 лет — с 60-х по 80-е годы прошлого века — она возглавляла краевое управление культуры — в период, который в истории края называют эпохой культурного ренессанса Кубани. Это было время создания народных театров — самодеятельных коллективов, которые играли на полупрофессиональном уровне. Под ее кураторством появлялись и молодежные творческие объединения писателей, композиторов, театральных деятелей, знаменитый на всю страну фестиваль «Красная гвоздика». Всем этим я занимался, трудясь в крайкоме комсомола, а затем в отделе культуры крайкома партии. В те годы мы работали с ней рука об руку, и такая совместная деятельность очень многое мне дала,
— продолжает Николай Денисов.

По словам Николая Денисова, в 60-е годы в крае вначале была объявлена двухлетка, а потом трехлетка культуры. Средства прежде всего выискивались в крае, но и приходилось обращаться и к федеральному центру, особенно при строительстве краснодарских театров, цирка, открытии института культуры — все это в период, когда она активно работала с центральными органами для того, чтобы поддержать край в целом и город Краснодар.

— И конечно, ее удивительный дар как человека высокообразованного, с большим опытом, ее умение работать с людьми — все это давало результат. Она была замечена на всесоюзном уровне и имела большую поддержку в центральном аппарате Минкультуры и России, и СССР, в том числе в партийных органах,
— вспоминает Николай Григорьевич.
Фото Ивана Журавлева из личного архива

Удивительный руководитель, побольше бы таких…

Об авторитете и известности Марины Михайловны говорит и журналист Татьяна Василевская:

— Я помню, с каким искренним, трепетным, восторженным отношением к масштабу преобразований в области культуры, к высочайшему организационному уровню, способности добиваться реализации задуманных масштабных планов говорили о ней выдающиеся мастера страны — даже в годы, когда на союзном уровне был продиктован запрет на финансирование строительства учреждений культуры и искусства. Назову лишь несколько имен: Людмила Зыкина, Михаил Ульянов, Михаил Казаков, Василий Белов, Виктор Боков, Анатолий Смелянский. Помню, как на семинаре в Союзе театральных деятелей страны в Москве Михаил Александрович Ульянов неожиданно для огромной аудитории задал мне вопрос…
— говорит Татьяна Андреевна.

— Так вы с Кубани… Расскажите, как там Мариночка Михайловна, не перестающая нас изумлять. Уникальный руководитель, побольше бы таких…

— И далее произнес о ней такие слова, что присутствующие в зале театральные критики зааплодировали.

И Виктор Захарченко, и Григорий Пономаренко

Чтобы поднять культуру Кубани на высокий столичный уровень, она постоянно искала людей, влюбленных в свое дело, настоящих профессионалов, про которых говорят «штучный товар». Порой находила их и приглашала из различных уголков СССР.

— То, что у нас сейчас на высоте отрасль культуры и искусства — это все оттуда, это все ее ученики, ставшие мастерами искусства, и в творческих союзах, которым она уделяла большое внимание. В самый звездный час Григория Дмитриевича Пономаренко она приглашает его из Волгограда в Краснодар, в 1971 году. Сегодня Кубанский казачий хор — визитная карточка Кубани, он имеет мировую славу. Но и руководитель хора Виктор Гаврилович Захарченко — ее находка. Шапиро интуитивно почувствовала мощь и дух его таланта — и вернула из Сибири на историческую родину,
— говорит еще об одном «феномене» Шапиро Николай Денисов.

Об обаянии Марины Михайловны написал в своих воспоминаниях выдающейся театральный деятель Кубани Дмитрий Вайль, которого она пригласила в 1970 году в театр драмы на должность заместителя директора. «Марина Михайловна принимала меня в своем кабинете. В ее обращении ко мне не было ничего начальственного. У нее голос тихий, спокойный и наряду с этим — строгий. Легкая улыбка украшает лицо. Глаза добрые и проникновенные, пронизывают собеседника лучше рентгена… Неизменная легкая шерстяная шаль удивительно гармонично сочетается с ее обликом. Подобного обаятельного начальника я еще не встречал…» (Этот отрывок из личных воспоминаний Вайля опубликовала в 2017 году в своей научной работе Мира Гукасова).

Ранее «КИ» рассказывали о первом председателе Краснодарской краевой ассоциации Героев Советского союза и полных кавалеров ордена Славы Владимире Козлове.

Читайте также: яркая судьба непаркетного генерала Варенникова.

Exit mobile version