Краснодарские известия

«Кто вы такие, чтобы меня заставлять»: подростков принудят сажать цветы и подметать из-под палки?

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Многие из нас помнят, как дежурили по классу после уроков, ходили на субботники, заклеивали щели в окнах осенью. Большинство современных детей с такой деятельностью незнакомы, так как привлечь ребенка к труду в школе можно только с разрешения их законных представителей. Новая инициатива, тем не менее, вызвала резонанс в обществе. Как она будет работать? Мнения разделились.

Накипело

Тема трудового воспитания острая. По сути, сегодня педагог не может повлиять на учеников, если те не желают убирать за собой мусор. «Кто вы такая, чтобы меня заставлять?» Случаи, когда дело доходило до скандала, неоднократно становились достоянием общественности: продвинутые тинейджеры, вооруженные телефоном, снимают видео и выкладывают в интернет факт нарушения их прав. Это дело совести и воспитания — как родителей, так и их чад.

— Мы не отменяли общественно-полезный труд в нашей школе, но все только с согласия родителей. Дети на пришкольных участках по санитарным пятницам занимаются цветоводством, клумбы приводят в порядок, ветки убирают. Что касается санитарного состояния кабинетов, наши ребята всегда были помощниками классного руководителя. Если есть хронические заболевания, ребенок не привлекается к труду ни в коем случае. Никаких прецедентов с родителями у нас нет, и труд только приветствуется,
— комментирует директор школы №57 Марина Кашаева.

Но если имеются несогласные, то, как правило, крайним остается учитель, который, по идее, не имеет права что-либо требовать от учащегося. Видимо, агрессивные реакции подростков на просьбы стали возникать из-за отсутствия обязательной трудовой дисциплины в школах. Одни попросту не привыкли работать, другим некогда из-за высокой нагрузки. Требуется решение.

— Школа не имеет права принуждать моего ребенка к какому-либо труду без моего согласия. У меня была аллергия на мастику, но меня заставляли натирать полы в классе, и мне становилось плохо. Было такое? Было. А родители говорили: если надо — значит, надо. Их так воспитали. Целесообразно ввести анкетирование, где законные представители укажут, какой род трудовой деятельности показан их ребенку и когда. Мне кажется, что в этом случае законные представители примут новые инициативы менее болезненно. Готова идти навстречу школе, но ожидаю, что и школа будет считаться с моим мнением,
— комментирует специалист по связям с общественностью, мама подростка Ольга Столовицкая.

Обществу не нужны потребители

Вопрос о необходимости возвращения трудовой дисциплины был поднят депутатами еще 16 ноября 2022 года в ходе «правительственного часа» с участием министра просвещения Сергея Кравцова. 20 июля Госдума в третьем и окончательном чтении приняла законопроект «О внесении изменений в «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации». Авторами инициативы стали представители всех фракций. Таким образом, новый закон предлагает дополнить понятие «воспитание» ответственным отношением к труду.

— Учителя и родители просят депутатов, чтобы трудовое воспитание вновь стало неотъемлемой частью школьной программы,
— подчеркивал ранее Вячеслав Володин.

Ожидается, что закон вступит в силу уже с 1 сентября 2023 года. Что он предусматривает? В первую очередь обязанность трудиться с учетом возрастных особенностей: помогать в библиотеке, убирать класс, сажать деревья и цветы на территории школы, оформлять класс к празднику, шить театральные костюмы.

Председатель думского комитета по просвещению, один из авторов закона Ольга Казакова заявила, что важно формировать чувство личной причастности к делу и ответственности за результат уже в школе.

— Главным аспектом рассматриваемых сегодня изменений является укрепление всей системы трудового воспитания в школах начиная с моментов, которые связаны с чистотой в классе, столовой, спортивном зале и вообще на территории школы до экологических акций и патриотических мероприятий,
— отметила депутат.

Она также добавила, что речь идет и о шефстве над ветеранами Великой Отечественной войны, и о помощи старшему поколению, и об уходе за памятниками и мемориалами «Вечный огонь».

Вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях, по словам депутата, не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо. Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. Но при этом обязательно будут учитываться возраст и особенности здоровья.

Вячеслав Володин, в свою очередь, добавил: если школьник трудолюбив, у него появится другое отношение к изучению и физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому: «Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так — потребители».

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»


Важно избежать обратного эффекта

Школьники в процессе трудового воспитания должны иметь возможность выбирать, чем конкретно они будут заниматься. Как сообщает ТАСС, такую поправку к законопроекту о трудовом воспитании внесла ко второму чтению член комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова. В ней говорится, что «привлечение обучающихся к трудовой деятельности осуществляется на основе выбора обучающихся из перечня общественно полезного труда, предусмотренного программой воспитания».

— Через принудительное воспитание не научишь любить свой труд. Мы получим обратный эффект. Родители станут писать объяснительные записки, почему ребенок не пришел на субботник. Зачем создавать излишнее напряжение и множить формальности?
— сказала депутат.

Мы попросили психолога Ирину Михайленко прокомментировать нововведения.

— Трудотерапия — это прекрасно, но я за свободу выбора, о существовании которой детям забывают сказать. Сажать цветы замечательно, но ребята должны понимать, что это не какая-то обязаловка, а общественно полезный труд. Ни в коем случае нельзя делать что-либо из-под палки,
— говорит специалист.
Exit mobile version