Краснодарские известия

Кто «лечит» экспонаты: в Краснодаре открылась выставка «Искусство реставрации»

реставрация, выставка, музей

Фото: Варвара Вострокнутова, "КИ"

Более полусотни артефактов из стекла, дерева, металла, текстиля, керамики, а также живопись и чучела животных. Над каждым кропотливо трудились мастера своего дела, чья работа направлена на сохранение и восстановление исторических, художественных и культурных ценностей.

Главное — сохранить эластичность тканей

Отдел реставрационной мастерской существует в музее с 1990 года. С 2005-го его возглавляет художник-реставратор по работе с металлом Александр Емельянов. Кроме того, он восстанавливает предметы из кожи и камня. Благодаря работе специалиста сохранено более тысячи экспонатов, в том числе для выставок «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска», «Кубань в годы Великой Отечественной войны», «Краснодарский край 1945-1991 гг».

Экскурсию по выставке провела сотрудник музея им. Фелицына художник-реставратор по тканям Светлана Доронина. Несколько лет она трудилась в Кремлевской научно-реставрационной мастерской «Исторический некрополь», где занималась реставрацией археологического текстиля,  гобеленов, костюмов, знамен и произведений декоративно-прикладного искусства, в том числе древнерусского шитья.

Особенно сложно реставрировать археологические ткани, которые достают  прямиком из саркофагов: их останки хранят на себе следы тлена и других специфических веществ,

— признается экскурсовод.

По словам Светланы Викторовны, главное в реставрации одежды — сохранить эластичность тканей. На помощь приходит метод дублирования: в тон предмета подкладывается ткань, которая укрепляется специальной иглой или клеем. Еще важно реконструировать форму, фасон:

Сильной деформации подвержены и предметы из кожи: ремни, обувь, утварь. Этот материал легко теряет влагу, становясь сухим и ломким. К тому же на поверхности встречаются частицы почвы и загрязнений, плесень. А вот сукно и шерсть очень страдают от моли.

Краски, скальпели и иглы

На выставке «Искусство реставрации» можно заглянуть в «Уголок мастера» и узнать о том, кто такой реставратор и почему его нередко сравнивают с врачевателем. Здесь же представлен воссозданный интерьер мастерской: стул, стол, инструменты, в их числе кисти, краски, скальпели, иглы, которые лучше любых слов расскажут о профессии реставратора.

Один из ее основоположников в Фелицынском музее — Михаил Смаглюк. За время своей работы здесь — с 1981 года — он восстановил более 1,5 тыс.  экспонатов.

В основном я работаю с металлом. Продукт это тонкий и сложный, требует особенного внимания,

— признается Михаил Иванович.
Михаил Смаглюк. Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Не так давно мастер восстановил шлем, сделанный во II-III веке до н.э. Изучив литературу и посмотрев аналоги головных уборов, он собрал предмет воедино из десятков небольших фрагментов.

Все изделия из металла, за исключением золота и платины, подвергаются коррозии — разрушению под воздействием окружающей среды, которое  начинается с поверхности металла и постепенно распространяется вглубь. Как следствие — изменение облика: металл теряет блеск, гладкая поверхность становится шероховатой и покрывается химическими соединениями.

Еще один художник-реставратор, работающий с металлическими и стеклянными предметами из археологических раскопок, — Владислав Дымченко. Кольчуги, шлемы, древние мечи и наконечники, которые можно увидеть в залах музея, — все прошли через его умелые руки. Мастер отреставрировал сотни предметов археологии и этнографии из металла,  керамики и стекла, представленных на выставках музея и в фондах.

Очищен, промыт и высушен каждый лист

Испытание временем для любого предмета не проходит бесследно, и стекло  не исключение. Из-за долгого нахождения в земле на его поверхности образуется коррозия. Стекло мутнеет, изменяются его оптические и физические свойства. Давление почвы приводит и к механическим повреждениям — трещинам и разломам.

Универсального метода реставрации, пригодного для стекла любого состава, не существует. Недостаток многих методов — сильное воздействие на поверхность стекла. Сам процесс восстановления требуют много времени и сил. После очистки фрагментированный экспонат склеивается с помощью смолы и клея,

— говорит Светлана Доронина.

Жемчужина выставки — Георгиевское знамя, отреставрированное за счет краевого бюджета в Государственном научно-исследовательском институте реставрации в Москве. Широкому кругу посетителей знамя из коллекции «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска» представлено впервые. За счет техники дублирования специалисты восстановили форму и цвет знамени, затем законсервировали работу газом.

Георгиевское знамя. Фото: Варвара Вострокнутова, «КИ»

Неподалеку на баннере изображен еще один памятник культуры — напрестольное Евангелие 1759 года. В 1763-м его подарил войсковой церкви последний атаман Запорожской Сечи Петр Калнишевский. Детально обследовав Евангелие, реставраторы приступили к восстановлению его листов и книжного переплета. Каждый лист был очищен от загрязнений, промыт, высушен, выравнен в прессе, заклеен и снова сшит в переплет. В ходе работ мастера обнаружили зарисовки колоколов звонницы.

 До конца года Евангелие находится в Институте реставрации под послереставрационным наблюдением. После возвращения оно вновь займет место экспоната выставки «Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска».

Видим амфоры, покрытые трещинами и сколами, и невольно возвращаемся мыслью во времена Древней Греции. К слову, над керамикой в музее трудится один из «старожилов» — Татьяна Гришукова. Благодаря ее работе сохранено свыше 1,5 тыс. музейных предметов, включая особо ценные археологические артефакты,  содержащие драгоценные металлы.

Чаще всего разрушение керамических изделий связано с предысторией предмета или условиями хранения. В основном это поверхностные загрязнения: почва, пыль, солевые наслоения, копоть, жировые пятна, смолы, а также механические повреждения.

Привести икону в «благолепный вид»…

В отделе «Живопись» гостям выставки представлены отреставрированные иконы «Благовещение» IX века и лубочная картина «Казак Мамай». Кстати, музейная коллекция икон восстанавливается благодаря таланту и мастерству специалиста по произведениям станковой живописи Екатерины Шайдук.

Прежде чем браться за работу, реставратору необходимо изучить тематику, сюжет, героев картины — буквально каждую мелочь. С иконами все еще скрупулезнее: если она выставлялась в церкви, то на ней, помимо следов старины, остается гарь и копоть от свечей. Особенно если речь идет о старообрядческой церкви, где до сих пор не принято пользоваться электричеством,

— рассказывает экскурсовод.

Вообще, до середины XVIII века реставрации живописи как таковой не существовало. Иконы просто приводили, как принято говорить, в «благолепный вид». Поверхность промывали водой с мылом или щелочью, отслоившийся грунт вырезали и заполняли новым, а красочный слой переписывали поверх авторского.

Сегодня процесс реставрации икон включает в себя укрепление живописного и утонение (сужение) лакового слоя, восстановление утрат древесины и покрытие слоем реставрационного лака. Не забывают специалисты и о ведении дневника реставрации, о фотофиксации, составлении реставрационного паспорта. Важнейший принцип — минимальное вмешательство и обратимость материалов.

…и спасти чучело ондатры от разрушения

А реставратор по дереву Юрий Павленко дарит вторую жизнь музейной мебели, предметам казачьего быта, материалам краевых этнографических экспедиций. Деревянные предметы встречаются чаще всего в обиходе, украшениях и декоративных элементах. Перед началом реставрационных мероприятий нужно очистить будущий экспонат от лака, выявить и устранить недостатки, заменить недостающие детали подобным материалом, провести тонировку  и при необходимости снова покрыть лаком.

Видим чучела ондатры, русского осетра и орла — нетрудно догадаться, что перед нами экспонаты естественно-научной коллекции музея. Над всем этим трудится реставратор, биолог и таксидермист Владимир Гавшин. В учреждении хранятся чучела животных, созданные его руками, а также десятки «спасенных» от разрушения зверей и птиц зоологической коллекции.

Владимир Георгиевич работает в музее более 25 лет, именно он стоял у истоков основания сектора таксидермии при отделе природы. Сама профессия реставратора-таксидермиста крайне редка, и специалисты ценятся на вес золота. Карьерный путь здесь начинается с должности подмастерья: возможно, это одна из последних профессий, навыки которой передаются от мастера к ученику. Не помешает и воображение, а также умения художника и скульптора.

Например, реставрация чучел рыб. Удаленные игольчатые отростки, плавники и тонкие пленки этих экспонатов иногда полностью утрачены. Необходимо протравить насекомых-вредителей и их личинок, восполнить недостающие части покровов и плавников, укрепить предмет,

— демонстрирует сотрудник музея чучело рыбы.

Генеральный директор музея им. Е.Д. Фелицына Екатерина Супрунова отметила, что реставраторы прежде всего стремятся к сохранению исторической правды.

Ведь глядя на предмет старины в его исконном виде, можно многое рассказать об эпохе, в которой он создавался. Всего за последние 3 года реставраторы нашего музея восстановили более 3,5 тыс. предметов,

— добавила Екатерина Николаевна.

Ранее «КИ» рассказывали, что в Краснодаре открылась выставка к 100-летию кубанского художника Геворка Шахбазяна. Также недавно  в Краснодаре показали «Русскую весну». Выставка посвящена 10-тилетию событий в ЛНР.

Exit mobile version