Краснодарские известия

Краснодарка побывала в Бурятии и увидела настоящую зиму, ледяной Байкал и голову Ленина

Фото: Вероника Чернухина

Героиня нашей истории не стала дожидаться первых снежинок в городе, а взяла и отправилась туда, где холод и снег — явления самые обычные. В условиях суровой Сибири она попробовала замороженную бруснику, удивилась полупустым улицам и потрогала гигантскую скульптурную голову вождя революции.

Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина

«И уносит меня!»

Вероника Чернухина живет в Краснодаре уже больше 10 лет, детство же ее прошло в Хадыженске. Традиционные январско-февральские развлечения Веронике в радость — в прошлом году девушка даже участвовала в конкурсе на лучшего снеговика. В преддверии нынешней зимы ей не пришлось дожидаться первых морозов — в ноябре 2022 года она отправилась в далекую Бурятию, на малую родину мужа: он родился и вырос в селе Новая Брянь в Заиграевском районе.

А поводом для путешествия длиной в 6 300 км стал юбилей свекрови — 55 лет. Вот он, пример идеальной невестки!

Из Краснодара пара отправилась поездом в Москву, затем — самолетом в Улан-Удэ, столицу Бурятии. А уже оттуда до села пришлось добираться машинами и автобусами.

— Первое, что бросилось в глаза, — продуктовые магазины с названиями «Титан» и «Абсолют». Наши сетевые «Магниты» и «Пятерочки» сюда пока что не добрались. Мало новостроек и много деревянных домов. Солнце светило очень ярко, правда, при этом совсем не грело,
— рассказывает «Краснодарским известиям» Вероника.

Вдохновляющие локации — горы и сосновые леса — поразили южанку. Краснодарский край тоже может похвастать снежными вершинами, однако у Сибири особенный антураж. Его отлично дополняют деревянные дома с расписными ставнями, которые, по словам Вероники, ютятся повсюду.

— В Заиграевском районе проживало большое количество семейских — старообрядцев, которые расселились в Бурятии еще во времена правления Екатерины II. Их традиции до сих пор сохраняют местные жители — украшают дома расписными ставнями кто во что горазд! Я видела полностью розовый дом — выглядит, словно пряничный,
— говорит девушка.
Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина

Прошлое живет, настоящее поражает

В деревянном доме родных мужа с современным ремонтом Веронику встретили две красивые русские печки.

— В Бурятии нет газа — и меня это искренне удивило. Людям, живущим в таких морозах, газ жизненно необходим! На отопление дома за год уходит примерно две машины дров. А еще курицам в курятнике приходится топить, чтоб не замерзли. Воду добывают из скважины. Туалеты в основном уличные,
— делится впечатлениями южанка.

Не самые комфортные условия, тем более что в день приезда Чернухиных температура на улице держалась на отметке около -22 градусов. Впрочем, это не значит, что Новая Брянь — место, откуда хочется уехать. Село развивается и живет. Здесь есть большой спортивный бассейн с новым ремонтом, кинотеатр в Доме культуры, дом престарелых и детский дом-интернат. Имеются школа, садик, кафе и каток.

Практически все из этого было построено во времена СССР. Но Вероника отмечает, что люди как могут поддерживают и берегут это наследие. А живет здесь всего 4 тысячи человек. Для Бурятии такие населенные пункты — норма. Здесь насчитывается всего шесть городов, остальное — поселки.

А ведь в советские годы Новая Брянь была развивающимся селом – в частности, здесь возвели Новобрянский ремонтный завод, вокруг которого «вылупились» многоквартирные дома. Население тогда активно прибывало, всем давали жилье. Именно так сюда попали и родители мужа Вероники: папа работал на предприятии, а мама — в школе.

Сейчас все эти дома и завод заброшены. Родители мужа Вероники работают в интернате и доме престарелых — организациях, за счет которых и продолжает жить село. В соседних селах, наоборот, закрывают социальные учреждения и переносят их сюда, поэтому в Бряни хотя бы есть работа.

Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина

Горой друг за друга

— Речь людей, живущих здесь, немного отличается от нашей: они говорят «но» вместо «да», «ворачивать» вместо «возвращать». Вместо «что» — обязательно «чо», а мочалка — это вехотка. Народ здесь очень дружный и сплоченный. Каждый дом, в который мы приходили, встречал нас застольем,
— вспоминает девушка.

Главный же дом, который Чернухины обязаны были посетить, — это дом бабушки мужа, Валентины. Женщине уже 92 года и она провела в Бряни всю жизнь. В молодости селянка работала учительницей. Валентина родила четверых детей — трех дочерей и сына, при этом дочки также стали педагогами. Самая младшая — мама мужа Вероники.

— Бабушка до сих пор носит дрова и воду из колодца, топит печь, стряпает и все прекрасно помнит. Она даже отказывается от некоторых современных благ, ей привычнее жить так. Когда пришло время гостям собираться домой, бабушка уже стояла на крыльце: в одной руке — замороженный свиной окорок, в другой — кусок мяса, ведь всем нужно дать гостинцев с собой!
— поражается Вероника.

Вторую бабушку пара тоже посетила. Она живет примерно также, но по дому ей помогает сын. Почти все женщины в селе ежедневно занимаются тяжелым бытом.

Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина

Байкальская пастораль

Удивительно, но в Улан-Удэ снега практически не было, когда туда прибыли Чернухины, зато Байкал встретил их сугробами. Наслаждаться видами озера поначалу пришлось издалека — подход к воде в Горячинске был перекрыт ледяными глыбами. Поэтому пришлось ехать в соседний поселок.

— Из развлечений на Байкале зимой, когда на него еще нельзя заехать, — заснеженные леса, баня и вкусная еда. Мы гуляли в метель, побывали на маяке в Турке! Но из-за непогоды мало что увидели. Потом в отеле, где мы остановились, шептались про трех странных людей, которые полезли на маяк в такую погоду — это были мы. Просто у нас на все было два дня,
— смеется девушка.

Как и в Горячем Ключе, в Горячинске есть свои горячие источники. Температура воды в них — плюс 57 градусов. Желающие могут принять лечебную ванну и попробовать минеральную воду. Отведала Вероника и настоящие сибирские яства. Среди них оказались буузы — традиционное бурятское блюдо, похожее на манты.

— Огромные, сочные, вкусные! Еще попробовала местный десерт — замороженную бруснику и кедровые орешки с медом. И, конечно, рыбу! Здесь она доступнее по цене, выбор больше — в обычных гипермаркетах, например, можно купить замороженную щуку целиком,
— делится Вероника.
Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина

Спасибо, до свидания!

Чернухины пробыли в Бурятии больше двух недель. По мнению Вероники, это было впечатляющим путешествием, но «на разок».

— Жизнь в этих краях мне показалась тяжелой, хотя, когда спрашивала об этом местных, некоторые говорили, что им привычнее холод и свежий воздух, чем наше палящее солнце. Цены на жилье здесь такие же, как в Краснодаре. Переехать не смогла бы, да и муж не хочет возвращаться. Мы тут приросли уже, климат нравится, а природу просто обожаем,
— добавляет девушка.

Напоследок Вероника поделилась фотографией настоящего бурятского котика, который «спокойно переносит все холода, любит гулять на улице и спать в курятнике».

Фото: Вероника Чернухина
Фото: Вероника Чернухина
Exit mobile version