Краснодарские известия

Когда отец на передовой: что дети думают о спецоперации

Слезы градом лились из глаз дочки

Пока отец семейства Засядько служит, дома — надежный тыл: супруга Анастасия и две дочери —
Варвара и Василиса. Старшая в этом году перешагнула первую ступень школьной жизни, младшая отправилась в детский сад.

Встретились мы с семьей Засядько в парке на детской площадке. Девочки резвились, раскачивая друг друга на качелях. Варвара отлично справлялась с обязанностями старшей сестры: следила за Василисой и выполняла все поручения мамы. Казалось бы, для каждого из них время течет своим чередом, но отсутствие главы семейства — большое общее испытание.

Когда в 2022 году супруга Анастасии мобилизовали в зону специальной военной операции, Василисе было всего три месяца.

Наше первое прощание прошло прямо возле военкомата. После узнала, что еще два дня  он будет находиться в Молькино. Не раздумывая, сразу же помчалась к мужу. Тогда произошло наше второе прощание: он стоял передо мной в военной форме, и мы оба не понимали, что происходит и чего ожидать. Прощались так, будто видимся в последний раз,

— вспоминает Анастасия.

Шестилетняя Варя разделяла эмоции мамы, слезы из ее глаз лились градом: ребенок  не понимал, что происходит и куда забирают папу.

Конечно, первое время было очень страшно, непонятно, я пролила немало слез. Вопрос «Как же я буду одна?» неизбежно крутился в голове. Мои родственники — в Ростове, родители мужа проживают в Краснодаре, но они много времени проводят на работе. Однако позже я адаптировалась и стала как-то отвлекаться,

— рассказывает жена участника СВО.
Семья Засядько. Фото Дениса Яковлева

«Когда муж звонит, Варя замирает»

По словам женщины, муж всегда переживал и боялся за своих девочек. Тогда Анастасия во время его отсутствия стала социализировать детей: старшую отдала на плавание и в модельную школу, а  младшую —  в детский сад.

Но как объяснить первокласснице долгое отсутствие папы? Ответ прост: он защищает нашу Родину. По словам Анастасии, объяснять понятие СВО ребенку в таком возрасте ни к чему. Главное, Варя знает — ее папа герой!

Муж периодически выходит на связь, стараемся часто созваниваться по видеосвязи. Младшей говорим, что папа уехал на работу и скоро вернется. В классе Вари  учится мальчик, отец которого героически погиб при исполнении воинского долга. Дочка особенно переживает за отца, ведь детское сердце все чувствует и понимает. Когда муж звонит, Варя замирает… После, само собой, вливается в  разговор: «Да, привет, пап, все хорошо!»

— рассказывает Анастасия.

Когда глава семейства приезжает домой в отпуск, то все свободное время проводит с дочерьми. Конечно, каждый раз он делает своим девочкам подарки: Анастасии подарил посудомоечную машину, а Варваре и Василисе — игрушки, о которых они мечтали.

Девочки с особой бережностью относятся к этим подаркам, ведь они как связующая нить между ними и их папой, находящимся «за ленточкой». В один из таких приездов он сразу же отправился в детский сад забирать старшую. Увидев отца, Варя кинулась ему на шею и заключила в крепкие объятия. Василисе же после долгих разлук приходится вновь привыкать к папе. Ведь когда он отправился на СВО в первый раз, дочка была  совсем крохой. На вопрос:

Твой отец какой?

Варя сразу же уверенно отвечает:

Мой папа красивый и смелый! Я очень по нему скучаю.

«Тима, началось!»

Когда началась спецоперация, Тимофею — старшему сыну руководителя Благотворительного фонда «Добро и Дело» Анны Артемьевой — исполнилось 12 лет. К сложностям подросткового периода добавились новые тревоги и вопросы.

Напомним, эта организация одной из первых на Кубани начала отправлять гуманитарные грузы в зону СВО. «Краснодарские известия» побеседовали с мальчиком о его отношении к отъездам мамы «за ленточку» и решении отца отправиться на передовую.

Я отлично помню, как 24 февраля 2022 года мама разбудила меня со словами: «Тима, началось!». Слушая перед экраном телевизора обращение Владимира Путина о начале спецоперации, она все время повторяла: «Наконец-то!» Тогда я и сделал для себя первые выводы: русские своих не бросают,

— рассказывает Тимофей.

Кроме того, дед собеседника по маминой линии, Михаил, — историк. Он не просто говорит о том, кто есть кто, а разъясняет положение дел, опираясь на факты. После таких историй сомнений в нашей правоте у подростка не остается.

Как и многие взрослые, поначалу Тимофей не осознавал всей серьезности ситуации:  казалось, что СВО вот-вот закончится и снова настанет мир.

Когда мама стала уезжать на оккупированные территории все чаще и чаще, я понял, что это надолго, но впадать в панику не стал, наоборот — поддерживал ее, интересовался положением дел, помогал загружать посылки с гуманитаркой на складе. Кстати, одноклассники относятся к деятельности моих родителей с нескрываемым уважением. Предлагают помочь на складе, а когда мама собирается «за ленточку», дружно провожают ее, желают удачи. Многие ребята, узнав, что она лично в руки бойцам может передать посылки, подключились к отправке гуманитарной помощи,

— детилится он.
Отец и сын Артемьевых. Фото респондента

К решению отца уйти на СВО отнесся с пониманием и уважением

Когда в январе этого года Фонд «Добро и Дело» организовал поездку детей из ЛНР в краевую столицу, Тимофей с радостью провел с ними все четыре дня, сопровождая на экскурсиях. А в последний день их визита и вовсе отправился рано утром на другой конец города, чтобы лично проводить ребят, с которыми успел подружиться.

У большинства из них отцы или братья сражаются сейчас в зоне СВО, так же, как и мой отец, поэтому у нас много общего,

— признается Тимофей.

Когда весной 2023 года глава семейства отправился на передовую в качестве добровольца, старший сын и здесь проявил самообладание: принял решение отца с пониманием и уважением.

— Волнение, конечно, было и остается, но вера в то, что с ним все будет в порядке, и чувство гордости за родителей — больше, — говорит он.

По словам собеседника, папа старается отвечать почти на каждый его звонок, благодаря чему создается ощущение, что он рядом, в Краснодаре. Когда приезжает в отпуск, жизнь возвращается в привычное русло: прогулки, гости, развлечения.

— Мы всегда с папой весело проводим время, по-другому никак, — подтверждает мальчик. — Еще в свободное от учебы время смотрю фильмы. Из последнего — российский сериал «20/24» о студенте журфака, который ушел добровольцем в зону проведения спецоперации. Разумеется, в свое время смотрел с мамой «А зори здесь тихие…», «Офицеры» и другие легендарные картины. Но и в игровую приставку люблю поиграть, не без этого.

Тимофей Артемьев вместе с мамой. Фото респондента

«Сыновья понимают больше, чем другие дети»

Тимофей часто проводит параллель с Великой Отечественной войной, наблюдая в современности и прошлом слишком много пересечений. Но мама развенчивает его мифы: сейчас в ход идут технологии, включая дроны, детекторы, а друг против друга пошли  люди, которые во многом мыслят одинаково.

Чета Артемьевых воспитывает еще младшего сына Андрея. Мы поинтересовались у Анны, понимает ли он происходящее:

Когда в марте 2022 года я впервые отправилась с гуманитарной помощью на Донбасс, Андрею не было и двух лет. Сейчас ему четыре года, и мои отъезды — часть его жизни. Он знает, что папа защищает Родину, слышит наши разговоры со старшим. Андрей, как и Тимофей, помогает мне на складе — правда, в силу возраста может перенести всего пару-тройку коробок, но и это ценная помощь. Я рассказываю сыновьям о том, что такое черное и белое, делюсь историями с передовой, а потому они понимают гораздо больше, чем другие дети. У Тимофея и вовсе в голове уже сложилась карта, на которой изображены города-участники военных действий.

Авторы: Юлия Банщикова, Ульяна Кузнецова.

Ранее жена участника СВО Евгения Володченко рассказывала «КИ», что как никогда сегодня важно слышать и чувствовать друг друга. А еще — как детские поделки помогают нашим ребятам на СВО.

Напомним, в Краснодаре ввели единовременную денежную выплату участникам СВО в размере 250 000 рублей.

Exit mobile version