Краснодарские известия

Какие тайны хранит краснодарская выставка, посвященная дочерям последнего российского императора?

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия» / 12+

Романовы в доме Лю Трахова: история дореволюционной России в одном месте

Немного со скрипом за тобой закрываются массивные деревянные двери, и ты уже в дореволюционной России. Высокие потолки с потрясающей лепниной, в главной комнате – огромная люстра, которая осталась дому в наследство от хозяина. Кажется, что только вчера в ней догорели свечи, а огарки еще хранят тепло огня. Люстра дает приглушенный свет, но обстановку в доме видно хорошо. Старинное пианино, которое еще помнит руки своего владельца, изразцовая печь, дубовые полы, по которым ходили жильцы дома 100 лет назад.

На первый взгляд кажется, что выставка должна быть посвящена только дочерям последнего российского императора, но нет: если приглядеться к черно-белым фотографиям, можно понять, что далеко не на всех карточках запечатлены четыре сестры Романовы. ОТМА – так называли девушек, которые были необычайно близки – по инициалам имен Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. В углу комнаты висит портрет с обезображенным лицом. Это фотография младшей девочки, Анастасии, которая любила дурачиться.

Организатор выставки решила не просто рассказать о том, какими были зверски убитые невинные девушки, но и показать гостям, какой была та эпоха. Воссоздать атмосферу дореволюционной России, дать возможность представить себя на месте этих людей, живших около века назад. Ты как будто попадаешь в петлю времени и уже легко можешь представить себя сидящей на кованой кровати, за окном щебечут птицы, а сестра пишет письмо за дубовым столом. Часы остановились, жизнь замерла, а богатое воображение дорисовывает картинку.

Хозяйка выставки Юлия собирала экспонаты около года. Она не специалист, а скорее идейный любитель.

— Это моя первая выставка, я очень долго искала помещение, но ничего сохранившегося с интерьерами и великолепием дореволюционной эпохи найти не могла. К сожалению, многие люди не видят в этом ценности, красоты, глубины, духа времени, изыска, который стерся за примитивными формами и материалами наших поколений. Но, по счастливому случаю, я нашла это пространство. Это дом моих близких знакомых, какое-то время в нем была фотостудия, после он был временно законсервирован. Большая часть потолков в доме была закрыта офисными декорациями, стены большого зала были закрыты огромными слоями краски и обоев. Мы убирали это все вручную, и когда перед моими глазами рождался истинный рисунок, который видел самого хозяина дома, я плакала.

Дом купца Трахова, который стал обителью выставки, сохранился в том виде, в котором был еще до революции. Проектом реставрации предусматривалась реставрация фасадов и ремонт кровли. В 2014 году ее завершили. За 120 лет здесь сохранилась метлахская плитка в коридоре, мраморные тяжелые подоконники, а избавленные от слоев краски и обоев стены показали свой настоящий узор. И становится понятно, почему выставка, посвященная сестрам Романовым, оказалась именно здесь.

Лю Трахов был известным предпринимателем и меценатом. Он оставил яркий след в истории Краснодара. Предприниматель застроил целый квартал в Екатеринодаре, в том числе и этот дом. Возвел мост через реку Кубань и выложил из брусчатки дорогу, которая соединила город с его родной, Адыгеей. Лю Трахов был членом многих общественных и благотворительных организаций Кубанской области и глубоко верующим человеком. Есть параллель между меценатом и царской семьей. На целый век они были забыты и буквально стерты с истории. Убийство Романовых расследовали сто лет. А имя Трахова намеренно забыли в годы советской власти.

Не просто расстрел, а зверское убийство

Тайны истории далеко не всегда можно постичь. Как ни крути, но то, что мы изучаем по учебникам, чей-то рассказ. Отсюда, наверное, и фраза: историю пишут победители. Как все происходило на самом деле, что случилось в том темном подвале, какие слова сказал напоследок российский император, увидел ли он, как его любимые дочки падают от выстрелов? Пытались ли сбежать слуги царской семьи, поняв, что их ждет? Этого мы никогда не узнаем. Но мы можем попробовать представить себе, что чувствовали юные, прекрасные девушки, которые пострадали только потому, что были дочерями императора. Они не выбирали семью, в которой родились, и родину, которую любили несмотря ни на что. Известно, что одной из дочерей Николая II, княжне Ольге, прочили в женихи румынского наследного принца Кароля. Однако Ольга не захотела покидать Россию, заявив, что будет чувствовать себя в новой стране чужой. Кто же знал, что на родине от нее хладнокровно избавятся свои же.

Это случилось в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева. Здесь прервался род Романовых, когда расстрельная команда привела приговор в исполнение.

Комендант Дома особого назначения Яков Юровский потом расскажет, как все происходило.

— Первый выстрелил я и наповал убил Николая. Пальба длилась очень долго и, несмотря на мои надежды, что деревянная стена не даст рикошета, пули от нее отскакивали. Мне долго не удавалось остановить эту стрельбу, принявшую безалаберный характер. Но когда, наконец, мне удалось остановить, я увидел, что многие еще живы. Например, доктор Боткин лежал, опершись локтем правой руки, как бы в позе отдыхающего, револьверным выстрелом с ним покончил. Алексей, Татьяна, Анастасия и Ольга тоже были живы. Жива была еще и Демидова. Тов. Ермаков хотел закончить дело штыком. Но, однако, это не удавалось,
— говорится в следственном протоколе со слов Юровского.

Никакой мистики в этом не было: просто в платья девушек были вшиты бриллианты – имущество царской семьи, которое хотели сохранить от грабителей. Организатор выставки рассказывает, что, когда изучала вырезки из дневников и писем для голосового оформления, то нашла письмо Анастасии отцу.

— Слова там такие «Все сделали, как вы просили», историки утверждают, что именно в этом письме, уже будучи разделённым в ссылочных местах (три девочки и цесаревич) ещё не доехали до дома Ипатьева, а Николай II, Александра Фёдоровна и дочь Мария ждали остальных уже там, Анастасия писала отцу эту фразу о драгоценных камнях, зашитых в корсеты.

Трагедия до сих пор окутана различными теориями и легендами. Вот, к примеру, история, которую тайком пересказывали друг другу в начале ХХ века. Российский император Николай II часто ронял фразу о том, что ничего не боится до 18 года. А затем, перед убийством, он вел себя так, как будто не хотел спастись сам и спасти свою семью. Хотя любил их так сильно, что даже было непривычно для тех лет. Как будто император знал то, чего не знали другие. Уже подтвержденный историками факт, что Николай II получил от своего предка, Павла I, письмо с пометкой: «Вскрыть Потомку Нашему в столетний день Моей кончины». Это письмо Николай II прочел вместе с супругой на следующий день после годовщины смерти Павла I, в марте 1901 года.

Какой точно текст был заключен в тех строках, мы уже не узнаем. Но после прочтения послания император был сам не свой. Сохранилась только одна строка из письма: «Путь твой на Голгофу будет устлан волею некоторых твоих подданных, но и заморским золотом».

Примечательно, что смерти императора действительно способствовали черные думы некоторых придворных, которые с ненавистью мечтали, чтобы род Романовых прервался. Да и золото, которое пустили на нужды революции, было родом из Германии, которая заплатила большевикам.

Останки царской семьи и верных слуг были обнаружены в июле 1991 года в районе Екатеринбурга. Но Русская православная церковь не нашла достаточных оснований для того, чтобы признать найденные останки мощами последних в роду Романовых, причем Российский императорский дом в этом вопросе поддерживает позицию РПЦ.

Слушай, смотри, трогай — прочувствуй всей душой

— Откуда эти перчатки и балетная обувь? – спрашиваю у смотрителя.

— Перчатки – с блошиного рынка Москвы. Эти предметы не принадлежат царской семье, но мы решили добавить их в выставку, поскольку они имеют отношение к Российской империи тех времен, — говорит девушка.

Идея экспозиции – это личный интерес Юлии. Она приняла близко к сердцу жуткую трагедию, которая произошла с бедными дочерями императора. К сожалению, здесь не найти предметов, которые принадлежали княжнам и их знаменитому отцу. Они хранятся в государственных музеях и частных коллекциях. Но все, что находится в доме Трахова – ценные экспонаты с вековой историей. Здесь очень много фотографий княжон и их родителей. Они смеются, улыбаются, хмурятся с глянцевых карточек. Это не биографический рассказ, претендующий на подлинность, а судьба четырех девушек, которые жили, писали письма, дурачились и мечтали о будущем, которое для них не наступило.

— Невинно убиенные юные девы, чистота их дневников/писем, которые можно услышать в музее, и то, что сотворено с ними и всей семьей с приближенными, жестокость людей, потрясает воображение. Экспонаты из абсолютно разных мест. Санкт-Петербург, Краснодарский край, Москва. Я искала и собирала мебель и предметы у обычных людей, которым они были уже не нужны. Им нашлось достойное место, мы теперь можем наблюдать, в какие зеркала смотрелись, на каких стульях сидели люди той эпохи,
— рассказывает Юлия.

Кстати, в доме мецената можно трогать абсолютно все предметы, и даже полежать на кровати. Никто не сгонит с ветхих стульев, не отберет старинные столовые приборы. Выставка, по признанию организатора, дает возможность каждому прикоснуться к истории.

На этой выставке не найти ярлыков с надписями, которые объясняют принадлежность экспоната и знакомят с его историей. Но, наверное, так даже лучше: есть шанс, что гости заинтересуются темой и изучат ее самостоятельно.

— Изначально я не хотела рамок того, чтобы кто-то над этим всем стоял и рассказывал о годах или отдельных личностях, не хотела, чтобы где-то были какие-то описания, даты. Так теряется вся живость того, что там сложилось. Я думала, что если это заворожит зрителя, то он обязательно обратится к информационным источникам и будет для себя открывать все новое и новое,
— признается Юлия.

Но все-таки она приняла решение приглашать сюда экскурсоводов, чтобы они рассказывали группам о дореволюционной России.

— Так в музее будет больше жизни и при этом он не потеряет того зрителя, на которого рассчитывала именно я. Того, кто хочет прийти, побродить в одиночестве, сесть в кресло, проникнуться атмосферой и ощутить глубину писем, голоса, музыки. Побыть здесь наедине.

Юлия признается, что не хочет, чтобы экспонаты покидали дом Лю Трахова.

— Это внутренне убранство должно быть достоянием города и глаз гостей и проживающих здесь людей. Будем смотреть по востребованности, но пока она меня только радует. Надеюсь, проект не придётся закрыть.

Уходить с выставки приходится с тяжелым сердцем. Потому что красавицы на портретах так и останутся закованными в фоторамках. Царственные мученики, от которых отказалась родня и предали свои же, совершили подвиг во имя России.

«Не зло победит зло, а только Любовь».

Exit mobile version