Краснодарские известия

Как потомки адыгейского мецената продолжают его дело

В этом году исполняется 170 лет со дня рождения Лю Нахлуховича Трахова.

Фото: http://www.myekaterinodar.ru/

Двор-музей под открытым небом

В этом удивительном дворе в старом центре Краснодара установлены памятная доска, флагшток, а еще арки для плетущихся растений, железные кованые ворота. Но главное — готовится к открытию музей, благодаря которому жители и гости нашего города смогут узнать о жизни и судьбе радетеля Кубани Лю Трахова.

Сейчас мы на полпути к завершению задуманного,

— рассказал журналистам «КИ» старший представитель рода Траховых Аслан Исмаилович Трахов, заведующий кафедрой Адыгейского госуниверситета, доктор юридических наук, профессор, почетный работник судебной системы России.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Больше 20 лет Аслан Исмаилович занимался увековечиванием памяти выдающегося деятеля Кубани — промышленника, купца, но главное — благотворителя в полном смысле этого слова.

В 2004 году, к 150-летию со дня рождения нашего предка, мы заказали барельеф и установили его на здании средней школы в ауле Шенджий, тогда школу, как и центральную улицу в ауле, назвали его именем. К 160-летию со дня рождения, в 2014-м, бюст Лю Трахова установили в школе. А в 2015 году в присутствии первых лиц Краснодара и края бюст был установлен на фасаде его особняка на ул. Мира, 61. В этом году планируем начать реставрацию фасада — объекта культурного наследия.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Многое сделано для благоустройства двора его дома, построенного Лю Траховым еще в 1895 году на улице, называвшейся в то время  Екатерининской (ныне Мира).

Это было его подворье: его собственность вообще начиналась от современной ул. Седина до ул. Суворова. Участки он выкупил в конце позапрошлого века, до 1895 года. Здесь, позади особняка, построили приют, в 1906-1907гг. — мечеть с минаретом (он не сохранился), сейчас на ней есть мемориальная доска. Потом здание отдали под коммуналку, позже жильцов расселили, а здание взяли под охрану как объект культурного наследия.

Фото: http://www.myekaterinodar.ru/

По словам моего собеседника, кроме мечети, на своем подворье на ул. Екатерининской Лю Трахов построил еще 11 сооружений. Он хотел, чтобы по окончании Кавказской войны адыги пустили корни на этой земле, нашли здесь свое место обитания и жили в мире и дружбе вместе с Россией.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Откликаются на все просьбы жильцов

Двор жилой. Уже в советское время и позже на участке за особняком частники построили дома, а кто-то «прилепил» к уже находившимся здесь со времен Лю Трахова постройкам несколько жилых квадратных метров.

К нашему разговору присоединяется домком Галина Гавриловна Катюжанская:

Семья Аслана Исмаиловича Трахова сделала очень много для благоустройства двора, для его жителей, а ведь это 25 квартир. Прохожие иной раз видят наш двор — и не могут удержаться, заходят, а я провожу для них «экскурсию»: показываю мечеть, рассказываю о бывшем владельце. Доска, оградка, арка, новый флагшток  для трех флагов — российского, кубанского и адыгейского — это все было сделано семьей потомков адыгейского мецената. Перила оборудовали, чтобы по крутым ступенькам пожилым людям легче спускаться, воду из подвала откачивали. Одним словом, откликаются на все просьбы жильцов, связанные с благоустройством, — домкомы всех соседних домов мне завидуют.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Аслан Исмаилович говорит, что все делают за счет средств семьи, они считают это своим долгом:

Хотим, чтобы не терялась преемственность поколений. Этот проект не коммерческий — мы все делаем от души, уже больше года занимаемся. Очень благодарны за содействие вице-губернатору Роману Лузинову, председателю гордумы Краснодара Вере Галушко.

Нам с фотокором показали два зала будущего музея. Все делается с любовью, с вниманием к мелочам. Уже отреставрирован знаменитый камин, на стене висит портрет Лю Нахлуховича Трахова в ковровом исполнении, восстановлена красивая потолочная  лепнина. Среди экспонатов музея — историческая черепица с клеймом Лю Трахова, множество фото. Так что через каких-то несколько месяцев у нас появится очень достойный объект туристического показа.

В особняке по пятницам проводили светские рауты. Лю Наахлухович принимал первых лиц города и Кубанской области. В этих стенах бывали атаман Екатеринодарского отдела Михаил Бабыч, городской голова Екатеринодара Василий Климов и другие почтенные гости,

— рассказывает Аслан Трахов.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Подвозил шпалы для железной дороги

Что же сделал для Кубанской области и города Екатеринодара этот выдающийся человек?                              

Лю Трахова сегодня назвали бы self made man — человек, сделавший себя сам. Как писал краевед Виталий Бардадым в книге «Меценаты Екатеринодара», Лю Нахлухович  — человек умный и предприимчивый, но не имевший образования, был возчиком дров из-за Кубани.

Предпринимательская деятельность этого адыга началась с совета инженера Шарданова, тоже адыга: он стал поставлять шпалы для строящейся железнодорожной ветки Владикавказской железной дороги Екатеринодар — Новороссийск. Ежегодно примерно 12 тысяч шпал. Работа была трудной, но оплачивалась достойно. Бережно складывая копейку к копейке, Трахов постепенно разбогател и смог приобрести в городе участок (часть Карасуна, прилегавшую к улицам Насыпной и Екатерининской) и начал строительство кирпичного дома, который в 1895 году уже стоял.
В 1900-м Лю Трахов купил у Хомяковых  кирпично-черепичный завод, расположенный в конце ул. Панский Кут (ныне ул. Воронежская). Новый хозяин обновил и усовершенствовал производство. Это было современное предприятие, оснащенное двумя двигателями мощностью 30 л. с. каждый и выпускавшее 8 млн штук кирпича в год, что незамедлительно сказалось на качестве продукции — на третьей Кубанской сельскохозяйственной и промышленной выставке, проходившей осенью того же года в Екатеринодаре, Лю Трахову «по отделу черепицы и кирпича» присуждают золотую медаль. На собственные средства он возвел в Екатеринодаре мечеть, построил жилые дома, баню, приют для неимущих и здание, которое в 1908-м сдал в аренду под гостиницу, пышно названную арендатором «Нью-Йорк». Об этом сооружении расскажем подробнее.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

В газете «Кубанский курьер» от 9 декабря 1908 года обращало на себя внимание одно рекламное объявление: сообщалось, что в доме купца Лю Нахлуховича Трахова в Екатеринодаре (ул. Бурсаковская, ныне Красноармейская, 56) размещена первоклассная гостиница «Нью-Иорк» с 30 комфортабельными номерами, отличным буфетом, образцовой кухней и электрическим освещением. При ней два больших ресторана  с приличным выбором русских и заграничных вин. Кухня же содержалась под наблюдением «московского шефа». А звуки струнного оркестра, без сомнения, благотворно влияли на аппетит постояльцев и гостей.

Двухэтажное здание, где находилась гостиница «Нью-Йорк», сыновья Трахова после его смерти продали купцу-кожевнику Гнитиеву, у которого оно и было муниципализировано в 1922 году. Ему же принадлежал ряд домовладений на улицах Гоголевской и Борзиковской (Коммунаров), 73-64.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

И паром, и самая красивая мечеть

Умный промышленник и купец Лю Трахов приобрел довольно ветхий наплавной мост через реку Кубань (в районе аула Козет), доставлявший Трахову много неприятностей, однако просуществовавший вплоть до 1920-х годов. В этом же месте через Кубань ходил и его паром. Неутомимый предприниматель, он арендовал у черкесов Чибийские плавни на 18 лет — с целью осушить их и сделать пригодными для пахоты. Осушка, начатая летом 1911 года, велась, к сожалению, с нарушением технических условий и не привела к желаемым результатам.

Творить добро было девизом Лю Трахова. Он брал не красноречием, а добрыми делами. Еще до открытия в Екатеринодаре собственного кирпично-черепичного завода, в 1898 году, Лю Трахов построил на собственные средства в родном ауле Шенджий мечеть — красивое кирпичное здание узорчатой кладки, увенчанное шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. Внутреннее убранство храма отличалось такой же изысканной  красотой, как и внешний вид. На праздник освящения прибыли все духовные и светские персоны из адыгов. А среди почетных гостей присутствовали сам начальник Кубанской области, наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Яков Дмитриевич Малама и его супруга Елизавета Ивановна, атаман Екатеринодарского отдела Михаил Бабыч,  городской голова Екатеринодара Василий Климов и другие не менее уважаемые гости. В то время мечеть, построенная Лю Траховым, являлась лучшей на Кубани. Имя Лю Нахлуховича с почтением произносилось и адыгом, и русским.

В начале XX века Трахов, используя кирпич собственной выработки, построил мечети в ауле Кошехабль и в Екатеринодаре, на своем подворье на ул. Екатерининской.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Большой души человек

Весьма примечателен еще один факт из биографии промышленника-адыга. Относится он к периоду Русско-японской войны. На призыв командующего войсками Кавказского военного округа генерал-адъютанта и генерала от артиллерии князя Голицына к горцам Дагестана, Терской и Кубанской областей пойти на защиту Отечества откликнулись многие адыги, в том числе и Лю Трахов. Характерно, что этот семейный человек, имеющий за плечами 50 прожитых лет, желая поступить в ряды действующей армии,  попал в особый список. Война оказалась кратковременной, но кровопролитной, нанесшей  России большой урон. Истинные русские патриоты, включая благородное сословие черкесов, искренне сочувствовали поражению России.

Помимо коммерческих занятий, Лю Трахов не чуждался и общественных дел. Он состоял членом Кубанского областного попечительского о тюрьмах комитета, заботясь о том, чтобы к арестантам относились по-человечески, жертвовал на улучшение их скудной пищи. А как истинный коренной черкес любил верховую езду, сам в молодости считался  удалым джигитом, и потому неудивительно, что стал членом Кубанского поощрительного скакового общества, внося туда свою лепту, чтобы ни адыги, ни казаки не отвыкали от конного молодечества и спортивной лихости…

Летом 1914 года Лю Трахов поехал в Пятигорск поправить пошатнувшееся здоровье. И там, в гостинице «Бристоль», неожиданно скончался. Ему было 60 лет. Похоронили Лю Нахлуховича в родном ауле Шенджий.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

С душевной теплотой вспоминали адыги Лю Нахлуховича, человека совести и чести. Когда кто-либо из адыгов Екатеринодара или близлежащих аулов уходил на фронт, то нес свои фамильные святыни (царские награды, дедовские реликвии, родовое оружие) на хранение миллионеру Трахову: люди знали, если они вернутся в родной край живыми и здоровыми, то в целости и сохранности получат доверенные ему вещи.

Ранее «КИ» рассказывали, как кубанцы пополняют музейные «копилки».

Читайте также: как спасли и сохранили мундир императора.

Exit mobile version