Эту историю рассказывает постоянный автор «КИ» помощник атамана Екатеринодарского отдела кандидат исторических наук Александр Бурмагин.

Герой на картине и воочию

В 1968 году в самой большой в мире диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года» проходила штатная экскурсия для гостей и жителей Севастополя. Экскурсовод рассказывал об освобождении города, апогее боев — штурме Сапун-горы и героях, изображенных на огромном полотне художниками-баталистами прославленной студии имени М.Б. Грекова.

ekskursovod rasskazyvet o shturme sapun gory. 1 Краснодарские известия
Экскурсовод рассказывает о штурме Сапун-горы. Фото автора

Первыми на гребень горы со знаменами победы ворвались рядовой Иван Яцуненко и ефрейтор Василий Дробязко. Вы видите их здесь, на диораме. Яцуненко — в центре, на первом плане, Дробязко — поодаль,

— рассказывал экскурсовод.

И тут привычный ход экскурсии был нарушен. Из рядов посетителей, среди которых выделялись два пожилых мужчины, прозвучала фраза: «А также в зале».

«Простите, я не понял», — обернулся экскурсовод к высокому человеку в первом ряду, произнесшему эту фразу.

«Я говорю, вот он — Василий Дробязко, рядом со мной стоит», — улыбнулся высокий и показал на черноволосого коренастого мужчину.

«Вы тот самый Дробязко?» — удивленно спросил экскурсовод.

«Да, так выходит. С того самого мая 1944 года на Сапун-горе не был, а тут ко мне в Краснодар приехала сестра, говорит, Василий, ты же на картине изображен, о тебе каждый день по нескольку раз экскурсоводы рассказывают. Вот и решил съездить с товарищем…» — это был наш земляк, уроженец Екатеринодара, командовавший во время штурма Сапун-горы штурмовой группой 6-й роты 1-го гвардейского полка 2-й гв. Таманской стрелковой дивизии гвардии ефрейтор Василий Иосифович Дробязко, который одним из первых установил красное знамя на вершине Сапун-горы.

11 февраля исполнилось 105 лет со дня рождения нашего прославленного земляка Героя Советского Союза.

Из армии — на фронт

Василий Дробязко родился в Екатеринодаре в семье рабочего. После окончания начальной школы работал слесарем на одном из старейших предприятий города, имевшем богатые рабочие традиции, — заводе «Краснолит». Он был построен как чугунолитейный завод Карла Гусника в 1886 году и вместе с заводом «Кубаноль» имени Седина и заводом им. М.И. Калинина являлся одним из флагманов промышленности Екатеринодара, затем Краснодара.

vasilij drobjazko dovoennoe foto Краснодарские известия
Василий Дробязко, довоенное фото. Открытые источники

В октябре 1940 г. 20-летнего Василия Дробязко призвали на службу в Рабоче-крестьянскую Красную армию (РККА) и направили в формирующуюся в Харьковском военном округе 127-ю стрелковую дивизию под командованием генерал-майора Т.Г. Корнеева. Служил санитаром в ее 187-м отдельном медсанбате.

В июле 1941 года дивизию направили в район Смоленска, где она вступила в свой первый бой. За массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство, проявленные в ходе кровопролитных боев Смоленского сражения, по решению Ставки ВГК приказом наркома обороны Союза ССР от 18 сентября 1941 года дивизии второй в стране было присвоено почетное звание «Гвардейская».

В составе дивизии рядовой Дробязко воевал на Брянском, Юго-Западном, Южном и Северо-Кавказском фронтах. Участвовал в обороне Курска, Ростова-на-Дону и Нальчика.

В 1943 году освобождал родную Кубань. В составе войск 37-й армии дивизия участвовала в проведении фронтовой Краснодарской наступательной операции. Войска армии под командованием генерал-майора П.М. Козлова, наносившие удар с северо-востока, 10 февраля выбили противника из станицы Старомышастовской и к 12 февраля вышли в район 12-го километра северо-западнее краевого центра, создав угрозу окружения под Краснодаром всей немецкой группировки. Затем части 2-й гвардейской участвовали в освобождении станицы Красноармейской, в боях на «Голубой линии».

Сначала санитар, затем — стрелок

В мае 1943 года санитар Дробязко был награжден своей первой боевой наградой — медалью «За боевые заслуги». В наградном листе командир медсанбата гвардии военврач 3-го ранга Козицкий писал:

«Тов. Дробязко служит в 184-м гвардейском отдельном медсанбате с июня 1941 года. Проявил себя опытным и дисциплинированным санитаром-эвакуатором. Исключительно чутко и культурно относится к обслуживанию раненых и их эвакуации. Во время боев за станицу Крымская самоотверженно работал по нескольку суток без сна и отдыха, эвакуировал в госпитали 1150 раненых бойцов и командиров, за что имеет ряд благодарностей от командования части. За период наступательных боев дивизии с декабря 1942 года обслужил и эвакуировал 3710 раненых бойцов и командиров. За образцовую работу в феврале 1943 года получил приказом командования дивизии благодарность и денежную премию».

С сентября 1943 года в составе 15-го гв. стрелкового полка дивизии он уже в качестве стрелка участвовал в боях по окончательному освобождению Кубани и Тамани, за отличия в которых дивизия получила почетное наименование Таманская.

«В бою за хутор Новомихайловский Киевского района Краснодарского края 20 сентября 1943 года, выполняя приказание командира батальона, в момент доставки боевого донесения попал под огонь немецких автоматчиков. Не растерявшись, принял бой и, уничтожив 2 фашистов, доставил донесение в срок».

Приказом по полку рядовой Дробязко был награжден медалью «За отвагу».

Неудержимый ефрейтор

В ноябре 1943 года ефрейтор Василий Дробязко стал стрелком 6-й роты 1-го гвардейского полка 2-й гвардейской Таманской Краснознаменной стрелковой дивизии под командованием генерал-майора А.П. Турчинского.

В составе 11-го гвардейского корпуса, которым командовал генерал-майор А.Б. Аршинцев, дивизия принимала участие в Керченско-Эльтингенской десантной операции по захвату плацдарма в Крыму. 3 ноября на кораблях Азовской военной флотилии при сильном шторме передовые отряды дивизии форсировали Керченский пролив и высадились в районе села Глейки в 5 км севернее Керчи. Бойцы дивизии захватили  плацдарм и обеспечили высадку главных сил корпуса.

В десанте отличился гвардии ефрейтор Дробязко.

В ночь на 3 ноября 1943 года, находясь в составе штурмовой группы, тов. Дробязко форсировал Керченский пролив и, несмотря на сильный огонь противника, высадившись на берег, первым повел свое отделение на врага и в атаке за высоту 60,9 в рукопашной схватке сам лично уничтожил 6 фашистов. Противник трижды переходил в контратаки, сосредоточивая свои силы на рубеж, который оборонял своим отделением тов. Дробязко. Все контратаки немцев были отбиты. Тов. Дробязко сам лично уничтожил ротный миномет противника и 4 гитлеровцев, стремительным ударом совместно с другими штурмовыми группами опрокинул врага и ворвался в селение Маяк. За смелые и героические подвиги по овладению восточным берегом Керченского полуострова тов. Дробязко достоин награждения орденом Ленина,

— писал в наградном листе командир 1-го гвардейского стрелкового полка гв. полковник Поветкин.

Приказом по 11-му гвардейскому стрелковому корпусу от 29.11.1943 г. гвардеец Дробязко был награжден орденом Отечественной войны 1-й ст.

К 16 ноября дивизия освободила населенные пункты Глейки, Маяк, Баксы, Аджим-Ушкай и закрепилась на господствующих высотах. В боях вновь отличился ефрейтор Дробязко.

«Развивая наступление в атаке по расширению плацдарма на высоту 175,0, тов. Дробязко, ворвавшись в немецкие траншеи, вступил в гранатный бой с противником. Два часа длился гранатный бой, переходивший в рукопашную схватку. В этом бою тов. Дробязко истребил до 10 немецких захватчиков, первым взошел на высоту и оттуда открыл пулеметный огонь по противнику, бегущему в панике. 16 ноября 1943 года противник превосходящими силами при поддержке шквального огня артиллерии перешел в контратаку, пытаясь потеснить наши подразделения с фланга и занять высоту Безымянную. Но шквальный огонь и ожесточенная контратака немцев не сломили воли гвардейцев. Тов. Дробязко быстро организовал штурмовую группу из 8 человек и при поддержке артиллерийского и минометного огня повел ее на отражение контратаки. Ничто не могло остановить отважных героев. Тов. Дробязко, а за ним и все 8 бойцов подползли к немцам и с криком «Ура!» бросились на врага. Уничтожая его огнем из автоматов и гранатами, храбрые гвардейцы истребили до 30 гитлеровцев. Противник, не выдержав напора храбрецов, в панике бежал».

За эти бои отважный краснодарец был представлен командованием к званию Героя Советского Союза.

Почему нужен был штурм Сапун-горы

С 11 апреля 1944 года части дивизии принимали участие в Крымской наступательной операции. К 18 апреля таманцы с боями прошли от Керчи до Севастополя, сокрушив Ак-Монайскую оборону противника, освободили города Керчь, Ялта и Алушта. Впереди был Севастополь.

shema boev po osvobozhdeniju sevastopolja 1 Краснодарские известия
Схема боев по освобождению Севастополя. Фото: открытые источники

Маршал С. Бирюзов, в то время начальник штаба освобождавшего Крым 4-го Украинского фронта, писал в своих воспоминаниях, что перед штурмом города он задал вопрос представителю Ставки маршалу А.В. Василевскому: «250 суток бились за Севастополь немецко-фашистские войска. А сколько потребуется нам?..» На что Александр Васильевич коротко ответил: «Наше время исчисляется часами. Верховный главнокомандующий требует в кратчайший срок преодолеть укрепленный район и овладеть Севастополем». Штурм Севастополя начался 7 мая, город был освобожден 9 мая, то есть через двое суток. 

Наиболее мощным узлом сопротивления у Севастополя была Сапун-гора. Фашисты соорудили в ее уступах шесть ярусов траншей, прикрытых минными полями и проволочными заграждениями в несколько рядов.

Как вспоминал С. Бирюзов, главный удар решено было нанести именно со стороны Сапун-горы силами 51-й и Приморской армий.

«Этому направлению мы отдали предпочтение по многим обстоятельствам. Здесь местность больше, чем в других местах, позволяла применить танки. От Сапун-горы открывался кратчайший путь к пристаням, которые необходимо было захватить и тем лишить противника возможности эвакуироваться морем. Наконец, мы были уверены, что фашисты никак не могут предполагать, будто мы решимся повторить неудачный опыт Манштейна, который два года назад пробовал взять Севастополь, прежде всего со стороны Сапун-горы, и потерпел там полную неудачу».

7 мая гвардейцы пошли на штурм с задачей прорвать оборону противника и овладеть  Севастополем. Штурм Сапун-горы частями 11-го гвардейского и 63-го стрелковых корпусов после мощной артподготовки начался 7 мая 1944 года в 10.30 часов утра и продолжался девять часов. Бой шел за каждую траншею, за каждый выступ скалы. Большую помощь атакующей пехоте оказали летчики 8-й воздушной армии под командованием нашего земляка-кубанца генерал-лейтенанта авиации Т.Т. Хрюкина.

Примечательно, что среди немецких частей, оборонявших эту позицию, была хорошо известная  краснодарцам по боям в Краснодаре и Новороссийске 73-я пехотная дивизия, здесь она была окончательно разбита. Остатки дивизии и ее командир генерал-лейтенант Герман Беме сдались 12 мая в котле на мысе Херсонес.

«Столько около меня полегло, а я как заговоренный»

Командир 63-го стрелкового корпуса, будущий маршал и дважды Герой Советского Союза П. Кошевой вспоминал:

«Время подошло к 18 часам. До вершины Сапун-горы оставалось 100-200 метров. Но какие это были метры! Гора содрогалась от ударов и взрывов. Камни и бетонные плиты немецких сооружений трескались и разлетались вдребезги. Тысячи горячих стальных осколков с визгом и шипением врезались в грунт. Казалось, не оставалось места ничему живому, но враг сопротивлялся».

В 19.30 гвардейцы и стрелки Кошевого вышли на гребень Сапун-горы. В это время над вершиной были  установлены несколько красных знамен.

В боях на Сапун-горе вновь отличился наш земляк краснодарец гвардии ефрейтор Дробязко. По приказу командира роты он возглавил штурмовую группу, одним из первых ворвался на вершину и водрузил знамя. 

Сам Василий Дробязко вспоминал:

«Я со знаменем в атаку пошел. В первые минуты атаки оглянулся — и вижу: комбата нашего, Слободчикова, убило. Тут, как волна, что-то поднялось во мне. Да и пошел, где прикладом, где гранатой, через один окоп, через другой, огневую точку уничтожил и увлекся. Вскакиваю в окоп к немцам, а наших за мной — никого. Оторвался от своих. Фашисты — на меня. Силы-то у меня и сейчас дай бог, а тогда… Столько около меня полегло, а я как заговоренный. Знамя подхватил — и на гребень, тут и ребята наши подоспели: знамя наверху увидели, да как пошли!..»

Приказом по 2-й гв. стрелковой дивизии от 15.05.1944 года за бои по освобождению Крыма он был награжден орденом Красной Звезды.

К исходу дня 9 мая 1944 года Севастополь был полностью освобожден. Остатки немецко-фашистской группировки капитулировали 12 мая в районе мыса Херсонес. Крым был полностью освобожден.

24 мая 1944 года 2-я гвардейская стрелковая Таманская Краснознаменная дивизия Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Суворова II степени.  1-й гвардейский стрелковый полк, в котором воевал В.И. Дробязко, был удостоен почетного наименования «Севастопольский».

А 16 мая 1944 года Указом Президиума Верховного Совета гвардии ефрейтор Дробязко был удостоен звания Героя Советского Союза.

После Победы

До водружения Знамени Победы над Рейхстагом оставался ровно год ожесточенных боев, которые краснодарец Василий Дробязко прошел до самого конца. С июля 1944 года в составе своей дивизии воевал на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях под Ригой и Кенигсбергом, уничтожении курляндской группировки гитлеровцев. Был трижды ранен. Войну закончил на берегу Балтийского моря, у поселка Гросс Курен, ныне Светлогорского района Калининградской области.

В 1945 году 25-летний гвардии сержант Дробязко был демобилизован. Вернулся в родной Краснодар, работал на предприятиях города. Умер 19 декабря 1990 года, похоронен на Славянском кладбище города.

Награжден орденами Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й ст., орденом Красной Звезды, многими медалями, в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа».

В Севастополе на месте боев у Сапун-горы после войны был построен музей и знаменитая диорама. Здесь экскурсоводы, рассказывая о тех далеких событиях, вспоминают имя одного из героев штурма, уроженца Краснодара Василия Иосифовича Дробязко.

Его имя занесено на плиту мемориального комплекса «Вечный огонь» в сквере Славы Керчи.

В Краснодаре в 2023 году именем Василия Дробязко названа одна из улиц Прикубанского округа.

Автор материала: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.