Краснодарские известия

Как Краснодар перенес тяготы войны и оккупации

Очередной годовщине освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков посвятил лекцию ведущий специалист Туристско-информационного центра Краснодара Михаил Карпов.

Каждый восьмой житель ушел на фронт

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Этот день разделил жизни граждан нашей страны на до и после. Мобилизации подлежали военнообязанные 14 возрастов — с 1905 по 1918 год. С июня по декабрь в первый год войны из Краснодарского края отправилось на фронт 370 тыс. бойцов, или каждый восьмой житель края.

На Кубани было сформировано девять кавалерийских и две стрелковые дивизии, которые с первых месяцев войны ушли на передовую, где сопротивлялись наступлению немецких войск,

— рассказывает Михаил Карпов.

Наши земляки с первого до последнего дня сражались на многих фронтах Великой Отечественной войны. Например, принимали самое активное участие в боях за Ленинград, обороняли Киев и Ростов-на-Дону.

Пятидесятая кавалерийская дивизия, сформированная в Краснодарском крае, принимала участие в обороне Москвы и входила в состав 2-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала Доватора. Благодаря их рейдам по тылам группы армий «Центр» удалось противостоять наступлению немецких войск на столицу нашей Родины. Кроме того, 50-я кавалерийская дивизия вскоре была переименована в 3-ю гвардейскую кавалерийскую дивизию. Это во многом говорит о том, что в числе первых были наши земляки-кубанцы,

— продолжает эксперт.

Кубанский хлеб помог Ленинграду выжить и победить

Но, как известно, фронт невозможен без тыла, который служил не только опорой, но и важнейшим фундаментом победы. Так, на архивных фотографиях военных лет запечатлены широкие ряды кубанских тыловиков с плакатами в руках, на которых большими буквами написано: «Все для фронта, все для победы!». Как известно, многие мирные предприятия нашей страны встали на военные рельсы. В их числе были и краснодарские, например, завод имени Калинина.

Во время Великой Отечественной войны завод передали в подчинение наркомату обороны. Здесь изготавливали седла и брички, ведь, как известно, в то время лошади были одним из основных средств передвижения,

— дополняет Михаил.

В годы войны на предприятиях увеличился рабочий день (по 11 часов в день шесть раз в неделю), отпуска отменялись. За станки встали и двенадцатилетние подростки, которые работали наравне со взрослыми. А зерно, собиравшееся на территории Краснодарского края, отправлялось не только на фронт или в тыл, но и в осажденный Ленинград.

Кубанский хлеб помог Ленинграду выстоять, выжить и победить,

— отмечает эксперт.

Спустя 26 дней после начала Великой Отечественной войны на карточную систему питания перешла вся страна. В первую очередь по талонам выдавали хлеб, сахар, кондитерские изделия. Как мы уже сказали, Краснодарский край в роковые сороковые оставался одним из тыловых районов, для жителей которого норма хлеба составляла 400 граммов в день. Иждивенцы (пожилые люди или инвалиды) получали еще меньше — 300-350 граммов.

Оборона города

В последний день июля 1942 года на Кубань пришла война: немецко-фашистские войска оказались на наших землях. Ожесточенные бои развернулись в Каневском и Кущевском районах. Здесь свое боевое крещение получил 17-й казачий добровольческий кавалерийский корпус (21 августа его переименовали в 4-й гвардейский казачий кавалерийский корпус).

Фото: myekaterinodar.ru

Наши войска ослабли, но им все равно приходилось оборонять Краснодар. Например, 349-я дивизия, которая изначально состояла из 14,5 тысячи бойцов, во время выхода к Краснодарскому оборонительному обходу состояла из 1179 человек. То есть в 14 раз меньше, чем должна была быть. Ряды армии стали срочно пополнять 17-18-летними призывниками 1925 и 1926 годов рождения.

Один их них — Сергей Григорьевич Дробязко. Семнадцатилетний парень участвовал в обороне Кубани, защищал последний рубеж, отделявший немцев от левого берега реки, — Пашковскую переправу.

Защитники переправы, немалое количество которых были вчерашними школьниками, ценой своих жизней спасли сотни бойцов, переправлявшихся на другой берег, — тех, кто потом оборонял Сталинград, освобождал Краснодар и другие города.

Как писалось в донесениях, семнадцатилетние ребята без должного обмундирования, вооружения, многие не приняв присяги, вливались в ряды обороняющих. Да, военной подготовки практически не было: быстро показали, как заряжается винтовка, выдали 20, а когда и 5 патронов, — и в бой.

За несколько дней — с 10 по 12 августа — 3-й батальон 1173-го стрелкового полка понес тяжелейшие потери. По сообщению штаба дивизии, из всего батальона (534 человека) вернулись в расположение части 18 бойцов. Судьба остальных неизвестна.

Вечером 8 августа 1942 года немецкие войска начали подходить к границам Краснодара, а уже на рассвете стали занимать город. Кубанская столица встретила оккупантов взрывами и пожарами: уничтожались все стратегически важные объекты, которые не успели вывезти в тыл. 9 августа в Краснодар вошли первые немецкие части, однако Пашковская переправа была полностью уничтожена лишь в полночь 12 августа.

И ежедневно — облавы, и ежедневно умирали люди…

Как известно, немецко-фашистские оккупанты на захваченных территориях вели подсчет населения, который состоял из трех категорий. Первый список —
коренные жители, второй — неместные (эвакуированные или беженцы). Третий список, называвшийся «особый», включал тех, кто подлежал уничтожению, —
иностранцы, красноармейцы, партизаны, коммунисты, политически ненадежные и даже крупные уголовные преступники. В общем, все те, кто мог оказать сопротивление. 21-22 августа 1942 года гитлеровцы истребили почти всех жителей Краснодара еврейской национальности, остались единицы.

Все, кто попал под перепись, на рассвете 21 августа собрались на пересечении улиц Красной и Орджоникидзе. После их погрузили в грузовики и вывезли на окраину Краснодара. Там, где проходил противотанковый ров, всех, включая детей, расстреляли.

Газваген, или душегубки (мобильные газовые камеры), стали разъезжать по оккупированной территории города. Машины были двух видов: вместимостью 60 и 100 человек.

С помощью этих машин на территории Краснодарского края уничтожили воспитанников Ейского детского дома, пациентов Березанской психиатрической и 3-й городской больницы Краснодара. А в последние дни января душегубки, которые до этого выезжали лишь раз в одну-две недели, по воспоминаниям местных жителей, появлялись на улицах города практически каждый день. И каждый день устраивались облавы, и каждый день умирали люди…

Всего в Краснодарском крае в душегубках хладнокровно убили около 6700 человек. Фашисты же считали, что в машинах смерти умирать легко.

Убито и разрушено

1 января 1943 года началась Северо-Кавказская наступательная операция. Ее цель — разгром группировки противника и освобождение Северного Кавказа. К концу месяца первые районы Краснодарского края были освобождены. Как рассказал Михаил Карпов, в дошедшем до наших дней журнале боевых действий рассказывается, как шло освобождение города. Некоторые строки из него: «В 13.00 11 февраля 1943 года части бригады заняли Пашковскую переправу. В 19.00 достигли трамвайного депо (нынешнее Восточное депо Краснодара. — Авт.). К 00.30 (уже 12.02.1943 года) овладели железнодорожной станцией Краснодара (то есть наш нынешний Краснодар-1. — Авт.). В 01.10 стремительным броском ворвались в город. В 01.30 овладели главными улицами — Пролетарская и Красная (Пролетарская — ныне Гимназическая. — Авт.). К 03.00 большая часть города была освобождена».

Ранним утром 12 февраля 1943 года бойцы взвода конной разведки лейтенанта Крапивы 121-го горнострелкового полка 9-й горнострелковой дивизии имени Верховного Совета Грузинской СССР Даниил Васюков, Юлмухаммед Шикин и Хангирей Адалгиреев водрузили красный флаг на башенке здания на углу улиц Красной и Ворошилова (ныне Гимназическая), где до войны размещался крайком ВКП (б).

Как вспоминал Константин Симонов, когда он на рассвете въехал в освобожденный Краснодар, увидел, что город пылает в огне. А на улице Красной практически на каждом квартале — повешенные. В последние дни оккупации захватчики повесили около 80 человек на центральных улицах города. Чаще всего на груди убитых были таблички с надписями «Я не выполнил требования немецкого командования», «Я распространял ложные слухи».

Exit mobile version