Все начиналось с факультета
Сергей Близниченко, один из основателей факультета, заслуженный строитель Республики Адыгея, кандидат технических наук, доцент, рассказал об истории факультета и о том, как здесь готовят молодых специалистов.
По его словам, в 1973 году из Хабаровска приехал профессор Константин Дараган, который возглавил Краснодарский политехнический институт (ныне КубГТУ). Именно при нем в институте сначала появилась кафедра, а затем и целый автомобильно-дорожный факультет (АДФ).
С тех пор факультет выпустил более 5 тысяч квалифицированных специалистов, которые успешно работают в различных областях, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией дорог.
Сегодня на базе АДФ и строительного факультета функционирует Институт строительства и транспортной инфраструктуры, а также колледж. Наборы по всем направлениям подготовки идут успешно, что свидетельствует о высоком интересе к специальностям в области автомобильных дорог.
Факультет предлагает разнообразные направления подготовки:
- Специалитет: строительство уникальных зданий и сооружений со специализацией «Строительство автомагистралей, аэродромов и специальных сооружений». Срок обучения 6 лет.
- Бакалавриат: строительство по профилю «Автомобильные дороги». Срок обучения 4 года.
- Магистратура: строительство по профилю «Автомобильные дороги». Срок обучения 2 года.
- Аспирантура: техника и технологии строительства с профилем «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей». Срок обучения 4 года.
«Теория и практика — два совершенно разных мира»
На младших курсах студенты учатся высшей математике, физике, химии и другим дисциплинам, а затем углубляются в изучение проектирования, строительства, эксплуатации дорог и мостов. Многие из них начинают подрабатывать уже на старших курсах, что позволяет получить практический опыт и дополнительные навыки.
Что интересно, после окончания вуза молодые специалисты сразу получают по 60-70 тысяч рублей, а некоторые зарабатывают даже больше. Это значительно превышает доходы преподавателей, которые их всему научили,
— отмечает Сергей Близниченко.
Летняя практика также играет важную роль в подготовке студентов: они не только получают знания о работе в коллективе, но и имеют возможность заработать. На практике студенты начинают с простых задач, таких как укладка асфальта, а затем становятся помощниками мастеров.
О том, как проходит практика у студентов 2-го курса, рассказал Никита Савельев.
Теория и практика — это два совершенно разных мира. Если в теории казалось все простым, то в жизни оказалось не так. Мы рассматривали материалы, грунты и следили за технологией возведения земляного полотна,
— рассказал он.
Факультет также известен семейными династиями студентов. Трудоустройство выпускников составляет 100%, и факультет активно следит за этим показателем. Сергей Близниченко подчеркнул, что многие выпускники идут не только на рабочие позиции, но и во власть благодаря широкому спектру знаний и навыков, которые они получают в процессе обучения.
В настоящее время существует запрос на популяризацию дорожного факультета в связи с нехваткой кадров в отрасли. Союз дорожников Кубани активно обращается к директору ИСТИ с просьбой увеличить количество групп бакалавриата, магистратуры и специалистов, чтобы удовлетворить растущий спрос на квалифицированные кадры в сфере дорожного строительства.
Сколько можно заработать?
Лучше всего о профессии, конечно же, расскажут действующие специалисты. Молодой геодезист Артем Забара поведал нам о том, чему его научили в институте и почему он выбрал такую профессию.
Окончив 9 классов, я поступил в Каменский химико-механический техникум на специальность «Промышленное и гражданское строительство», где познакомился с геодезией. После учебы ушел в армию, где стал топогеодезистом. Там вспомнил о своих навыках, которые использовал при написании диплома. Моя мама, работавшая в дорожной сфере, предложила обратиться в Каменскавтодор», где требовался геодезист. На собеседовании я продемонстрировал свои знания, был принят на работу и получил ценный опыт в дорожном строительстве,
— рассказал Артем.
После года работы молодой человек поступил в ДГТУ на факультет геодезии и успешно сдал вступительные экзамены без подготовки.
В техникуме я проходил практику кирпичной кладки, где учился делать бетонный замес и правильно укладывать кирпичи, это было забавно. Затем мы исследовали деформации зданий, определяя по трещинам, сколько еще простоит то или иное сооружение. Практика по геодезии, где мы тянули замкнутый ход нивелиром и теодолитом, была сложной, но невероятно интересной,
— отметил он.
Специальность геодезиста привлекала Артема по разным причинам. Во-первых, в отличие от профессии мастера, где требуется постоянное взаимодействие с командой и руководство другими, в геодезии ты в значительной степени работаешь самостоятельно. Во-вторых, работа основана на точности и цифрах. И, конечно, нельзя забывать о финансовой стороне вопроса.
Многие говорили о хороших зарплатах в этой сфере, поэтому я ее выбрал,
— рассказал молодой человек.
Конечно, понятие хорошей зарплаты у всех разное. Однако можно уверенно сказать: выше среднестатистической.
Сразу после выпуска, скорее всего первый месяц, вы отработаете стажером, после чего ваш работодатель поймет, на что вы способны, и далее уже определит величину вашей зарплаты,
— подчеркнул Артем Забара.
Сейчас парень работает в строительном управлении дорожной организации. И признается, что его компания активно привлекает молодых специалистов.
Они предлагают студентам пройти практику в нашей организации, где можно получить бесценный опыт, свою первую зарплату (достойную для студента), обрести много новых знакомств. А после окончания практики предлагают остаться в организации либо подписать контракт, по которому студент будет получать дополнительную стипендию и помощь по защите дипломной работы.
Готовим профессионалов со школы
Несмотря на такую хорошую материальную составляющую, дефицит кадров все равно есть. В попытках исправить ситуацию в Краснодаре стали появляться строительные классы. Детей еще со школы начинают готовить к будущей профессии. В качестве дополнительного курса в расписании у школьников будет новый предмет «Основы инженерных конструкций», разработанный кафедрой архитектуры КубГАУ. Раз в месяц для учеников строительного класса проводят выездные открытые уроки в проектных институтах, на стройплощадках и даже на производствах строительных материалов. Впервые такие классы в Краснодаре появились 1 сентября этого года.
Отметим, что инициатива по созданию строительных классов не только дает возможность детям ознакомиться с профессией, но и способствует формированию нового поколения квалифицированных специалистов. Это определенно шаг к улучшению ситуации в отрасли и укреплению связей между образовательными учреждениями и реальным сектором экономики.
Кстати, ранее «КИ» рассказывали, как готовят будущих врачей в краснодарском лицее №12.