Ноу-хау из-за бугра
В русский язык слово «квест» пришло из английского quest — поиск, а туда попало через французский из латыни от глагола quaero — искать. В первый квест (он появился в компьютерной игре) сыграли в 1972 году. Его авторами стали Вильям Краутер и Дон Вудс — программисты одного из технических университетов Америки. Весь игровой процесс напоминал написание остросюжетного романа. Игрок вводил с помощью клавиатуры специальную команду, а компьютер отвечал ему, и все это скрупулезно выводилось на бумагу. Были случаи, когда на прохождение игры требовалось до нескольких десятков метров специальной бумаги (по тем временам удовольствие не из дешевых).
В последние годы квесты стали популярным форматом развлечения и активного времяпрепровождения во всем мире. Они предлагают участникам уникальный опыт, включая в себя элементы приключения, головоломок и исследования и часто требуют командной работы и логического мышления.
Существует множество различных типов квестов по своей тематике и жанрам. Вот несколько самых популярных в Краснодаре.
- Эскейп-румы. Здесь участники заключены в комнате и должны использовать логику и командную работу, чтобы решить серию головоломок, найти клад или спасти своих товарищей и выйти из комнаты в ограниченное время.
- Тематические квесты. Могут быть организованы в стиле фэнтези, научной фантастики, с элементами мистики. Подходят для детских вечеринок.
- Перфоманс. Действие в игре происходит с участием актеров. Они взаимодействуют с игроками по ходу всего времени. Наиболее часто прием используется в хоррорах.
Все эти забавы делятся на два типа. Первый называется escape («бегство»), где команда попадает, к примеру, на пиратский корабль или в египетскую гробницу и отгадывает загадки. Такие квесты зачастую выбирают для тимбилдинга и детских праздников (здесь стрессовые ситуации исключены).
Но есть другой вид — хоррор-квесты, или ужастики, где игроки имеют дело с «потусторонними» силами или «маньяками». Подобные игры — целые театрализованные шоу, где можно почувствовать себя героем страшного фильма. Именно здесь и происходят все неприятные и даже угрожающие здоровью и жизни инциденты.
Вот о них мы поговорим отдельно.
«Организатор ответственности не несет»
В Краснодаре существует несколько площадок, предлагающих квест-вечеринки. Выбор пал на игру с самым завышенным уровнем страха — хоррор-квест «Приговор». Стоимость от 2 до 20 тыс. рублей (зависит от количества игроков). Страх из четырех — четыре. Сложность из четырех — три. Длится 75 минут.
Описание: «Монстр, убивший десятки людей и дважды бежавший из тюрьмы, ловкий манипулятор и психопат был приговорен к казни на электрическом стуле. Тело преступника кремировали. Спустя некоторое время в тюрьме стали ходить слухи об аномальных явлениях, а позже тела людей стали находить расчлененными. Однако кем совершались эти убийства? Вам удалось подключиться к следствию, но вы даже не подозреваете, в какую опасную игру вас втянули. Удастся ли вам выбраться отсюда живыми? Убийца уже здесь».
Особенности: «Вас ждут многоуровневые переходы между помещениями, актерская игра, три режима контакта на ваш выбор, возраст 16+».
Читаем соглашение
«Участник знает пределы своей допустимой физической и психической нагрузки и принимает на себя всю ответственность за возможные травмы (в том числе психические) и прочие последствия несчастных случаев, которые могут произойти во время представления в результате неправильной оценки своей возможности соблюдения правил. В этом случае организатор не несет ответственности за жизнь и здоровье участников и не выплачивает компенсации. Для участия в игре попросим вас выразить ваше согласие в письменной форме».
Для здравомыслящего человека такая формулировка уже должна насторожить. Но, как это ни странно звучит, большая часть игроков вообще подписывает эти соглашения не читая.
От инфаркта до эпилепсии
А для чего вообще придумали такой вид забавы? Вопрос адресуем Виктории Краснощековой, практикующему психологу.
Пощекотать нервы и получить новые впечатления — вот зачем люди ходят на квесты.
Со слов специалиста, человек с устойчивой психикой, любящий туда ходить, подсаживается на адреналиновую зависимость, которая не сильно отличается от любой другой:
С каждым прохождением подобного испытания повышается порог чувствительности — игроку требуется все больше страха, чтобы получить удовольствие. Ужасы и хоррор-квесты нравятся тем, кто испытывает проблемы с выражением эмоций, поэтому мода на это совершенно точно не пройдет,
— объясняет психолог.
Виктория отметила, что такие испытания нередко заканчиваются травмами. И дело не только в том, что в темноте можно оступиться. В экстремальных условиях наш организм может вести себя непредсказуемо.
Инфаркт, нарушение мозгового кровообращения, приступ эпилепсии — все это действительно может произойти с человеком в качестве ответа на острый стресс. Пагубно могут сказаться подобные квест-румы и на психическом состоянии, особенно если в лабиринты страха решили заглянуть дети. Если говорить про уровень ощущений, то ребенок может пережить околошоковое состояние, что однозначно отразится на его психике. Негативно квесты могут сказаться на людях с повышенной тревожностью, синдромом навязчивого состояния. Игроки, кстати, по-настоящему кричат от страха, в этом виноват наш мозг, воспринимающий созданную картинку за реальность,
— отмечает психолог.
Где граница между шоу и безопасностью?
Организаторы в своих постах подчеркивают, что делают ставку на реалистичность. Иногда желание зарядиться адреналином заканчивается и вовсе трагично. В некоторых случаях участники выходят с синяками и в испорченной одежде, а бывает, что и не выходят совсем. Так, несколько месяцев назад в Махачкале из-за неосторожности аниматора, который использовал бензин для трюка, в квест-комнате погибли два человека. Девушки не смогли выбраться и сгорели заживо. Владельца задержали. Теперь ему грозит суровое наказание.
Как пояснили в пресс-службе УМВД РФ по Краснодару, статьей 238 УК РФ предусмотрено наказание за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В случае если такое нарушение повлекло тяжелый вред здоровью либо смерть человека, наказание — до 10 лет лишения свободы. Менее тяжкие телесные повреждения, причиненные по неосторожности, к которым будут относиться, например, перелом фаланги пальца, при наличии соответствующего заявления станут основанием для возбуждения уголовного дела.
В игре нельзя применять к участникам силу, использовать огонь, химические вещества, электрошокеры и другие виды оружия. В помещении должна быть вентиляция, пожарная сигнализация. И главное — пути отхода в случае внештатной ситуации,
— рассказал представитель ведомства.
Как это ни печально, такие нарушения стали массовыми. Так, в августе при проведении прокурорской ревизии в Краснодаре из 16 заведений у 12 отсутствовала система пожарной безопасности в самих игровых комнатах. После проверки прокуратура подала иск в суд о прекращении работы нескольких квест-комнат. Такие меры являются предупреждением возможных трагедий.
В Краснодаре уже были плачевные случаи. К примеру, в 2017 году 22-летний парень едва не лишился руки. Во время игры актер случайно задел его циркулярной пилой. Из свежей статистики: по сообщению УМВД Краснодара, 1 августа этого года поступило сообщение из медучреждения о том, что в квест-студии пострадала 16-летняя девушка, жительница Красноармейского района, она получила вывих надколенного сустава.
Неоднозначная история
Общение с участниками подобных игр приводит к мысли, что в некоторых случаях они были слишком близки к беде. Так, своим опытом участия в жутком квесте поделилась краснодарка, которая на тот момент училась в 11-м классе.
Я в компании друзей пришла на квест «Цирк». Пытались найти ключ. Вдруг, как черт из табакерки, выскочил актер и начал щелкать перед лицом электрошокером. Я перепугалась, бросилась вперед и напоролась лицом на зеркало, которое от удара разлетелось вдребезги. Сейчас понимаю, что мне повезло, отделалась испугом,
— рассказала Екатерина.
А вот что рассказала другая участница шоу:
Было все реалистично, я очень испугалась. Страх так сковал мое тело, что между комнатами я перемещалась на четвереньках. Был контактный квест, и на руках синяки остались. Я получила эмоции, за которыми шла. Но синяки — это уже лишнее,
— считает Полина.
Во время подготовки материала очень хотелось пообщаться с организаторами игр, но от беседы они отказались.
Я не отговариваю любителей острых ощущений посещать подобные заведения. Но сегодня эта индустрия не имеет четкого свода правил и нормативов. Организаторы руководствуются общими нормами по охране труда, СанПиНа и пожарной безопасности, платят налоги по упрощенной системе. По сути, в плане организации они почти ничем не отличаются от мелкого продуктового магазина. Поэтому совет только один: не выбирайте заведения сомнительного характера (заброшенные строительные площадки или старые и ветхие «заброшки»), чтобы игра закончилась хеппи-эндом.
Ранее «КИ» писали, почему мы хандрим осенью и что с этим делать.