«Обломок бутылки, заменявший чернильницу»
В начале XIX века на Кубани делались лишь первые шаги к светскому образованию. «Учили по азбуке, часослову, псалтыри, использовали и произведения устного народного творчества — через школу приходского дьяка, где робкое детское перо погружалось в обломок бутылки, заменяющий чернильницу». Грамотного человека на Кубани называли «письменным», а пишущим с крючками и без препинаний — «бумажным».
При одновременном обучении нескольких детей создавалась небольшая школа. В 1803 году в Екатеринодаре появилась первая школа, преобразованная через три года в уездное училище, а в 1820 году в городе была открыта Кубанская войсковая гимназия, директором которой был назначен войсковой протоиерей Кирилл Россинский.
Россинский был личностью незаурядной, с разносторонними интересами: много читал, писал стихи и даже слыл искусным врачом. Именно по его предложению был создан войсковой певческий хор — прообраз Кубанского казачьего хора.
В уездном училище преподавались: грамматика, основы геометрии и естественных наук, география, история, а также «наставление в должностях человека и гражданина». Став директором гимназии, Россинский собирает большую библиотеку, открывает кабинет минералогии, археологический музей.
И хотя предназначалась гимназия для детей войскового сословия, но на средства города при ней были открыты «параллельные классы», где могли учиться выдержавшие экзамены и способные платить за учебу дети горожан, к казакам не принадлежащие.
40 тысяч рублей — на содержание училища и пансиона
2 октября 1880 года в Екатеринодаре торжественно открылось Кубанское Александровское реальное училище, являвшееся одним из центров культуры и просветительства на Кубани. Продолжительное время единственным средним заведением Кубанской области являлась войсковая гимназия, которая была уже не в состоянии обучать всех желающих почти девятисоттысячного региона. И тогда по инициативе наказного атамана ККВ, начальника области Николая Кармалина, создают два реальных училища — в Екатеринодаре и Ейске. В отличие от классических гимназий программа реальных училищ не требовала знаний древних языков, зато в них обучали физике, математике, естествознанию. Выпускники реальных училищ имели больше шансов приобрести востребованные специальности, поступить в технические вузы, чем гимназисты.
Очень скоро Кубанское Александровское реальное училище (КАРУ) становится лучшим среди средних заведений Кавказского округа, в том числе и из-за большого денежного довольствия: на содержание училища и пансиона ежегодно расходовалось около 40 тысяч рублей. У учебного заведения была возможность нанимать в преподаватели выпускников Петербургского, Московского, Харьковского университетов, Строгановского рисовального училища, большое внимание уделялось хоровому пению, танцам и гимнастике.
Первые десять лет училище располагалось в частном доме, и лишь в октябре 1891 года Александровское реальное училище переехало в здание на Красной (между Соборной и Гимназической). В этом же году при нем создают метеорологическую станцию: ее бюллетени со сводками погоды регулярно печатают местные газеты. В училище открыли курсы по черчению и рисованию для взрослых, детский горный клуб. Каждый ученик вел тетрадь «Что я читал». Регулярно проводились чтения о покорении Кавказа — «Герои Кавказской войны». В обязанность классных наставников входил присмотр за воспитанниками не только в стенах учебного заведения, но и за его пределами, выявленные провинности записывались в штрафной журнал.
Для александровцев было четко определено число посещений театров, время прогулок по улицам и паркам. В училище царил дух товарищества, уважения к старшим и преподавателям, ценились нравственность и честь.
На месте Александровского — здание краевой администрации
Среди учащейся молодежи Екатеринодара александровцы выделялись своей дисциплинированностью, аккуратностью, удобной и красивой формой. Однако и требования к поступающим в столь престижное учебное заведение были довольно высоки. При поступлении в первый класс ученик должен был знать основные православные молитвы, правила русского языка, уметь бегло читать и решать задачи со всеми арифметическими действиями, знать наизусть несколько басен и стихотворений. А родители или опекуны должны были письменно взять на себя обязательства снабжать свои чада всеми пособиями, одевать их по форме и своевременно вносить плату за обучение.
В начале века Кубанское Александровское реальное училище являлось образцово-показательным средним учебным заведением: в нем применялись новые методики преподавания, собрались квалифицированные педагогические кадры. Училище становится ведущим учебным заведением Кубани, сочетая в учебно-воспитательном процессе как гуманитарное, так и техническое образование.
При советской власти в его стенах располагались военная школа 22-й стрелковой дивизии, учебные заведения Адыгейской автономной области, а с 1938 года — институт иностранных языков. В начале войны училище отдали под госпиталь, потом оно было разрушено. После войны на этом месте решено было построить Дом советов, отодвинув его вглубь квартала. От прежних времен здесь остались лишь памятники природы: два платана, которые росли еще во дворе училища… Сегодня на месте бывшего Александровского училища стоит здание администрации Краснодарского края.
Здесь учили на попадей
Согласитесь, здание на Седина, 4 — одно из самых красивых в краевом центре. Сегодня в нем расположился Кубанский медицинский университет, а когда-то это было епархиальное училище. В нем училась моя прабабушка — Лариса Ивановна Сирота, дочка дьякона Введенской церкви станицы Пашковской.
Любимыми ее рассказами в нашем детстве были про приезд царя (в 1914 году, разочаровавшего девиц своим не царским обличьем), про удивительных красавиц, живших в Екатеринодаре — куда там нынешним, про то, как строго следили за чистотой городовые, и какие чудесные туфельки продавались в армянских лавках. У Бабы Лары был мелкий бисерный почерк, а полученного в епархиальном училище образования ей вполне хватило, чтобы до пенсии успешно проработать в советской школе учителем начальных классов. И многие годы спустя она получала поздравительные открытки от благодарных учеников, написанные такой же бисерной вязью.
Здание училища, построенное в 1901 году по проекту екатеринодарского архитектора Василия Филиппова, «по величине своей и архитектурной красоте» газеты назвали лучшим в городе. Несмотря на религиозное предназначение, в нем разнообразно использовались научные достижения того времени. Например, на уровне третьего этажа помещался крест-витраж, поддерживавший икону Казанской Божьей Матери. С наступлением темноты крест освещался фокусированным светом электрических лампочек. Эффектное зрелище можно было наблюдать и с Крепостной площади, и даже из Городского сада…
Отбор в училище нельзя сказать, что был строгий, однако все же существовал. Принимались на обучение только девочки, которые отучились не менее трех классов в церковно-приходской школе. В училище же обучение проходило в течение восьми лет, при этом ученицы находились на полном пансионе. Обучение не было бесплатным. В год родителям учениц приходилось платить 352 рубля. Но были исключения для детей священнослужителей: они платили 177 рублей. Когда девочки оканчивали полный курс обучения, они получали звание учителя и могли преподавать уже сами в училище, но только до 5-го класса.
И на рояле, и в огороде
В октябре 1863 года в Екатеринодаре было открыто специальное женское училище (Кубанское Мариинское женское училище). Подробнее о жизни и быте институток можно почитать здесь.
Условия существования Кубанского Мариинского были крайне непростыми. С самого начала оно столкнулось с многочисленными трудностями. Сложно происходил набор воспитанниц: казачество неохотно отдавало своих дочерей на воспитание в чужие руки, подобный способ обучения девочек еще был непривычен для многих.
В 1880-х годах начался новый этап преобразования Кубанского Мариинского училища. В нем усложнилась учебная программа, открылись параллельные классы из-за увеличения числа воспитанниц. Местное население поддерживало свое училище, учреждая в нем стипендии для беднейших питомиц. Важнейшим итогом работы училища, которым можно было гордиться, стало то, что «уже первые выпуски училища стали выделять из себя значительный процент учительниц в станичные школы области».
В 1909 году (строительство было начато в 1906 году) Мариинский институт был переведен в новое, специально построенное здание по проекту архитектора Косякина.
Новое здание женского института в Екатеринодаре соответствовало современным требованиям эпохи: оно имело собственную электрическую станцию, центральное паровое отопление и механическую прачечную. При институте, как заведено, разбили сад в четыре десятины. Воспитанницы института участвовали в театральных постановках, в описи имущества института значатся декорации («лес, улица»), кулисы, различные костюмы.
Более 70 воспитанниц обучали музыке, для этого институт располагал пятью роялями и четырьмя пианино, начальство выхлопотало разрешение купить еще два. После Октябрьской революции институт был закрыт. В 1920-е годы в нем размещалась партийная школа. Затем бывшее здание Мариинского женского института заняло военное училище, в настоящее время в нем находится Краснодарское военное училище им. генерала Штеменко.