Есть что-то особенное в возможности прикоснуться к истории, правда? Музей ретроавтомобилей — это не просто коллекция старых машин, а настоящий портал в прошлое, где каждый экспонат рассказывает свою уникальную историю. В нем время будто замедляет бег, позволяя нам окунуться в совершенно другую эпоху, где автомобили были не просто средством передвижения, но и символом элегантности.

Раритетные представители Советского Союза

В музее пять просторных помещений. Посетителям доступен бесплатный демонстрационный зал, в остальные возможно попасть только с экскурсоводом. В первом зале представлены шедевры советского автопрома. Что меня больше всего впечатлило? Идеальное состояние автомобилей. А поразило то, что в любой из них можно сесть, завести мотор и поехать — они все на ходу. Как это возможно, даже представить не могу, но это правда.

Основатель музея — бывший авто-слесарь Артуш Бабаджанян — скромно демонстрирует  свою любовь к ретроавтомобилям, которая стала основной для крупной коллекции советской эпохи.

По его словам, некоторые из шедевров даже выезжают в город: например, впечатляющая огромная «Катюша» каждое 9 мая отправляется курсировать по Краснодару. Появилась в коллекции она три года назад, и с того момента ни разу не пропустила этот торжественный выезд. Вообще, главная идея, заключенная в коллекции, — показать, что автомобиль может стать не только средством передвижения, но и арт-объектом, представляющим художественную ценность.  А первый зал — это лишь  предисловие и зачин всей истории. Во втором зале, в свою очередь, находятся более редкие экспонаты, например, автомобили Иосифа Сталина и Владимира Путина.

За одной непримечательной дверью прячется настоящий портал в прошлое — все шедевры дизайна и инженерной мысли давних лет уютно разместились в едином пространстве. В эту дверь мы и вошли. Это закрытый зал, где фото- и видеосъемка запрещена. Наверное, чтобы сохранить интригу.

Поверьте, даже если вы не любитель автомобилей, этот музей вас точно впечатлит. Экспозиция полностью аутентичных ретроавто действительно захватывает дух. Даже не верится, что в нашем городе есть такое удивительное место, где их концентрация просто зашкаливает. В музее собрана уникальная коллекция автомобилей, которые когда-то являлись символом эпохи. Каждая машина — это история, которую она хранит в своих блестящих хромированных деталях, в потертом кожаном салоне и духе времени.

Хотите услышать музыку 200-летней давности?

Внутри музей выдержан в едином, но абсолютно неповторимом стиле: развешаны плакаты тех времен, старые газеты, предметы. В одном из залов мы заметили проигрыватель, который больше похож на музыкальную шкатулку, но с металлическим тонким диском. «Хотите услышать музыку 200-летней давности?» — спросили у нас. «Конечно хотим!» — ответили мы. И нам ее включили. Честно, я чуть не расплакалась: я большой любитель истории и предметов, в которых запечатлены отголоски прошлого. А здесь мы буквально слышали ту же музыку, что звучала 200 лет назад. Хотелось бы передать им весточку — мало ли, вдруг услышат. Может быть, под нее кружились в вальсе молодые влюбленные. Удивительно ли это? Еще как.

Все залы наполнены историческими автомобилями. Вот на этой модели любил ездить Майкл Джексон, чуть дальше разместилась гангстерская машина Аль Капоне (а внутри спряталась его оригинальная шляпа). Каждая из машин проехала до 5000 километров. Самый маленький пробег, равный 20 км, у модели ЗАЗ-968.

Во втором зале также представлен «ушастик» Запорожского завода выпуска 1977 года, пробег которого составляет 1400 км, на нем в свое время ездил Владимир Путин. Это был его первый личный автомобиль. Рядом располагается модель «Packard 120» 1936 года, на котором ездил Иосиф Сталин.

Последний зал удивит посетителей наиболее старым экспонатом: автомобилем выпуска 1908 года компании Генри Форда. В одном из них также расположен сталинский уголок с личными вещами правителя, привезенными из его резиденции в Абхазии: часы, календарь 1941 года, трубка и рабочий телефон. На протяжении экскурсии гости смогут увидеть  первые в России водительские права образца 1930 года, трудовые книжки, аттестаты, личные дела хулиганов, письма с фронта, и бумаги, насчитывающие более 100 лет.

Я уверена, что подобного музея больше нет нигде. Думаю, даже во всем мире. Когда стоишь посреди бесчисленного количества машин, складывается впечатление, что эту коллекцию собирало не меньше шести поколений. Но это не так — ее создал один человек, с огромной любовью относящийся к своему делу. Он захотел запечатлеть после себя историю, передать ее своим детям. А еще — дать возможность посетителям музея погрузиться в прошлое, прикоснуться к истории. Все автомобили в таком идеальном состоянии, что создается ощущение, будто каждый из них — особенный ребенок для владельца.

Чудеса реставрации

По словам основателя, все машины находятся «в рабочем состоянии». Он же занимается их реставрацией: «Если ты не мастер, то не сможешь такое собрать», — считает владелец коллекции. Его целью является доведение своих «монстров» до идеала. Многие машины будто приехали из культовых советских кинокартин, например, «моргуновка» из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». «Горбатый запорожец», приобретенный в 1990 году, стал первым артефактом в коллекции Бабаджаняна.

Уйти из этого зала можно, лишь соблазнившись шансом увидеть место, где реставрируют технику. В специальной мастерской, совсем рядом с музеем, автомобили восстанавливают, красят и доводят до идеального состояния. Нам посчастливилось увидеть процесс собственными глазами: реставрировали старенький черный автомобиль. Внутри сняли кресла, обнажили моторный отсек, чтобы привести машину в порядок. Чуть позже ее покрасят, вставят оригинальные диски и отправят на показ в музей, к остальной удивительной коллекции.

Сама реставрация включает в себя несколько этапов:

  • Оценивают состояние кузова, в частности, количество ржавчины и предыдущих ремонтов. Затем осматривают техническую сторону машины, чтобы определить объем работы и количество запчастей, которые могут понадобиться.
  • Разборка автомобиля. Машина разбирается до состояния голого кузова на колесах и отправляется в чистку, где кузов очищают от прежней краски, грязи и ржавчины.
  • Сварочные работы. Кузов попадает в сварочную зону, где удаляются все старые разрушенные детали и привариваются новые элементы узлов, устраняются зазоры в стыковочных швах. 
  • Подготовка к покраске. Машину готовят к покраске: с кузова снимают подвески и отправляют на реставрацию, к этому еще добавляют антикоррозийную обработку днища. 
  • Реставрация других элементов. Производится реставрация двигателя, коробки передач, рулевой и тормозной системы, а также салона.