Первый и единственный медиацентр в ЮФО, открывшийся 15 апреля 2024 года, располагается в здании культурного наследия на углу улиц Красноармейской и Гоголя.
Открыт для юнкоров и мэтров
— Анна Владимировна, Домжур в широком смысле слова, по вашему собственному выражению, это место силы и дружбы для медийщиков всех уровней и возрастов. Хотелось бы конкретизировать этот момент: я — молодой журналист, как и в чем именно площадка может объединить меня с мэтрами кубанской журналистики?
— Прежде всего это мастер-классы и воркшопы, которые специалисты медиасообщества проводят для начинающих коллег в наших стенах. Обмен идеями, наработками, рассказ о собственных журналистских удачах и даже неудачах (отрицательный опыт, как известно, тоже опыт). В этом и состоит процесс взаимодействия поколений.
— В работе Домжура несколько направлений, среди них образование, коворкинг-зона и комьюнити. Что подразумевается под каждым из них?
— К образовательному направлению относятся встречи с известными спикерами. Так, у нас в гостях уже побывали министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев, директор департамента финансов администрации Краснодара Александр Чулков. Яркий пример мероприятия фестивально-досуговой направленности — Ночь музеев. Мы старались продемонстрировать максимум своих возможностей. Коллеги из СМИ продумали локации, на которых вели лекции и знакомили гостей с орудиями журналистского труда: старыми камерами, телетайпами, печатными машинками.
Коворкинг-зона сейчас в стадии оформления. Журналисты смогут приходить сюда, чтобы проводить и расшифровывать интервью, писать статьи. Проводим и показы различных экспозиций: задействуем для них, как правило, не только выставочные залы, но и холл. Помещение у нас красивое, просторное, светлое, люди должны наслаждаться им, а не толпиться в тесноте.
Мало кто знает, но есть и внутренний двор, и на него у нас большие планы. Проектор, стулья — и вуаля! — показ местных кинолент под открытым небом. Остались в здании и необорудованные места, к примеру, пустой закуток в холле. Хотим его одомашнить, чтобы проводить планерки, интервью, встречи. Уже готов дизайн-проект, осталось реализовать.
— Первую пару месяцев вы работали на узнаваемость и имя. Была какая-то пиар-стратегия? В чем сложности периода раскачки? Какие сейчас видите плоды, иными словами, отклики медиасообщества и других сфер?
— Главная сложность состояла в том, что у нас был новый, до конца не сформированный коллектив. Кроме того, не все творческие люди обладают организаторскими способностями. Предстояло полностью продумать мероприятие и реализовать его — от идеи до пострелизов. При этом сделать интересно.
Заявить о себе, пригласить максимум людей — наша первостепенная задача. Да, среди коллег сперва наблюдался скепсис, но сейчас ситуация изменилась: мне звонят, интересуются вакансиями, смотрят нашу афишу. Обратная связь налицо, к этому мы и стремились.
Запрос на образовательное направление
— Домжур — абсолютно новый проект, нет возможности подсмотреть что-то, перенять опыт. Где черпаете идеи, вдохновение?
— Внутри себя. Поначалу даже не ожидала, что будет настолько интересно. До этого я работала директором департамента информационной политики администрации города, груз ответственности и обязательств на этой должности не позволяли проявить творческие навыки. Год я находилась в декрете, было время все обдумать, в том числе и то, чем заниматься дальше, — ушла в эдакую интеллектуальную кому. Возвращаться в мэрию, будучи матерью двоих детей, сложно: пострадала бы либо семья, либо работа, а мне этого не хотелось. Когда предложили возглавить Домжур, согласилась не раздумывая. Так всегда бывает: закрываешь одну дверь — открывается другая.
Я долго изучала, какие мероприятия проходят для журналистов, какие форматы сейчас востребованы. Также узнала много нового для себя на форуме кубанской журналистики в Сочи. Общалась с коллегами, спрашивала, что могло бы их заинтересовать. В общем, пропускала все это через себя и упаковывала.
— За 2,5 месяца работы медиацентра у вас сложилась картина предпочтений аудитории. Что привлекает ее, а что нет? Успели на основе этого внести какие-то корректировки в деятельность?
— Да, стало очевидно, что есть запрос на образовательное направление — совершенствовать свои навыки интересно всем и каждому. Кроме того, заметила, что журналистам не хватает площадки для общения и взаимодействия, проведения неформальных встреч с коллегами. А-ля квартирник, чтобы обсуждать последние новости не шепотом на галерке официального мероприятия, а смотреть друг другу в глаза, болтать и громко смеяться.
— Стартовый период, как правило, вызывает особый интерес у аудитории. Но эффект новизны так или иначе пропадает. Как планируете вовлекать все большее количество людей в деятельность пространства?
— Наше основное правило — не частить. В первое время мы выкладывались по полной программе: проводили по два мероприятия в неделю. Но это перебор. Избыток вкуса убивает вкус, как известно. Делаем упор на качество.
«В эти стены даже гвоздик не вобьешь»
— Дом журналистики расположен в отреставрированном здании культурного наследия. Налагает ли место какую-то ответственность за сохранение исторической памяти?
— Еще какую! В эти стены даже гвоздик не вобьешь. Вообще, управление хозяйством — это то, с чем я в своей деятельности еще не сталкивалась. Обеспечить работоспособность котельной, обслуживание пожарной системы, видеокамер — что-то новое. Но, разумеется, работать в таком здании — большая честь для нас, мы его бережем.
— В своей работе вы обращаетесь как к истории, например, презентуете экспозиции, посвященные журналистике военных лет, так и создаете современную площадку масс-медиа — проводите хакатоны, воркшопы, деловые игры. Как удается балансировать?
— Легко. Когда занимаешься одним и тем же — устаешь, а со сменой деятельности ощущаешь приток вдохновения, мыслей. Стагнация, на мой взгляд, самый худший вариант.
— Есть какие-то рамки в рассмотрении тем? От дебатов на тему «Как СВО поменяла отношение к казачеству» до беседы о грамотной подаче в СМИ темы финансов?
— Мы все еще ищем тот путь самурая, по которому пойдем, оттого и такая палитра тем. Что касается рамок, то профессия журналиста полна творчества, а оно не знает границ.
«Стараемся не дублировать деятельность СЖ Кубани»
— Нет ли ощущения, что Домжур отнимает некую часть полномочий у Союза журналистов Кубани?
— Мы плотно и успешно взаимодействуем. СЖ передал нам для выставки работы военного корреспондента Бориса Максудова, погибшего при съемке репортажа в зоне СВО, мы же предоставляем залы для проведения мероприятий. Стараемся не дублировать деятельность друг друга, не переманивать на свою сторону аудиторию, а, наоборот, помогать, восполнять то, чего не хватает.
— Расскажите про свою команду.
— Мой заместитель — Юрий Ковельский, мы давно работаем вместе. Талантливые девушки: фотограф и видео-граф — Евгения Вельможко, дизайнер — Светлана Воронцова (многие спрашивают, у кого мы заказывали логотип, брендбуки, — так это все она). Организатор мероприятий — ваш бывший коллега Максим Куликов. Есть финансовый, юридический и хозяйственный блок, поскольку Домжур — учреждение казенное и надо обеспечивать его работоспособность. Всего 29 штатных сотрудников. Но сердце медиацентра — творческий отдел.
— Как пополняется музейная коллекция Домжура? В центре расположены два зала выставочной галереи. Что, в частности, стало поводом для участия в Ночи музеев?
— Некоторые экспонаты нам предоставили во временное пользование коллеги из ГТРК «Кубань» (в телекомпании есть собственный музей). Для выставки работ фронтового фотокорреспондента Александра Галаганова получили сканы снимков из архивов музея имени Е.Д. Фелицына. Еще недавно кубанские казаки-эмигранты, проживающие в Америке, передали нам интересные экспонаты, в числе которых журналы 1992 и 1996 годов под названием «Усадьба и дача», выпущенные издательским домом «Краснодарские известия».
«Нескончаемый процесс обновления»
— В здании располагается старинная чугунная лестница, а из вашего кабинета можно выйти на один из самых красивых балконов города. Нет ли в планах проведения в этих локациях, к примеру, свадебных фотосессий?
— Нет, эту красоту мы направим в полезное русло. Лестницу задействуем в проведении мероприятий: например, в Ночь музеев организовали ее подсветку. О балконе: помимо центрального есть еще один. В кабинете, к которому он примыкает, планируем сделать лекторий, фото- и видеолабораторию. В такой локации легче творить.
— Как вы считаете, можно ли создать на базе Дома журналистики некий клуб, возможно, закрытый, главных редакторов региональных медиа? Иными словами, место, где руководители СМИ, медиаменеджеры, сильные журналисты могли бы обсуждать острые проблемы, вести полемику и т.д.
— Не можно, а нужно! Обсуждать проблемы очень важно, это движок для изменений в отрасли.
— Каким видите Домжур через пять лет?
— Полным гостей, включая и мэтров медиасообщества, и юнкоров, все вокруг бурлит идеями и их воплощением. Домжур — отправная точка для крутых проектов. Возможно, даже творческая мастерская для производства медиаконтента.
— Опишите Домжур тремя словами.
— Свободный, креативный, основательный.
— Нет ли у вас страха осознать через год-два, что Домжур не вызывает былого интереса у аудитории?
— Такого страха нет, ведь журналистское сообщество очень большое, в него постоянно приходят молодые коллеги со своими запросами и идеями. Это нескончаемый процесс обновления. Главное — идти в ногу со временем, выдерживать темп, а иногда и задавать его.
— Домжур — детище губернатора Кубани Вениамина Кондратьева. Он поддержал замысел создания центра, а также обеспечил финансовую составляющую реставрации самого здания. Если завтра он пригласит вас к себе на прием и попросит назвать самый удачный проект из тех, которые вы уже успели сделать, и обозначить самые крутые планы, реализуемые до конца этого года, что вы озвучите?
— Пожалуй, самый удачный — Ночь музеев. Мы получили огромный отклик коллег и гостей. Горжусь также нашей фотовыставкой «Журналистика на фронте». Представленные на ней работы тяжелы для восприятия, но их должен увидеть каждый.
В планах два мегапроекта: конкурс PR-проектов и Фестиваль документального кино. Фестиваль — история долгоиграющая и затратная, Домжур в одиночку это вряд ли потянет. Наша цель — до конца года выиграть грант на реализацию.
Реклама. 12+