Разбираемся, откуда растут ноги у этого явления, и как уберечь детей от негативного влияния незнакомцев в интернете.
Если хочешь дружить, то…
Недавно в полицию Белоглинского района Краснодарского края поступило сообщение о жестоком обращении с животным. Гражданин наткнулся в интернете на видео, где девочка убивает котенка ножом. В результате проверки выяснилось, что 14-летняя особа зарезала безобидное животное, потому что так приказала ее интернет-подруга в знак доказательства преданности. В настоящее время полиция выясняет все детали случившегося, после чего будет принято соответствующее решение в рамках закона.
Но это далеко не первый случай проявления живодерства от детей в последнее время. В Музыкальном микрорайоне Краснодара пару месяцев назад мальчик регулярно издевался над своей собакой. Один из таких «разов» засняла камера видеонаблюдения: школьник агрессивно бил пса ногами и поводком. Вопрос, откуда у ребенка столько злости, — от родителей или из интернета — остается открытым.
Но проблема явно существует. Лига безопасного интернета во главе с Екатериной Мизулиной уже несколько раз содействовали удалению телеграм-аккаунтов детей, которые снимали зверства на камеру ради просмотров и лайков.
А где эмпатия?
Психолог краевого Центра общественного здоровья и медпрофилактики Ирина Бабкина рассказала о возможных причинах такого жестокого поведения у детей, в том числе у девочек-подростков.
Прежде всего, стоит отметить, что девочки в 14 лет более агрессивны, чем мальчики, так как гормональный фон у них в этот период очень неустойчивый. Очень важным является психоэмоциональная обстановка в семье. Почему для девочки именно такой ценой нужно было заслужить дружбу? Следующий важный момент — отсутствие эмпатии,
— сказал она.
По словам специалиста, эмпатия значит сочувствие, понимание того, что чувствует другой человек, или сострадание к животному. В настоящее время в обществе, а особенно среди подростков, прослеживается отсутствие сострадания. И значимой причиной этому является большое количество времени, проводимого в интернете. У детей безграничный доступ к материалам с различными проявлениями агрессии и насилия. Подросток постоянно находится в виртуальном, «неживом» пространстве. Например, в игре ты убил героя, а он ожил и перешел на следующий уровень. Это формирует непонимание того, что в реальной жизни гибель живого существа необратима, и любое насилие может привести к трагедии. В результате происходит трансформация сознания.
Эмпат формируется посредством общих воспитательных вопросов в семье, в школе. Важно, чтобы вся государственная система работала на развитие эмпатии, сострадания, что у нас в дефиците. Отсюда и формируется эта жестокость,
— подчеркнула Ирина Бабкина.
По словам психолога, в настоящее время многие родители проявляют гиперопеку или избыточное потакание своим детям. Например, трудоголики часто пытаются компенсировать свое отсутствие, выполняя любые желания ребенка. При этом в семье отсутствуют элементы сочувствия, понимания и душевных бесед. Существуют определенные поведенческие установки, формирующиеся с раннего возраста. К ним относятся простые вещи, такие как «поделись конфеткой с братом» или «давай заведем кошечку, о которой ты будешь заботиться и любить ее». Эти уроки важны с самого раннего возраста, так как они помогают детям осознавать важность заботы о других, будь то соседи, сверстники или животные. Особенно это актуально в семьях, где присутствует грубое или жестокое поведение родителей.
Отметим, что если родители замечают проявления жестокости у своего ребенка, им рекомендуется обратиться за консультацией к психологу, а порой и к психиатру.
Игры ни при чем
А вот детский психолог Анна Бзыкова считает, что игры никак не могут повлиять на сознание ребенка, если у него нет психического отклонения, при котором он бы путал виртуальный мир с реальностью. Существует множество исследований, которые доказывают, что компьютерные игры не создают то напряжение, после которого у ребенка появляется тяга к насилию.
По идее, человек лет так с трех начинает понимать, где реальность, а где нет. А если подросток путает эти понятия, значит это уже психическое заболевание. Поэтому компьютерные игры, аниме, наоборот, снижают агрессию,
— рассказала Анна Бзыкова во время пресс-конференции регионального ГУ МВД России по обеспечению комплексной детской безопасности в Краснодарском крае.
В качестве примера Анна привела популярный фильм из своего детства — «Неуловимые мстители». Картина концептуально не отличается от аниме, где подростки 13-14 лет совершают поступки, за которые в современном обществе могут понести серьезные последствия. В то же время после просмотра этого фильма дети выходили на улицу и играли в казаков-разбойников, что также отражает дух той эпохи.
Психолог добавила, что специалисты, занимающиеся системой профилактики, иногда упускают из виду суть проблемы. Она подчеркнула, что речь идет о подростковом кризисе, который включает серьезные изменения и переход от роли ребенка к роли взрослого. По ее словам, действия и меры, предлагаемые взрослыми, часто не учитывают основы подросткового кризиса, который имеет свои фазы: начальную, хроническую и острую, включая фазу разрушения прежнего «я» подростка и создание нового внутреннего мира и образа себя в контексте взрослой жизни.
Анна также указала на то, что если не дать возможности реализоваться биологическому, психологическому и социальному компонентам, то это может привести к завершению подросткового возраста с последствиями, которые психологи называют путаницей ролей, неблагополучием или нарушением идентификации. Таким образом, речь идет о тех самых трудных подростках.
Сейчас сенсорные телефоны с доступом в интернет есть практически у каждого первоклассника. Очень важно грамотно контролировать информационное поле, которое будет вокруг него. Родители должны следить за тем, какие приложения и сайты использует ребенок, а также обсуждать с ним контент, который он встречает в инфополе. Это поможет развить критическое мышление и научить ребенка различать безопасную и опасную информацию. Кроме того, совместные обсуждения помогут укрепить доверие между родителями и детьми, создавая пространство для открытых разговоров о том, что происходит в их жизни онлайн.