Эпоха цифровизации и ИТ-технологий дает не только преимущества и облегчает жизнь в бытовом плане, но и остро поставила вопрос о сохранности персональной информации. Сегодня каждый человек — это потенциальная жертва мошенников и спамеров.
Статистика растет как на дрожжах
По словам руководителя агентства «Вебер», начальника управления социологии АНО «Диалог» Елены Удаловой, абсолютное большинство россиян (88%) сталкивались когда-либо с телефонными обманами, разводом на деньги, но жертвами становился лишь 21% граждан.
Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников,
— сообщила Удалова.
Кажется, что цифры в процентах не слишком ужасающие, однако статистика с каждым годом продолжает только расти. Например, в Краснодаре по итогам 2023 года было зарегистрировано 7 589 фактов мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации. Это на 1 048 фактов больше, чем в 2022 году. Такими данными с «КИ» поделился официальный представитель УМВД России по Краснодару Артем Коноваленко.
Согласно практике предыдущих лет, всегда наблюдался рост мошенничества в этой сфере. 4-5 лет назад было зарегистрировано всего около 3 тыс. подобных случаев. На протяжении последних пяти лет ежегодно показатели растут на 500-1000 обращений по факту мошенничества. Преступления, которые совершили с использованием информационно-коммуникационных технологий на территории города, составляют 40% от общего количества правонарушений за 2023 год,
— прокомментировал Коноваленко.
«Здравствуйте. У вас задолженность перед банком»
Социологическое агентство «Вебер» — проект АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» по исследованию общественного мнения с использованием современных онлайн-инструментов — поделилось опытом россиян о случаях телефонных атак. И топ-3 самых распространенных звонков от мошенников — это якобы от службы безопасности банка (69%), «сотрудников» правоохранительных органов и государства (65%), а также сообщения о попавшем в беду родственнике с просьбой о помощи (21%).
В пресс-службе УМВД России по Краснодару подтвердили, что телефонные мошенники на сегодняшний день обычно представляются сотрудниками правоохранительных органов и банковских учреждений, используя подменные номера, которые совпадают с официальными контактами организаций. Гражданину предлагают защитить свои сбережения, но при этом происходит попытка оформить финансовое обязательство или опустошить счета.
Краснодарцам время от времени поступают подобные звонки. Казалось бы, на уловки злоумышленников ведутся преимущественно люди старшего поколения, однако продвинутая молодежь тоже может попасться на крючок.
Марк Жидов, 19 лет, повар:
Пару лет назад я чуть не стал жертвой телефонных мошенников. Позвонила женщина якобы из банка, услугами которого я пользуюсь, назвала ФИО. Сказала, что у меня есть задолженность, и стала говорить информацию о моем счете. Я почему-то сразу повелся и стал вести диалог, чуть не отдал все деньги. Она хотела, чтобы я зашел в приложение мобильного банка, нажал на какую-то кнопку, которой у меня не было. Потом я сбросил звонок, а настойчивая женщина перезвонила. И тут я прозрел — сразу пошел в ближайшее отделение банка, где мне сказали, что никакой задолженности нет, это были мошенники.
Представители старшего поколения уже знают подобные схемы и сбрасывают звонки через пару минут разговора.
Вячеслав Пухальский, 60 лет, водитель грузового транспорта:
Меня неоднократно беспокоили звонками якобы из полиции и ФСБ. Мужчины представлялись то майорами, то капитанами, называли мое ФИО и выдуманную проблему, например утечка личных данных, которой кто-то воспользовался и пытался оформить кредит. Но я даже не пытаюсь вести диалог, когда слышу подобную чушь, просто кладу трубку. В черный список не вношу, потому что они, как правило, не перезванивают.
Как сообщил «Вебер», 81% россиян действительно не продолжают разговор, если начинают подозревать, что орудуют мошенники. Еще у 57% граждан хотя бы раз получалось разоблачить злоумышленников в ходе звонка.
Черный список — не панацея
Однако активно атакуют не только мошенники, но и спамеры, от которых, правда, вреда меньше. Например, 87% респондентов регулярно сталкиваются с подобными сообщениями и звонками: 38% — почти ежедневно, 32% — один или несколько раз в неделю, 17% — один или несколько раз в месяц.
Чаще всего россиянам названивают и навязывают свои услуги банки (73% опрошенных), телекоммуникационные компании (47%), медицинские учреждения (32%), а также юридические компании, образовательные, туристические и другие. При этом люди испытывают раздражение, злость, возмущение и недовольство. А чтобы избавить себя от назойливых спамеров, их номера добавляют в черный список. Так делают 73% жителей России. К этому добавляются также антиспам-сервисы: знают о существовании такой услуги 78% респондентов, а активно пользуются — 31%. Однако это не навсегда избавит от спамеров.
Виктория Лушникова, 28 лет, специалист по продажам:
Меня активно атакуют своими предложениями банки. Я обычно не дослушиваю их до конца или вообще стараюсь не брать трубку. В черный список пыталась добавлять, но это либо помогает ненадолго, либо не спасает совсем, потому что некоторые спамеры меняют номера и начинается новая волна звонков.
Главное в таких случаях — сохранять спокойствие и холодный рассудок, не вестись на рекламу, а тем более на мошенников и их руководство к действиям. Всегда необходимо перезванивать на официальные номера банков и сообщать о подобных случаях.
Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 8 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1,3 тыс. россиян старше 18 лет.
Ранее «Краснодарские известия» писали о том, как сотрудников редакции пытались обмануть мошенники под видом спецслужб.