Пожалуй, самое грустное из того, что поджидает нас за чертой новогодних праздников, не считая самого факта возвращения к будничной рутине, это «развенчивание» елок. Безжалостно выброшенные в мусорные баки на контейнерных площадках, а то и вовсе где попало, они гибнут, попутно истощая нашу экосистему.
Не бросать в баки, а класть рядом
Помните советский фильм «Девчата», в одном из эпизодов которого главный герой бригадир лесорубов Илья рассказывает простодушной и наивной Тосе — выпускнице кулинарного училища — о том, что можно сделать из одного кубометра леса. Отнюдь не только дрова и шпалы для рельсов, как считала девушка: 200 кг бумаги, 170 пар резиновых галош, 2 шины для автомобиля, 180 кг шерсти и даже варежки. «Лес… он все человечество обогревает», — заключил бригадир.
А еще он дарит красоту, которую многие отчего-то ценят лишь в новогоднюю ночь. Интерес к раскидистым елкам, которые еще недавно бережно украшали игрушками, окончательно пропадает у домочадцев к середине января. Праздники отгремели, а значит, шарики-фонарики отправляются в дальний ящик, а сами деревья — на площадку для сбора мусора.
Отдадим должное: среди краснодарцев есть и те, кто, пусть и не порицает процесс вырубки елей как таковой, но, по крайней мере, ответственно относится к их утилизации. И с каждым годом таких жителей становится все больше.
Еще пару лет назад по окончании Старого Нового года возле баков в разных районах города складировались десятки деревьев. Сейчас таких объемов нет, и это, по всей видимости, говорит о том, что искусственные ели стали предпочтительнее. Что касается утилизации живых, то главное — бросать их не в сами баки, где вместе с остальными отходами органику спрессует мусоровоз, а класть рядом. Причем остатки скотча, мишуры, игрушек и другую атрибутику необходимо перед этим снять,
— сказала руководитель PR-службы АО «Мусороуборочная компания» Елена Штеля.
Собранные деревья перерабатывают в щепу, которая служит удобрением или кормом для животных. Также ее используют в ландшафтном дизайне: отсыпают дорожки в парках и вольерных комплексах.
После праздников и бурелома
По мнению эколога, члена общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамина Голубитченко, чтобы хвойные красавицы, честно отработавшие новогодние праздники, принесли впоследствии пользу, в городах необходимо создавать специальные пункты сбора. Оттуда ели можно отправлять прямиком в машины для измельчения веток.
Такая техника не сильно затратная в финансовом отношении, но очень эффективная. Получившаяся в результате переработки щепа украшает территорию. Кроме прочего, мульчирование — покрытие почвы слоем из органических материалов — уменьшает количество испаряемой воды с поверхности почвы, сокращая частоту ее полива,
— говорит Вениамин Голубитченко.
В измельчении нуждаются не только постпраздничные ели. Жители частного сектора не понаслышке знают о проблеме захламления контейнерных площадок ветвями, оставшимися после опиливания деревьев или шквалистого ветра. Хозяевам девать их некуда, но и возле баков им не место.
Учитывая одну лишь январскую утилизацию елей, машина по переработке веток окупится менее чем через год,
— убежден эксперт.
По такой же схеме действует и большинство елочных питомников. Не распроданные до 31 декабря деревья они перерабатывают через дробилку в щепу. Как рассказал директор одного из местных питомников Василий Кочержук, в этом году не нашли своего покупателя порядка 5% елей из всего закупленного объема.
Это количество меняется из года в год. Как и в любом бизнесе, здесь все зависит от спроса. Мы анализируем его, и в зависимости от этого вырисовывается число деревьев для продажи. За последние три года оно уменьшилось на 5-10%,
— продолжает собеседник.
В горшке, с закрытой корневой системой
Еще одно пристанище для нераспроданных елей — храмы. 1 января предприниматели отдают их туда для украшения зданий и территории к рождественским праздникам или раздачи малоимущим прихожанам.
Но не во всех храмах пользуются этим даром, предпочитая искусственные ели. Это утилитарнее, а главное — с заботой о природе. К тому же сейчас создают такие деревца, что с пары метров и не отличишь живую ель от искусственной,
— делится руководитель информационно-издательского отдела Екатеринодарской и Кубанской епархии диакон Михаил Степанков.
Переработка елей и их раздача в церковные сооружения — дело хорошее. Но с культурой потребления знакомы далеко не все. Назревает вопрос: а не пора ли вводить квоты на количество продаваемых на елочных базарах елей? Разумеется, с расчетом на спрос.
Это было бы правильно. Важен и организованный ежегодный мониторинг по факту елочных продаж. Тогда число живых деревьев, нещадно гибнущих среди мусорных отходов, сократилось бы,
— считает основатель и координатор общественного движения «Помоги городу» Елена Шувалова.
Собеседница признается, что идеальный вариант для краснодарцев, которые хотят иметь живую ель на Новый год, — приобрести ее в горшке, с закрытой корневой системой. После праздников такое деревце можно высадить во дворе своего дома. А если превратить это в добрую традицию, то наш город в целом станет богаче на десятки, а может, и сотни хвойных растений. И себе, и людям, как говорится.
Сами себе хозяева
Вернемся к вопросу о квотах. Начальник управления торговли и бытового обслуживания населения Ольга Ольшанская в разговоре с «КИ» пояснила, что в соответствии с Федеральным законом № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» нельзя устанавливать какие-либо ограничения в деятельности любых хозяйствующих субъектов.
Диктовать какие-либо условия мы не можем и касаемо количества продаваемых хвойных деревьев. Все елочные базары участвуют в торгах и носят заявительный характер. Если говорить о том, сколько именно таких точек открывается ежегодно и в каких локациях, то эти данные определяются схематически сроком на пять лет. В этом году функционировала 41 точка, но в следующем году эта цифра может измениться. Все зависит от того, сколько заявлений от желающих открыть елочный базар к нам поступит,
— сказала Ольга Ольшанская.
К слову, жители отмечали, что в разных районах, особенно в пригороде, встречались базары, которые не указаны в перечне разрешенных для продажи адресов. В течение месяца специалисты управления торговли и бытового обслуживания населения совместно с сотрудниками полиции оперативно выявляли факты несанкционированной реализации хвойных деревьев. Такие точки закрывали, попутно выписывая их хозяевам административный штраф. На нелегалов могли пожаловаться и сами краснодарцы, позвонив на телефон горячей линии управления торговли, Единой дежурной диспетчерской службы или же сделав публикацию в социальных сетях.
Нужно сказать, что с каждым годом количество елочных базаров в Краснодаре снижается. В 2023 году их было 42, в 2022-м — 53, а в 2021-м аж 80! То есть горожане стали ответственнее подходить к теме природы и потребления и переходят на искусственные ели, тем самым давая понять продавцам, что их зеленый бизнес пора если не сворачивать, то оптимизировать.
Что касается 41-й точки продаж в 2024 году, то каждую из них обязали прекратить свою работу до 31 декабря. Обязательное условие — вывезти нераспроданные елки и привести после себя территорию в соответствующий вид. В первые дни наступившего года специалисты управления торговли проконтролировали выполнение этого.
Искусственная ель родом из детства
Я с трехлетнего возраста встречаю каждый Новый год в компании одной и той же искусственной ели. Родители приобрели ее в одном из торговых центров еще в начале нулевых, причем за весьма солидный для того времени ценник — две тысячи рублей. По воспоминаниям мамы, средняя зарплата была тогда немногим больше — около пяти тысяч.
Тот случай, когда переплатили не зря: полутораметровая красавица цвета изумруда с декоративными шишками на ветвях радует нашу семью уже больше двадцати лет. По своему виду она ничуть не уступает новеньким елям, которые еще в прошлом месяце горделиво стояли вдоль базарных рядов.
Признаюсь честно: однажды, эксперимента ради, мы-таки купили живую сосну. Ко всеобщему разочарованию, она простояла в приличном виде всего неделю, даже не удосужившись дождаться окончания всех новогодних праздников. Пожухлая, с наполовину осыпавшимися иголками, она отправилась на контейнерную площадку возле дома для последующей утилизации.
К чему это я? Где родился, там и пригодился. Живым елям и соснам, как ни поверни, лучше в лесу — том самом, что и нас с вами обогревает, по емкому выражению лесоруба из советских «Девчат». И поверьте, правильно выбранное искусственное дерево подарит вам не меньше новогоднего настроения. Да еще и на долгие годы.