Краснодарские известия

Что мешает поколению XXI века радоваться жизни?

Рожденные в 2000-х активно посещают психологов и психотерапевтов, принимают антидепрессанты и не видят ничего светлого в будущем. Что является предшественником такого недуга?

Не нравится работа, город… не нравится все

Подобные размышления свойственны нашей молодежи: на отсутствие мотивации в жизни жалуется более половины из них.

Елизавете Яровой 24 года. В этом году оканчивает магистратуру в вузе. С чувством тревоги и стресса борется с выпускного класса:

Я начала замечать подавленное состояние, когда готовилась к ЕГЭ. В этот период сложно избежать стресса, ведь от решенного теста будет зависеть твоя дальнейшая судьба. В итоге хорошо сдать профильную математику не удалось, пришлось снова готовиться и пересдавать. Сейчас работаю и живу там, где не нравится. Постоянно завишу от рабочего графика, что тоже доставляет дискомфорт. Мы живем в информационном потоке в то время, когда поддержки особо никакой нет. На работе, которую должен сам найти, не обучают, а бросают в свободное плавание. Государство или университет тоже не оказывает поддержки. Не по плечу покупка квартиры, а заработную плату не повышают.

Ева Неутолимова — студентка 1-го курса. Казалось бы, жизнь только начинается и перед тобой открыты все двери. Но девушка испытывает постоянную тревогу и чувство неопределенности:

Все началось давным-давно, однако осознала я, что что-то не так, в 18 лет. На протяжении долгого времени находилась в апатии, не хотелось вообще ничего делать, привлекали мысли о прекращении жизни из-за бессмысленности окружающего. На душе — какое-то тяжелое ощущение. Потом обратилась к специалисту, поставили диагноз: тревожно-депрессивное расстройство. Некоторое время принимала антидепрессанты. Особенно сложно пришлось во время пандемии — не было сил открывать глаза и вообще как-то существовать. Сейчас все более-менее стабильно. Иногда накатывает апатия, однако я стойко держусь.

«Люди старшего возраста имеют более четкий идеологический стержень»

Разговоры о депрессии вызывают недоумение у старшего поколения, ведь во времена их молодости такого понятия попросту не существовало.

Молодежь специально создавала себе сложные условия, в которых можно было проверить свой характер на выносливость и воспитать выдержку. Студенты отправлялись в походы, участвовали в комсомольских стройках, осваивали месторождения в диком северном краю. Это имело свои результаты: в СССР зафиксировано намного меньше случаев депрессии, чем в наши дни.

Тогда у многих людей отсутствовало личное пространство, им все время приходилось делить быт с посторонними людьми в коммунальных квартирах или общежитиях. Советские граждане без признаков депрессии переносили такие непривычные, как сейчас кажется, условия жизни. Наоборот, они искренне радовались и наслаждались жизнью.

Наша читательница Ирина Епишкина выросла в СССР. С такими понятиями, как депрессия, апатия и стресс сталкивалась редко. Закалка помогает ей справляться с трудностями и сейчас:

Никогда не испытывала депрессии. Мне чуждо такое понятие. В молодости бывали непростые времена, но со всем справлялись. Даже сейчас в нелегкие периоды жизни я иду в лес в любую погоду, включаю аудиокнигу и слушаю: 2-3 часа на природе с пользой для души и тела. Слушаю наших политаналитиков, военных экспертов, православных священников, творческих людей. Я считаю, что привязываться к материальному вообще себе во вред. Надо жить с ощущением того, что каждый день — особенный и неповторимый,

— уверена Ирина.

Если сравнивать молодежь со старшим поколением, то их базовой ценностью являлось объединение, а не индивидуализация. В этой системе преобладали нематериальные ценности (любовь, дружба, честь, совесть, достоинство). Сравнивая поколения, можно сказать и о том, что люди старшего возраста имеют более четкий идеологический стержень,

— объясняет заместитель главного врача по клинико-экспертной работе Галина Юсифова-Антонова.

«Очень модно стало говорить, что у тебя депрессия»

На просторах социальных сетей все чаще мелькают ролики с людьми, разъезжающими на дорогих машинах, приобретающими по три квартиры в столичных высотках, скупающими дорогие бренды и не знающими счета деньгам. За последние несколько лет эти богатые, уверенные в себе и ни в чем не нуждающиеся люди сформировали понятие «успешный успех». Такая искусственно созданная концепция не оставляет равнодушной современную молодежь: заставляет нервничать, критично относиться к собственным результатам, а иногда и тратить деньги на сомнительные курсы, консультации или инвестиции.

Молодые люди пытаются угнаться за этим миром, стремятся сделать все быстрее, боятся оказаться неуспешными и нереализованными. Но ведь в погоне за результатом можно упустить и саму жизнь.

Уже не новость, что стресс является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы испытываем его на регулярной основе. Представьте ребенка, за которого в период взросления все решали родители, делали за него выбор, оберегали от социума. А по достижении 18 лет от него начали требовать самостоятельности. Он все чаще слышит фразы: «Ты должен», «Ты уже взрослый», «Когда ты уже станешь самостоятельным»… А его просто не научили. И что мы видим? Он не соответствует современным требованиям общества. И вот он уже больше не особенный, каким казался для своих родителей. Все это сопровождается затяжным стрессом, самооценка падает, и человек может погрузиться в депрессию,

— объясняет появление стресса и депрессии среди нынешнего молодого поколения психолог Виктория Казанцева.

Как считает специалист, если сравнить людей 25 и 40 лет, то увидим колоссальную разницу в достижении цели и своей роли в социуме. Представители старшего поколения приучены к труду, имели постоянный контакт с окружающими. Основная забава в детстве — поиграть на улице с друзьями. Они знали круг своих обязанностей, отвоевывали социальную роль в коллективе и слыхом не слыхивали про депрессию.

Что же касается людей 25 лет, то еще с подросткового возраста им известны такие понятия, как стресс, депрессия, эмоциональное выгорание. Что, конечно же, накладывает отпечаток на их сознание.

Сумасшедший поток информации. Не научившись фильтровать ее, человек погружает свой организм в состояние постоянного стресса. Но он, вместо того чтобы заняться чем-то другим, снова смотрит в телефон и пытается успокоиться за счет источника его появления.

Очень модно всем говорить, что у тебя депрессия. Я лично слышу это постоянно от студентов в возрасте 15-23 лет. Любое плохое настроение автоматически приписывается к этому диагнозу. А депрессия — это болезнь, и вылечить ее может только врач,

— подчеркивает психолог.

Кризис: встреча с взрослой жизнью

Если рассматривать рост депрессивных состояний среди возрастной группы 18-25 лет, или так называемый кризис встречи с взрослой жизнью, то на первый план выходят следующие причины:

Что же с этим делать? Психолог рекомендует начать с элементарного: спорта, прогулок на воздухе, хобби, с установки целей и дедлайнов для их достижения.

Это минимальный набор того, что я даю своим студентам. И 50 процентов из них сразу забывают про стресс и апатию. Если же это не помогает, то необходимо обратиться к специалисту,

— говорит Виктория Алексеевна.
Exit mobile version