Все знают о подвиге сыновей Петра Карповича — Евгения и Гения Игнатовых, но сегодня речь пойдет не о них, а об их отце и партизанах отряда, которые уничтожили живой силы и техники врага больше, чем кто-либо другой из таких же подразделений.
Командир, он же Батя
Эффективность партизанских отрядов в борьбе против оккупантов была высоко оценена еще в Отечественной войне 1812 года, когда «летучие отряды» гусар и ополчение, состоявшее большей частью из крестьян, наносили огромный урон армии Наполеона, уничтожая его живую силу, материальную и продовольственную базу. Во время Великой Отечественной партизанские отряды создавались и стихийно, и централизованно. Зная, что враг идет на Кубань, в Краснодарском крае до оккупации были сформированы 86 таких отрядов. Во время оккупации в августе 1942-го боевые действия осуществляли 73 формирования, около 6500 человек.
История отряда Игнатова кажется надуманной из-за ее идеальности. Тем не менее нет сомнений в подлинности всех героических событий деятельности партизан этого отряда.
К началу войны Петр Игнатов занимал должность директора Краснодарского химико-технического института (ныне Кубанский государственный технологический университет). В ноябре 1941 года его назначили командиром партизанского отряда, впоследствии действовавшего на территории Сталинского, Северского и Горяче-Ключевского районов.
Батя, как его называли товарищи, вышел из рабочей семьи. С 1913 года член партии —
большевик-подпольщик. Активный участник революционных Петроградских событий 1917 года. Прошел через аресты и ссылки. Изобретатель, рационализатор, а также невероятно талантливый организатор и руководитель.
Высокообразованные партизаны
Игнатов набирал людей из тех, кого знал лично. Отряд более чем наполовину состоял из очень образованных людей: из 58 человек 39 с высшим образованием — инженеры и техники комбината «Главмаргарин» и Химико-технологического института. Среди членов отряда — два кандидата наук, химики, умевшие изготавливать взрывчатку из ничего, и главное — многие в совершенстве владели немецким языком. В отряде также были пулеметчики, снайперы и даже один летчик-истребитель, списанный по здоровью. Каждый из них должен был иметь бытовую специальность: повара, сапожника или столяра. Вместе с Петром Карповичем сражались его сыновья и супруга, которая работала в отряде врачом.
У Бати всегда царила образцовая дисциплина. Регулярно проводились построения, политзанятия и обучение бойцов всем необходимым навыкам партизанской борьбы. Особое внимание уделяли новичкам. Действия каждого участника будущей операции тщательно прорабатывались с учетом любых возможных вариантов развития ситуации.
До августа 1942 года бойцы проходили подготовку по минно-взрывному делу и другим необходимым для диверсионных операций боевым специальностям. Отряд Игнатовых никогда не испытывал недостатка в толе и динамите. Химики готовили взрывчатку из глицерина, жира и прочих компонентов, полностью обеспечивая себя и других партизан Кубани.
Из воспоминаний, опубликованных в книге «Записки партизана»:
«…наши мастерские — минные, кузнечно-механические, столярные, сапожные, портновские — обслуживали не только наш отряд, но и наших соседей-партизан. Мы создали передовой госпиталь, через который прошли многие сотни раненых партизан и бойцов Красной Армии. В тылу у врага, в горной глуши, мы открыли «миннодиверсионный вуз», где проходили теорию и практику минно-диверсионной работы лучшие и храбрейшие партизаны соседних отрядов…».
Профессиональный подход или везение?
Девятого августа 1942 года передовые части 17-й армии вермахта заняли Краснодар. Первую диверсию, а именно подрыв немецкого эшелона, партизаны провели с 19 на
20 августа: было уничтожено 48 гитлеровцев. Головной бронетранспортер подорвали на фугасе, а пехоту на грузовиках расстреляли из пулеметов. Среди трофеев оказалось несколько снайперских винтовок, которые очень пригодились впоследствии.
Готовились к каждой вылазке чрезвычайно тщательно. По письменным свидетельствам участников группы, они тратили 70% своего времени на детальное изучение операции, включая самые незначительные мелочи, и на разработку снаряжения в мастерских, иногда весьма оригинального. И только остальные 30% — на непосредственную подготовку самой диверсии.
Как уже упоминалось, тактика и методы подготовки партизан под руководством Игнатова были необычайно эффективными и до сих пор изучаются военными специалистами и историками. Например, один из минеров обладал особым чутьем: он закладывал мины в тех местах, которые выбирали для позиции немецкие снайперы, охранявшие движение эшелонов, и почти все они имели 100-процентный результат поражения живой силы противника.
Беспрецедентные показатели
Если говорить о результатах всей деятельности отряда, то точных данных нет, так как практически все операции проводились в тесном взаимодействии и с участием бойцов из других отрядов.
Тем не менее результаты на фоне большинства донесений, поступавших в Штаб партизанского движения, действительно поражают. За весь период активных действий — с 6 августа 1942-го по 17 февраля 1943 года — партизаны Бати пустили под откос 16 эшелонов, уничтожили более 20 локомотивов, около 40 единиц бронетехники, включая минимум два танка, а также не менее 200 грузовиков и автомашин. Устраивали засады и сбивали даже самолеты, запчасти которых требовались как источник целого ряда ценных материалов, таких как алюминиевая проволока, ее использовали для мин натяжного действия.
Все вместе взятые отряды Краснодарского края не нанесли врагу столько ущерба, сколько шесть десятков бойцов отряда Игнатовых. Отметим, что, по мнению военных историков, не только во время Великой Отечественной, но вообще в истории всемирных войн не существовало такого результативного отряда. Но факт остается фактом.
Отрывок из воспоминаний Петра Карповича «Записки партизан»:
«Мы нападали небольшими группами, почти всегда силы противника превосходили количественно наши силы в десятки раз. Но если нам не удавалось истребить врага до того момента, когда он приходил в себя, мы умели вовремя отходить. Пути отхода всегда были заранее известны каждому участнику нападения. Было бы крайне легкомысленно, не учитывая переломного момента в психике врага, вступать своей маленькой группкой в штыковую драку с врагом…»
Факт
Партизанский отряд из 58 штатских интеллигентов менее чем за год боевых действий потерял пятерых бойцов, уничтожив при этом более 8 тысяч солдат и офицеров противника! И это подтвержденные факты.
Железнодорожная война
Петр Игнатов старался придумывать все более сложные схемы засад, но самой эффективной оказалась все же железнодорожная война. «Подрывники, как всегда, работали комплексно, их целью был не только поезд, но и все вокруг. Фугасы закладывались в местах, где проходило сразу два железнодорожных полотна. Второй путь минировался для подрыва состава, который прибудет к месту диверсии, чтобы перегрузить груз с уничтоженного поезда. Также минировались все ближайшие дороги, чтобы уничтожить всех, кого кинут на борьбу с партизанами. В результате за несколько часов погибали десятки, а то и сотни гитлеровцев».
До полного освобождения Кубани отряд Бати активно помогал частям действующей Красной Армии, преследовавшим отступающего врага. Летели под откос эшелоны, потерь в отряде больше не было. Последней победой стал бронепоезд, который пустили под откос в районе станицы Афипской.
Помним. Гордимся. Чтим
После войны большинство членов отряда вернулось на свои рабочие места. Братьев Игнатовых похоронили в Краснодаре на Всесвятском кладбище. Сам Петр Игнатов продолжил работу по партийной линии. Написал несколько книг, первыми были «Братья-герои» и «Записки партизана», изданные в 1944 году. Затем вышли «Жизнь простого человека», «Подполье Краснодара», «Наши сыновья», «Голубые солдаты» и др.
При его участии был снят документальный фильм, рассказывающий о подвигах партизан Краснодарского края. Впоследствии он избирался депутатом Верховного Совета СССР и Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Скончался Петр Карпович в возрасте 90 лет в 1984 году.
Известный советский писатель Валентин Катаев напишет о героической семье: «Какие люди! Разве можно победить народ, воспитавший таких людей?»