Краснодарские известия

Через призму пушкинских строк: пресс-показ спектакля «У Лукоморья»

Фото: Эльвира Мясищева, "Краснодарские известия"

В драме спектакль бы не получился

А.С. Пушкин, как основоположник русской литературы, не только создал вечные произведения, но и открыл двери в театральное искусство, вдохновляя поколения режиссеров и артистов. Его поэма «Руслан и Людмила» — это не просто история о любви и приключениях, а глубокая аллегория, отражающая человеческие чувства и стремления. Именно поэтому она так часто становится объектом для театральных постановок. Но ни один из спектаклей, основанный на поэме, не похож друг на друга. Татьяна Вдовиченко — руководитель проектов и второй режиссер Фонда Сергея Безрукова воссоздала текст так, чтобы он был понятен как для взрослой аудитории, так и для детей. Режиссер отметила, что ставить произведения Александра Сергеевича Пушкина — задача весьма непростая. По ее словам, Пушкин — это глубокий и сложный автор, а его поэзия и поэмы, подобные «Одиссее» Гомера, создают дополнительные трудности для сценической интерпретации.

Выбрала я эту поэму, потому что, честно говоря, поставить Александра Сергеевича всегда было моей мечтой. Мне предложили — я сразу схватилась за эту идею. Потом пожалела, а потом начала работать,

— рассказала она.
Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Режиссер подчеркнула, что театр кукол — это не только детское развлечение, но и серьезное творческое направление с уникальными приемами, отсутствующими в драматическом театре.

Тут есть много других выразительных средств, которые можно использовать, и я думаю, что в драме я бы этот спектакль не поставила. Потому что видите, тут летающие столы, стулья — все работает,

— отметила она.
Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Страшно красиво

Все чаще в традиционных театральных постановках появляются интерактивные элементы, и так называемая «четвертая стена» между зрителем и сценой постепенно исчезает. Спектакль «У Лукоморья» не стал исключением. Начало представления ознаменовалось задорными актерами, которые читали первые строки из знаменитого фрагмента поэмы: «У Лукоморья дуб зеленый». Зрители должны были продолжить вторую строку. Каждый раз, когда кто-то выражает недовольство по поводу необразованного молодого поколения, стоит пригласить его на этот спектакль, чтобы услышать, как дети хором выкрикивают из зала: «Золотая цепь на дубе том», даже без подсказок родителей.

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

После такого взаимодействия все внимание ребят на ближайшие 1,5 часа точно будет сосредоточено на сцене. Тем более, когда на сцене происходит что-то зловещее. Всем известный сюжет – Руслан женится на Людмиле, но её похищает злой колдун. И то, как на сцене изображали борьбу света с тьмой, заслуживает отдельного внимания. Особенно сильно на восприятие картины играет звук и свет, с чем прекрасно справилась команда звукорежиссеров и постановщиков света. Их работа создала уникальную атмосферу, усиливая каждую сцену и подчеркивая эмоциональную нагрузку происходящего. Музыка, подобранная к ключевым моментам, погружала зрителей в мир волшебства и приключений, а эффектные световые решения помогали визуализировать внутреннюю борьбу героев. Темное полотно, подсвеченное красных цветом на фоне зловещего голоса Черномора и устрашающего смеха колдуньи Наины выглядели действительно жутко, но в то же время и по-настоящему прекрасно.

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Кроме того, стоит отметить мастерство актеров, которые не только передали характеры своих персонажей, но и смогли установить контакт с аудиторией. Мы встретили одну из актрис на улице перед показом. Не зная, что она играет одну из главных ролей, завели диалог, в процессе которого она с восторгом отметила, что спектакль, просто потрясающий: «Аж не верится, что это у нас в Краснодаре такое, а не где-нибудь в Москве». Именно эта эмоция и читалась у них в глазах. Одно из правил Станиславского — чем больше актер погружается в свою роль и точно передает переживания своего персонажа, тем больше зритель начинает верить в происходящее на сцене. Воодушевившись мастерством режиссера, абсолютно каждый актер буквально жил на сцене.

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Ну и самым прекрасным для меня в этой постановке стали костюмы и декорации, которые отражали дух времени, при этом создавая яркие образы. Каждая деталь была продумана до мелочей.

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

А где же куклы?

В силу моего маленького опыта хождения именно по кукольным представлениям, мне, как и многим, казалось, что кукольный театр — это никогда не актеры, а всегда только куклы, которыми просто управляют и озвучивают. Но оказалось все не совсем так. У кукольников существует термин «живой план» — это техника в театре кукол, при которой актеры исполняют свои роли без использования традиционных кукол, но при этом сохраняют элементы кукольного театра. Это может включать в себя использование мимики, жестов и голосовых эффектов, чтобы создать иллюзию взаимодействия с куклой или персонажем.

Фото: Эльвира Мясищева, «Краснодарские известия»

Такой подход часто используется в современных постановках, где традиционные границы между театром кукол и драматическим театром стираются, создавая новые формы искусства. Конечно, для совсем малышей продолжают ставить исключительно кукольные представления, но время меняется, как и меняется искусство вместе с ним. И может совсем скоро театр перевоплотиться в совершенно ином видении. А вот хорошо это или плохо судить уже не нам.

Информационный обзор редакции / 12+

Exit mobile version