В Екатеринодаре генерал-адъютант свиты его величества Феликс Николаевич Сумароков-Эльстон прожил недолго, всего шесть лет, однако оставил заметный след в его истории. При его атаманстве закончилась многолетняя Кавказская война и был осуществлен постепенный переход к жизни войска на мирный лад. Отличился Феликс Николаевич и на поприще гражданского управления краем. Именно при нем была проведена реформа местного самоуправления Екатеринодара, город из войскового превратился в областной центр с гражданским управлением. Подробнее о жизни графа рассказывает автор «КИ» Александр Бурмагин — помощник атамана Екатеринодарского казачьего отдела, кандидат исторических наук.

Сын прусского короля и племянник российского императора?

8 февраля 1860 г. император Александр II подписал указ о наименовании правого крыла Кавказской линии  Кубанской, левого — Терской областью. 23 мая последовал указ об именовании командующего войсками правого крыла начальником Кубанской области, левого — начальником Терской области. 19 ноября 1860 г. императорским указом Черноморское казачье войско было переименовано в Кубанское казачье войско.

Первым наказным атаманом вновь созданного войска стал командующий войсками правого крыла Кавказской линии генерал-адъютант граф Н.И. Евдокимов. Однако его основной задачей на то время было покорение Западного Кавказа, а вновь созданное войско требовало проведения огромной работы как в военном, так и в административно-хозяйственном устройстве. Поэтому уже в сентябре 1861 г. наказным атаманом был назначен бывший Кутаисский гражданский губернатор генерал-майор Н.А. Иванов, на которого легла работа по первоначальному устройству войска. Основная же работа по проведению военной и гражданской организации войска легла на плечи нового атамана — выдающегося администратора и боевого офицера свиты его императорского величества генерал-майора графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона, назначенного на должность 23 марта 1863 года.

Происхождение Феликса Николаевича покрыто завесой тайны, которую до сих пор снять не удалось. Наиболее распространенной является версия о том, что он был внебрачным сыном наследника прусского престола (с 1840 г. — короля) Фридриха Вильгельма IV и фрейлины супруги Николая I императрицы Александры Федоровны — Екатерины Федоровны Тизенгаузен. Александра Федоровна приходилась Фридриху родной сестрой. Если придерживаться этой версии, то Феликс Николаевич приходился племянником российскому императору Николаю I и двоюродным братом его сыну, будущему императору Александру II. Знаменитым был род и его возможной матери — Екатерины Тизенгаузен, она была внучкой прославленного русского полководца — фельдмаршала князя Михаила Илларионовича Кутузова.

3. ekaterinodar ul. grafskaja vid ot rashpilevskoj do krasnoj Краснодарские известия
Екатеринодар, ул. Графская, вид от Рашпилевской до Красной.

Внук атамана князь Феликс Юсупов в своих воспоминаниях так писал о происхождении деда:

«Говорят, отец его был прусский король Фридрих Вильгельм IV, а мать — фрейлина сестры его, императрицы Александры Федоровны. Та, поехав навестить брата, взяла с собой фрейлину. Прусский король так влюбился в сию девицу, что даже хотел жениться. Тогдашние злые языки уверяли, что фамилия Эльстон — от французского «эль с’этон» [elle s’etonne — «она в изумлении»], что, дескать, выразило чувство юной матери».

Известно, что в Россию маленький Феликс прибыл в 1826 г. вместе со своей воспитательницей Елизаветой Михайловной Хитрово, дочерью М.И. Кутузова, графиней Тизенгаузен в первом браке. То есть, по вышеназванной версии, он прибыл в Россию со своей бабушкой. Воспитывался в ее семье.

Так ли это было на самом деле, можно рассуждать много, но если за столько лет никто не решил этой задачи, то, скорее всего, уже и не решит.

Нет ясности даже с годом его рождения. Одни авторы называют 1820 г., другие — 1821-й. Мы остановимся на наиболее распространенной дате — 1820 г., именно она внесена в Календарь памятных и знаменательных дат Краснодарского края на 2025 год.

Блестящая военная карьера…

В России особым императорским указом Феликс получает официальную фамилию Эльстон, которую носила его кормилица-англичанка.

Феликс Эльстон получил отличное по тем временам военное образование. 1 февраля 1836 г. он поступил фейерверкером в артиллерийское училище, по окончании которого в 1840 г. был произведен в прапорщики и оставлен для получения высшего образования в артиллерийской академии. В 1842 г. переведен в лейб-гвардии конную артиллерию, служил в штабе генерал-фельдцейхмейстера великого князя Михаила Павловича.

В 1849 г. штабс-капитан Эльстон в составе 1-й лейб-гвардии батареи участвовал в сражениях с мятежниками в Венгрии. В 1852-м назначен адъютантом к военному министру графу Чернышеву, а затем состоял при нем офицером для особых поручений.

С началом Крымской войны и открытием военных действий в Азиатской Турции в 1854 году он участвует в боевых действиях на Кавказе и временно командует батальоном Брестского пехотного полка в составе Гурийского отряда. Во время осады Севастополя принимал участие в его обороне и по окончании кампании был произведен в полковники. 17 апреля 1855 г. был удостоен звания флигель-адъютанта свиты его императорского величества.

В 1857 году новоиспеченный граф стал вице-директором канцелярии военного министерства, через год вновь перевелся на Кавказ. Он поочередно командует 81-м Апшеронским пехотным, затем 14-м Грузинским гренадерским полком. Участвовал в боевых действиях. За боевые отличия 28 января 1860 г. произведен в чин генерал-майора с зачислением в свиту. С 1861-го исполнял обязанности начальника Кавказской гренадерской дивизии.

В 1863 г. его назначили на должность наказного атамана Кубанского казачьего войска. Одновременно вплоть до окончания Кавказской войны командует Адагумским и Джубгским отрядами русских войск, принимает деятельное участие в покорении Западного Кавказа. Его боевая деятельность совпала со временем окончательного покорения Кавказа и пленения Шамиля. За боевые отличия награжден рядом орденов. 5 июня 1864 г. произведен в чин генерал-лейтенанта, получил два именных высочайших благоволения и 6000 десятин земли в вечное владение. В 1866 г. пожалован в генерал-адъютанты.

…и удачная женитьба

В 1856 г. Феликс Николаевич женился на графине Елене Сергеевне Сумароковой, дочери генерала от артиллерии графа Сергея Павловича Сумарокова и Александры Павловны, урожденной маркизы Марруци. Елена Сергеевна была старшей дочерью не имеющего потомства по мужской линии графа Сумарокова. Для продолжения славного рода ее мужу Феликсу Эльстону с высочайшего соизволения было разрешено именоваться графом Сумароковым-Эльстоном. Вот таким образом на Кубани появился имеющий графский титул атаман.

2 supruga atamana grafinja elena sergeevna sumarokova elston Краснодарские известия
Супруга атамана графиня Елена Сергеевна Сумарокова-Эльстон.

Жена атамана графиня Елена Сергеевна также оставила заметный след в жизни Екатеринодара. Как пишет специалист крайгосархива М.В. Дегтярёва, с 1 января 1866-го по 10 октября 1868 г. она занимала пост начальницы Мариинского женского училища, открытого в Екатеринодаре 20 октября 1863 г., уже в бытность атамана Сумарокова-Эльстона. Он же возглавил попечительский совет училища. Его примеру следовали и все последующие атаманы.

Вступив в должность, графиня отказалась от жалования — 200 рублей серебром — в пользу училища. Таким образом образовался капитал в 2200 рублей. Проценты с него ежегодно шли на обеспечение одеждой при выпуске беднейших воспитанниц училища. Эта стипендия имени графини Е.С. Сумароковой-Эльстон действовала и в Мариинском женском институте вплоть до установления в городе власти Советов. Графиня возглавила также Екатеринодарское женское благотворительное общество.

Настаивал  на обучении казачества и содействовал ему

Кроме военных заслуг, граф Феликс Николаевич внес огромный личный вклад в развитие практически всех сфер общественной жизни Кубани и народного образования. Еще в первый год своего атаманства Сумароков-Эльстон издает циркуляр, в котором говорилось:

«Только при совместном распространении в войсковом населении элементарного образования, грамотности, под которой разумеется не только ее механический смысл, но и поучительные беседы, чтения с учащимися всех возрастов, можно надеяться на возвышение казаков в нравственном и хозяйственном их положении».

Преодолевая инертное отношение населения к развитию образования, атаман предписывал местному начальству активно включаться в дело создания школ. Ему удалось переломить ситуацию. В приказе по войску от 14 августа 1867 г. отмечалось: «убеждаюсь, что дело народного образования выступило наконец из того заколдованного круга невежества и упорства, в котором оно держалось…».

К 1868 г. в Кубанской области работало уже 217 школ. Как говорилось выше, в 1863 году в Екатеринодаре открывается первое женское учебное заведение — Мариинское женское училище. В казачьих воинских частях по приказу атамана для просвещения казаков были открыты полковые библиотеки. Эта работа вскоре дала свои плоды. К концу века кубанские казаки по уровню грамотности занимали одно из первых мест в России.

Сделал Екатеринодар гражданским, отстоял его «столичность» и учредил городского голову

Важнейшей заслугой атамана Сумарокова-Эльстона было преобразование Екатеринодара из войскового в гражданский город, что дало ему громадный импульс к дальнейшему социально-экономическому развитию. 

1 мая 1867 г. было высочайше утверждено Положение «О заселении и управлении города Екатеринодара». Город получил «общее для всей империи устройство» городского управления.

6 июля 1867 г. с участием атамана Ф.Н. Сумарокова-Эльстона состоялась торжественная церемония открытия города. На встрече с представителями городского общества он выразил надежду, что «они, а в лице их и все члены новой городской семьи, окажут ему дружное содействие в деле благоустройства и процветания ныне открытого города…».

Первые гласные городской Думы были назначены атаманом. Им же из трех кандидатов, набравших на выборах 11 апреля 1868 г. наибольшее количество голосов, был утвержден первый городской голова Екатеринодара. Им стал купец 1-й гильдии отставной поручик К.И. Фролов.

По инициативе атамана в Екатеринодаре открыли ипподром, где стали регулярно проводиться конные состязания. Он просуществовал до 1970-х годов, когда был перенесен в район ул. Российской, где находится и поныне. Территория старого ипподрома сегодня застроена жилыми домами и корпусами политехнического университета.

Другой интересный факт. Вступив в должность, атаман активно выступил против очередной идеи о переносе столицы Кубани в иное место. В том, что Екатеринодар-Краснодар остался на нынешнем месте, краснодарцы должны благодарить именно Феликса Николаевича.

Атаман Сумароков-Эльстон активно занимался проектами проведения на Кубани железных дорог, строительства портов, развития нефтяной промышленности, устройства нового курорта Горячий Ключ, занимался многими другими полезными начинаниями. 

В 1868 году 48-летний атаман в связи с расстройством здоровья был вынужден оставить службу. В 1875 г. был вновь принят и назначен командующим войсками Харьковского военного округа. Однако болезнь вновь обострилась. Умер в Харькове 30 октября 1877 г. в возрасте 57 лет.

Генерал-адъютант Сумароков-Эльстон был кавалером Золотого оружия с надписью «За храбрость». Награжден орденами: св. Анны 1-й ст. с императорской короной и мечами, 2-й ст. с императорской короной и 3-й ст., св. Станислава 1-й ст. с мечами и 2-й ст., св. Владимира 2-й ст. с мечами, 3-й ст. с мечами и 4-й ст. Имел бронзовую медаль в память о Крымской войне, крест за службу на Кавказе и три иностранных ордена.

Судьба детей

Заканчивая рассказ о легендарном кубанском атамане, нельзя не сказать несколько слов о его не менее знаменитых потомках.

В браке у Феликса Николаевича и Елены Сергеевны родилось семеро детей — пятеро сыновей и две дочери. Старшая, Елизавета, вышла замуж за сына прославленного адмирала М.П. Лазарева, именем которого назван поселок и один из районов Большого Сочи. Младшая, Александра, родилась в 1863 году в бытность  отца атаманом, стала женой известного политического деятеля и лидера партии октябристов Ю.Н. Милютина. Из сыновей двое пошли по стопам отца, выбрав военную карьеру. Старший, Сергей, поручик кавалергардского полка, умер в 28 лет.

Другой сын, Феликс Феликсович, стал генерал-адъютантом свиты его величества, начальником Московского военного округа и главноначальствующим над Москвой. Впоследствии числился в гвардейской кавалерии. В 1882 г. он женился на последней в роду княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой. Высочайше утвержденным 11 июня 1885 г. мнением Государственного совета «гвардии поручику графу Феликсу Феликсовичу Сумарокову-Эльстон было дозволено именоваться князем Юсуповым графом Сумароковым-Эльстоном».

Красавица княжна Зинаида Юсупова, как и ее свекровь, была единственной наследницей своего угасающего рода — богатейшего рода Российской империи. Во второй половине XIX в. годовой доход ее отца составлял более 15 млн золотых рублей. Для примера: примерно в это же время Александр II продал Аляску за 7 млн долларов. По знатности происхождения князья Юсуповы могли поспорить с самими Романовыми.

Однако они никогда не были снобами, наоборот, — истинными благотворителями и горячо любили свое Отечество. В 1900 году княгиня с мужем составили завещание, в котором говорилось:

«В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей
Отечества»
.

Феликс Феликсович умер в эмиграции.

Участник «исторического убийства»

У четы Юсуповых было двое детей. Старший, Николай, в 26-летнем возрасте погиб на дуэли. Младший, окончивший Оксфорд Феликс Феликсович, был женат на великой княгине Ирине Александровне — дочери родной сестры императора Николая II Ксении Александровны и внучке императора Александра III.

Князь Феликс Феликсович Юсупов вошел в историю России благодаря участию в убийстве Григория Распутина. Именно он пригласил старца в свой дворец на Мойке в Петрограде и после неудачного отравления произвел в Распутина первый револьверный выстрел.

Ирина и Феликс Юсуповы избежали судьбы царской семьи и многих их царственных родственников. В эмиграции жили в собственном доме в Париже. Мало кто знает, что чета Юсуповых зарегистрировала во Франции свой собственный бренд одежды IrFe, составленный из первых букв их имен. Парижане и гости с удовольствием покупали их одежду, так как кроме великосветских манер Юсуповы обладали хорошим вкусом.

Феликс умер в Париже в 1967-м, о его смерти сообщил даже главный рупор КПСС — газета «Правда». Ирина умерла в 1970 году.

Таким был один из знатнейших дворянских родов России — род князей Юсуповых — графов Сумароковых-Эльстон, — основателем которого был наш кубанский атаман.

В этой связи вызывает недоумение факт того, как сегодня в Краснодаре чтят память выдающегося боевого генерала и государственного деятеля, внесшего бесценный вклад в развитие городского самоуправления столицы Кубани.

В Краснодаре именем атамана Сумарокова-Эльстона названа улица в три десятка частных домов в садовом товариществе на границе с Динским районом…

Жители Екатеринодара более чтили заслуги атамана. По решению городской Думы Екатеринодара улица, на которой жил граф Сумароков-Эльстон, получила наименование Графская. Сейчас это ул. Советская.