Открытие воздушной гавани могло бы стать главным событием, которого с нетерпением ожидали тысячи пассажиров, однако новогоднего чуда не случилось. Напомним, что 15 декабря состоялся тестовый рейс из Минеральных Вод в Пашковский аэропорт, который показал готовность всех служб к приему самолетов и пассажиров. 21 декабря стало известно, что открытие могут отложить на несколько недель. Предполагаемая причина: на текущий момент открытие авиагавани не соответствует требованиям безопасности с учетом проведения СВО.
Сегодня Минобороны РФ дало отрицательный отзыв по открытию краснодарского аэропорта, сообщили «Известия», ссылаясь на источники. Время пустующих взлетных полос продолжается.
«Краснодарские известия» разбирались, на что почти 2 года живет Пашковский аэропорт и сможет ли он когда-нибудь вернуть былую славу и, главное, деньги.
Субсидии помогают продержаться
Ограничению полетов в ряде аэропортов юга России в феврале 2024 года может стукнуть ровно два года. Напомним, что причиной стало осложнение обстановки вокруг ситуации на Украине. О хронологии событий мы писали здесь.
В апреле 2022 года министр транспорта РФ Виталий Савельев заявил о субсидиях для воздушных гаваней, которые будут направлены на восстановление от полученных потерь. Господдержка за счет средств резервного фонда правительства была введена с одобрения президента. Чтобы получить средства, аэропортам необходимо было подать заявку.
Согласно протоколу о подведении итогов отбора, Пашковский аэропорт запросил у государства чуть больше 259 млн руб. на 2022 год.
Грант в форме субсидии воздушная гавань Краснодара получила практически в полном объеме (не считая десятка тысяч рублей). Сумма значительная – больше получили только аэропорты Симферополя (436 млн руб.) и Ростова-на-Дону (297 млн руб.). Субсидии необходимо было потратить на операционные расходы, в том числе зарплаты персоналу, сообщали тогда в пресс-службе Росавиации.
Руководство аэропорта, возможно, надеялось на быстрый и благополучный исход для отрасли, поэтому в запросах заявки необходимую сумму указали только на 2022 год. Однако с каждой неделей становилось понятно: закрытое небо будет таким еще долго.
Поэтому господдержку провели в три этапа. Во время второго этапа сумму денежных средств, на которую может рассчитывать конкретный аэропорт, высчитывали исходя из числа «потерянных пассажиров», умноженных на размер расходов на одного такого пассажира. С каждым месяцем расходная ставка уменьшалась. К примеру, еще в марте это было 772 руб. на пассажира, в апреле – уже 706 руб., в мае – 488 руб.
В октябре того же года третий этап отбора и распределение средств было принято рассчитывать по другой схеме. У каждого аэропорта теперь своя формула стоимости «потерянного пассажира». У Пашковского аэропорта она равнялась 319 руб. Заметили разницу?
Всего в 2022 году закрытые воздушные ворота юга России получили от правительства около 7 млрд руб.
Сегодня же стало известно, что на поддержку аэропортов на юге и в центре России выделили почти 3,3 миллиарда рублей. Они пойдут на частичную компенсацию расходов по обычным видам деятельности и уплате процентов по кредитным договорам или договорам займа за август – ноябрь 2023 года.
Средства распределят между аэропортами в Краснодаре, Анапе, Геленджике, Ростове-на-Дону, Элисте, Белгороде, Брянске, Курске, Воронеже и Симферополе, где временно приостановлено обслуживание гражданских авиарейсов.
Оценка потери пассажиропотока
Несмотря на поддержку, аэропорт Краснодара впервые за последние 8 лет получил убыток в размере 213,7 млн руб. по итогам 2022 года, сообщал «Коммерсант» со ссылкой на «Интерфакс». Собственная выручка снизилась в 4,7 раза. Остальные доходы практически на 90% составляли субсидии Росавиации.
В первом квартале 2023 года господдержка аэропортам значительно сократилась почти в три раза. В правительстве объяснили такое решение тем, что аэропорты не смогли освоить всю сумму субсидии в 2022 году.
Однако с мая по сентябрь из резервного фонда воздушные гавани получили более 5 млрд руб. В 2022 году международные аэропорты Краснодара и Анапы, которые входят в группу компаний «Аэродинамика», оценивали потери пассажиропотока минимум на 5 млн человек.
Как сообщал «Интерфакс» со ссылкой на представителя «Аэродинамики», если бы Пашковский аэропорт в 2022 году открыли в августе, в разгар бархатного сезона, его пассажиропоток мог бы составить до 100 тыс. человек в месяц. Это довольно приличная цифра.
Чего ждать?
Что касается прогнозов, здесь можно только предполагать, какой исход ждет краснодарскую воздушную гавань в случае открытия. Однако можно подсчитать, что даже в ковидный 2021 год, в ограниченных условиях, три аэропорта компании обслужили в совокупности более 19 млн пассажиров – это на 42% выше, чем в 2019 году, когда коронавируса еще не было в мире и стране. Из них чуть более 5 млн человек обслужил краснодарский аэропорт. Выше пассажиропоток был только у Симферополя – чуть более 6 млн человек.
Сможет ли Пашковский когда-нибудь вернуть себе третье место по прибытиям в Краснодарский край? Можно сделать смелое предположение, что в случае открытия в 2024 году краснодарский аэропорт сможет взять на себя не только часть пассажиров своего ростовского «коллеги», который продолжает оставаться закрытым, но также функционирующих аэропортов Сочи, Ставрополя и Минеральных вод.
А это положительно скажется не только на прибыли воздушной гавани краевого центра, но и на дополнительном туристическом потоке на кубанские курорты.
Читайте также: аэропорт Пашковский включен в перечень проектов, реализуемых с участием средств федерального бюджета.