Краснодарские известия

Александр Проценко рассказал, почему 21 февраля стал памятным днем для жителей Донбасса


Александр Проценко, политолог, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного управления ЛГУ им В. Даля, член Общественной палаты ЛНР

В состоянии «ни мира, ни войны»

Если в 2014 году уже стало в принципе понятно, что Россия нас не бросит, «не отдаст на съедение националистам», как сказал однажды Президент РФ Владимир Путин, то в 2019-м, после введения упрощенной процедуры получения российского гражданства, уже даже наши недоброжелатели вынуждены были признать, что Донбасс для России не просто зона реализации геостратегических интересов и вопрос политической прагматики, а нечто большее. Тогда эмоции людей были сравнимы с чувствами экипажа корабля, которому после многолетнего блуждания в океане и борьбы со штормами вдалеке на земле наконец-то зажгли путеводный маяк. Осталось только собраться с силами, духом и еще сильнее и дружнее нажать на весла.

В феврале же 2022-го мы, наконец, ощутили под ногами долгожданную землю, причем родную. Опору и устойчивость, уверенность после затянувшегося подвешенного состояния «ни мира, ни войны». Как пел Высоцкий: «Ну, вот сорвался в пропасть страх навек, навек». Ушел не просто страх, у нескольких миллионов людей с души упал камень сомнений и переживаний насчет своего будущего и будущего своих детей. Если кому-то кажутся излишне пафосными и преувеличенными такие аналогии и эпитеты вроде «долгожданное событие», «историческое» или «выстраданное», то этот человек, скорее всего, никогда не был в республиках и просто не очень хорошо себе представляет, чем и как жило его население с 2014 года.

Русские своих не бросают

При этом к всенародному восторгу и ликованию 21 февраля довольно быстро присоединилось и чувство глубокой тревоги. И не только о своих близких, о тех, кто ушел на фронт, или о жителях, чьи дома оказались на линии боевого соприкосновения. Некоторое время переживали, как отзовется в российском обществе это решение — закончить наши страдания, разрубив узел на шее Луганска и Донецка после безуспешных попыток его развязать мирно, по-человечески.

Ведь геополитическое противостояние, которое вылилось сначала в гражданскую конфронтацию на Украине, а потом и в гражданскую войну на территории Донбасса, имело целью ослабление России как минимум, а максимум — ее разрушение. При этом еще два века назад выдающийся прусский генерал и аналитик Клаузевиц сформулировал аксиому о том, что Россию невозможно победить, атаковав ее границы, ее можно лишь расщепить изнутри. И линии геополитического разлома, прошедшие по улицам луганчан и дончан, в итоге, по замыслу инициаторов войны, должны были трещинами проникнуть глубоко внутрь российского общества, расколоть его, разобщить и рассорить.

Но, несмотря на системные попытки посеять сомнения, испугать россиян и заставить их устыдиться сделанного руководством страны выбора, большая часть российского общества проигнорировала псевдопацифистские ужимки псевдоинтеллигенции и расставило приоритеты, исходя из чувства справедливости. И, как уже не раз бывало в истории государства, несмотря на все угрозы и вероятные тяготы, ответило однозначно на вопрос: «Бросают ли русские своих?» Теперь этой тревоги нет, мы знаем и уверены, что российское общество так же не дрогнуло перед опасностью, как и народ на Донбассе в 2014 году. Вся Россия так же поставила ценности выше ценников.

Нет ненависти к украинцам

Более того, Донбасс тревожит судьба не только своих, но и тех, кого на данный момент сделали нашими врагами или посадили с ними в одну лодку. Люди в республиках до сих пор очень остро и с сожалением переживают то, что приходится переносить украинцам, не взявшим в руки оружие, на той стороне. Пусть даже многие там и возненавидели в моменте нас и Россию в целом за свою собственную неспособность дать по рукам нациствующим компрадорам у власти, которые под их молчаливое согласие все это время пытались сломать и унизить не только жителей Донбасса, но и свой же народ. За то, что закрывали глаза на беззаконие, на преступления и на откровенное культивирование в обществе русофобской неонацистской идеологии в обмен на сохранение своей условной зоны бытового комфорта.

До сих пор души луганчан и дончан не наполнились исступленной ненавистью, бессмысленной жестокостью и ядом к своим бывшим соотечественникам. Это тоже наш общий со всей Россией показательный лакмус, важный критерий отличия и большое нравственное достижение. А также во многом залог победы. И не только военной.

Exit mobile version